Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Борисик А.Л.,
при секретаре Храмцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1092/12 по иску Хабибуллина А. К. к ООО "Строительная компания "Тропос" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Хабибуллин А.К. обратился в суд с иском к ООО "Строительная компания "Тропос" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор N о долевом участии в строительстве, предметом договора являлось осуществление совместного инвестиционного проекта строительства жилого дома. Ответчик обязался передать ему трехкомнатную квартиру N, ориентировочной площадью 89,2 кв.м., жилой - 51,60 кв.м., расположенную на 10 этаже в доме по строительному адресу: "адрес".
В случае увеличения площади квартиры, он, Хабибуллин А.К., обязался доплатить денежные средства, в случае уменьшения площади ответчик обязуется возвратить денежные средства из расчета "данные изъяты" рублей за 1 кв.м.
По результатам БТИ, общая площадь квартиры составила 82 кв.м., то есть размер денежных средств, которые ответчик обязан вернуть составляет "данные изъяты" рублей, которые до настоящего времени не возвращены.
Также указал, что ответчиком не соблюдены сроки сдачи дома и передачи документов.
Считает, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере "данные изъяты" рублей.
Истец Хабибуллин А.К. просит взыскать с ответчика денежные средства в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 2-6).
В судебное заседание истец Хабибуллин А.К. не явился, его представитель по доверенности Гордиенко В.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме ( л.д.
Представитель ответчика ООО "Строительная компания "Тропос" по доверенности Оспенников И.С. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Пояснил, что общая площадь квартиры N, расположенной в "адрес" в "адрес", составляет 82 кв.м. Указал, что на момент обмера органами БТИ в общую площадь жилого помещения не включены площади балконов, расположенных в квартире истца. Расчет стоимости вклада истца производился на основании суммы общей площади квартиры и двух балконов, что составляет 88,93 кв.м. Площадь квартиры без учета понижающих коэффициентов, применяемых при подсчете площади холодных помещений (балконов) составляет 89,0 кв.м., таким образом переплата истца составляет "данные изъяты" рублей. Требования истца о взыскании компенсации морального вреда незаконны, поскольку, условия договора и срок сдачи объекта в эксплуатацию ответчиком не нарушен, срок передачи квартиры от ответчика истцу после ввода объекта в эксплуатацию договором не установлен (л.д.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО Строительная компания "Тропос" (инвестор) и Хабибуллиным А.К. (соинвестор) заключен договор о долевом участии в строительстве 14-ти этажного жилого дома по адресу: "адрес" (строительный адрес) N, согласно условиям которого инвестор и соинвестор осуществляют совместный инвестиционный проект строительства 14-ти этажного жилого дома по адресу: "адрес" (л.д. 7-11).
Пунктом 1.2, 1.3 договора установлено, что соинвестор выделяет денежные средства для долевого участия в строительстве 14-ти этажного жилого дома по адресу: "адрес", а инвестор обязуется после окончания строительства, ввода дома в эксплуатацию, реализации условий инвестиционного проекта по строительству жилого дома и выполнения соинвестором условий договора, передать соинвестору права на квартиру согласно п. 1.4 договора, находящуюся в доме, для дальнейшего оформления соинвестором права собственности.
Из п. 1.4 договора следует, что доля соинвестора в результате осуществления инвестиционного проекта составляет трехкомнатная квартира N, ориентировочной общей площадью 89,2 кв.м., жилой - 51,60 кв.м., расположенная на 10 этаже в строящемся 14-ти этажном жилом доме по строительному адресу: "адрес".
Вклад соинвестора в строительство объекта составляет "данные изъяты" рублей (п. 3.1 договора).
Кроме того, п. 8.5 договора установлено, что соинвестор обязуется при получении инвестором уточненных данных БТИ по размерам общей площади приобретаемой квартиры с учетом п. 3.3 договора, из которого следует, что при расчете вклада соинвестора, площадь остекленных лоджий (балконов) рассчитывается с применением коэффициента перерасчета равное единице, независимо от того, какой коэффициент перерасчета будет установлен БТИ при определении площади квартиры, в случае ее увеличения доплатить инвестору денежные средства из расчета 24060 рублей за 1 кв.м.; в случае уменьшения площади передаваемой квартиры, инвестор обязуется возвратить соинвестору денежные средства из расчета 24060 рублей за 1 кв.м.
Ориентировочный срок сдачи объекта в эксплуатацию -четвертый квартал 2004 года (п. 4.4 договора).
Свои обязательства Хабибуллин А.К. исполнил надлежащим образом, а именно ДД.ММ.ГГГГ внес инвестиционный взнос в размере "данные изъяты" рублей, что следует из приходного кассового ордера N (л.д. 12).
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ между ООО Строительная компания "Тропос" и Хабибуллиным А.К. заключено дополнительное соглашение к договору N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому уточнены наименование и адрес объекта- многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", срок сдачи объекта в эксплуатацию установлен- третий квартал 2008 года (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО Строительная компания "Тропос" (инвестор) и Хабибуллиным А.К. (соинвестор) подписан акт приема-передачи квартиры N, из которого следует, что инвестор передает Хабибуллину А.К., а последний в соответствии с договором о долевом участии в строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ принимает в собственность в жилом доме -новостройке трехкомнатную квартиру N общей площадью 82,0 кв.м., из нее жилой -51,0 кв.м., находящуюся на 10 этаже по почтовому адресу: "адрес" (л.д. 14).
Согласно п. 4 акта приема -передачи, каждая из сторон по договору подтверждает, что обязательства сторон выполнены, расчет произведен полностью, что также следует из справки, выданной ООО Строительная компания "Тропос" (л.д. 15).
Из технического паспорта и составленного на его основании кадастрового паспорта, изготовленных Мытищинским филиалом ГУП МО "МОБТИ" следует, что квартира N, расположенная по адресу: "адрес", состоит из следующих помещений: N коридор площадью 10,1 кв.м., N жилая площадью 18,1 кв.м., N балкон площадью 1,2 кв.м., N жилая площадью 15,3 кв.м., N туалет площадью 1,7 кв.м., N ванная площадью 3,7 кв.м., N кухня площадью 15,2 кв.м., N помещение площадью 3,1 кв.м., N жилая площадью 17,6 кв.м. Площадь всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) составляет 86,0 кв.м., общая площадь жилых помещений составляет 84,8 кв.м., из нее жилая - 51,1 кв.м., подсобная - 33,8 кв.м., площадь помещений вспомогательного использования 1,2 кв.м., самовольно переустроенная или перепланированная площадь 3,1 кв.м. (л.д. 32-38,39-41).
Хабибуллин А.К. зарегистрировал право собственности на квартиру N общей площадью 82, 0 кв.м., расположенную на 10 этаже по адресу: "адрес", о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 16).
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных нормативных актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом или соглашением сторон.
По смыслу заключенного договора, стороны согласовали строительную площадь подлежащего передаче в собственность истца помещения, и с учетом технических особенностей строительства предусмотрели возможность уменьшения площади квартиры с последующим возвращением соинвестору стоимости излишне оплаченных метров жилья.
В соответствии с п. 3.37. Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации",утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, действующей на момент заключения договора о долевом участии в строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ,
общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0.
Из технического паспорта здания (строения) - многоэтажного жилого "адрес", усматривается, что обмер жилого помещения производился органами БТИ по состоянию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) составляла 86,0 кв.м., общая площадь жилых помещений - 82,0 кв.м., из нее жилая - 51,0 кв.м., подсобная - 31,0 кв.м., площадь помещений вспомогательного использования -2,1 кв.м (л.д.
Согласно п. 5 ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
То есть, органами БТИ в общую площадь жилого помещения N в указанном многоквартирном доме не включены площади балконов площадями 3,85 кв.м. и 3,08 кв.м., которые исчислены с учетом коэффициента 1,2 и 0,9 соответственно (л.д.
При таких обстоятельствах, при заключении договора о долевом участии в строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ,
ориентировочная площадь квартиры по договору с ответчиком с учетом балконов составляла 89,2 кв.м. ( л.д. 7), а в соответствии с действующим на момент обмера законодательством, в общую площадь жилого помещения не включаются балконы, кроме того, их площадь была рассчитана с учетом понижающих коэффициентов, тогда как п. 3.3. указанного договора установлено, что площадь остекленных балконов рассчитывается с применением коэффициента перерасчета равного единице.
Из сообщения Мытищинского филиала ГУП "МОБТИ" МО следует,
что площадь указанной квартиры без учета понижающих коэффициентов (0,3), применяемых при подсчете площади холодных помещений (балконов) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет
89,0 кв.м. (л.д. ), что также усматривается из экспликации к поэтажному плану, из которого усматривается, что площади балконов без учета понижающих коэффициентов составляет 3,9 кв.м. и 3,1 кв.м. (л.д. 37).
Таким образом, площадь квартиры составляет 89,0 кв.м., ориентировочная площадь квартиры по договору составляла 89,2 кв.м., то есть в соответствии с п. 8.5 договора о долевом участии в строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ ООО Строительная компания "Тропос" в случае уменьшения площади передаваемой квартиры должна возвратить соинвестору денежные средства из расчета "данные изъяты" рублей за 1 кв.м., а именно, "данные изъяты" рублей ((89,2 кв.м.-89,0 кв.м) "данные изъяты" рублей за 1 кв.м.).
Суд считает правильным взыскать с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере "данные изъяты" рублей, учитывая, что данная сумма ответчиком не оспаривалась.
Разрешая требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Из п. 4.4. договора о долевом участии в строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ориентировочный срок сдачи объекта в эксплуатацию -четвертый квартал 2004 года. После чего срок сдачи объекта в эксплуатацию установлен - третий квартал 2008 года, что следует из дополнительного соглашения к договору N от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ многоэтажный жилой "адрес" в "адрес" введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N (л.д. ), то есть предусмотренный срок сдачи объекта в эксплуатацию не нарушен.
Договором о долевом участии в строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ не установлен конкретный срок передачи квартиры соинвестору.
Пунктом 4.2 договора установлено, что после ввода объекта в эксплуатацию, получения уточненных данных БТИ и выполнения сторонами условий настоящего договора, стороны подписывают акт приема -передачи.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами договора подписан акт приема-передачи квартиры N, из которого следует, что обязательства сторон по договору выполнены, расчет произведен в полном объеме, претензий в том числе по срокам передаваемой квартиры не имеется (л.д. 14).
При таких обстоятельствах, суд приходит к однозначному выводу о том, что ООО Строительная компания "Тропос" свои обязательства в части сдачи объекта в эксплуатацию исполнило в полном объеме, нарушений сроков сдачи объекта в эксплуатацию не имеется, в связи с чем, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
Разрешая требования истца в части взыскания судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ПК РФ установлено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
На основании ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела усматривается, что истцом были понесены судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей, по оплате технической инвентаризации в размере "данные изъяты" рублей (л.д. ).
При таких обстоятельствах, суд считает правильным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в разумных пределах размере "данные изъяты" рублей, а также судебные расходы, связанные с оплатой технической инвентаризации, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере "данные изъяты" рублей ( требования истца удовлетворены в объеме 3% от первоначально заявленных).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабибуллина А. К. - удовлетворить частично.
Взыскать с ООО Строительная компания "Тропос" в пользу Хабибуллина А. К. денежную сумму по договору о долевом участии в строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей, в возмещение судебных расходов денежную сумму в размере "данные изъяты" рублей, в удовлетворении остальной части требований- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.