Решение Ногинского городского суда Московской области от 31 января 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулыгиной С.В.,
с участием прокурора Паученко Т.И.,
при секретаре Васильевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Портнова И. Ю. о признании результатов выборов на пост Главы муниципального образования " Город Электроугли Московской области" недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Портнов И.Ю. обратился в суд с заявлением о признании результатов выборов на пост Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" недействительными.
В обосновании заявленных требований Портнов И.Ю. ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Глава муниципального образования "Город Электроугли Московской области" и кандидат на пост Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Бусов Ю.В. провел очередное оперативное совещание. Повторно кандидат на пост Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Бусов Ю.В. провел оперативное совещание ДД.ММ.ГГГГ, находясь при этом в отпуске. По мнению заявителя Портнова И.Ю., избирательная комиссия муниципального образования "Город Электроугли Московской области" не справилась со своими обязанностями, что подтверждается многократными грубейшими нарушениями избирательного законодательства, а именно: председатель участковой избирательной комиссии уч. N ФИО 8 находилась около избирательной урны, и говорила избирателям, как нужно опускать в избирательную урну нужные бюллетени; список избирателей на уч. N не был прошит; на столах председателя и секретаря избирательной комиссии на уч. N находятся пакеты и сумки, под столом коробка. Также имеются фотографии, где председатель избирательной комиссии на уч. N ФИО 8 держит в руках неизвестный бюллетень, а секретарь избирательной комиссии чужой бюллетень. Председатель городской избирательной комиссии г. Электроугли ФИО 21. лишила права граждан г. Электроугли, находящихся на излечении в больнице г. Электроугли на участие в голосовании. Председателя городского совета депутатов ФИО 9 находился на избирательном участке N, со слов председателя УИК ФИО 22 - якобы для соблюдения порядка. Таким образом, нарушен принцип тайного голосования на участке N. Также имел место подкуп избирателей в пользу одного кандидата. Избирателям вручались подарки от завода " "данные изъяты"", руководителем которого является депутат Электроуглинского городского совета депутатов.
Избирательная комиссия муниципального образования "Город Электроугли Московской области" лишила заявителя Портнова И.Ю. права вести агитационно-пропагандистскую деятельность путем принятия незаконного решения и изъятия печатной продукции.
В ходе судебного разбирательства Портнов И.Ю. уточнил свои требования и просил признать результаты выборов Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, обосновывая свои требования следующим.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования "Город Электроугли Московской области" на ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области".
Глава муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Бусов Ю.В. решением ИК от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован кандидатом на пост Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области". В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" Бусов Ю.В., как кандидат, замещающий муниципальную должность и находящийся на муниципальной службе при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущество своего должностного и служебного положения. Указанный Закон определяет рамки, ограничивающие использование кандидатами для избрания, особых возможностей своего служебного положения в органах местного самоуправления, а также в средствах массовой информации. Несмотря на это, Глава города Электроугли Бусов Ю.В., пользуясь административным ресурсом и преимуществом своего служебного положения, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования "Город Электроугли Московской области" проводил оперативные совещания. ДД.ММ.ГГГГ кандидат Бусов Ю.В. принял участие в конкурсе " "данные изъяты".", вручал призы и подарки, то есть организовал подкуп избирателей. ДД.ММ.ГГГГ кандидат Бусов Ю.В., находясь в отпуске, принял участие в конкурсе " "данные изъяты".", вручал призы и подарки, то есть организовал подкуп избирателей. ДД.ММ.ГГГГ кандидат Бусов Ю.В. вновь использовал преимущества должностного и служебного положения, находясь в отпуске, подписал Решение N от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении налога на имущество физических лиц в муниципальном образовании "Город Электроугли Московской области".
Бусов Ю.В., использовал преимущества должностного и служебного положения при содействии депутатского корпуса, а именно депутата ФИО 10, который одновременно является и руководителем завода " "данные изъяты"", который организовал подкуп избирателей, что является нарушением, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей. Так на избирательном участке N, расположенном в Государственном колледже технологии и управления " "данные изъяты"", ДД.ММ.ГГГГ в день проведения выборов, по договоренности с Главой муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Бусовым Ю.В., ФИО 10 организовал подкуп избирателей в пользу кандидата на пост Главы муниципального образования путем вручения подарков отдавшим голос за кандидата Бусова Ю.В.
Глава муниципального образования "Город Электроугли Московской области" - Бусов Ю.В., совместно с Советом депутатов соответствующего муниципального образования, в целях обеспечить победы Бусова Ю.В. на выборах ДД.ММ.ГГГГ, используя преимущества должностного и служебного положения, включил в муниципальную избирательную и участковую избирательную комиссию в качестве членов с правом решающего голоса, сотрудников администрации муниципального образования "Город Электроугли Московской области": ФИО 23 ФИО 11, ФИО 12 и директора дома культуры ФИО 8 Впоследствии ФИО 23 была назначена председателем муниципальной избирательной комиссии, ФИО 1- секретарем, ФИО 12- председателем участковой избирательной комиссии N (школа N), ФИО 8 - председателем участковой избирательной комиссии N (" "данные изъяты"").
Вышеперечисленные члены избирательных комиссий находились в непосредственном подчинении кандидата Бусова Ю.В., который обладает в отношении указанных лиц властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения, издания приказов, распоряжений и указаний, обязательных для исполнения, вправе поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
Так на избирательном участке N председатель избирательного участка ФИО 8 вместо избирателей опускала бюллетени в избирательную урну, давала указания избирателям, что голосовать необходимо за Бусова Ю.В.; избиратели голосовали не в кабинах для тайного голосования, а на столе возле председателя избирательной комиссии ФИО 8; на рабочем столе председателя и секретаря находились посторонние предметы - целлофановые пакеты с бюллетенями, сумки, под столом коробка; список избирателей был не прошит, что противоречит закону. На замечания наблюдателей председатель избирательной комиссии ФИО 8 не реагировала. Кроме того, председатель избирательного участка ФИО 8 для соблюдения порядка, допустила на избирательный участок председателя городского Совета депутатов ФИО 9, который производил осмотр списков избирателей и бюллетеней. На все нарушения и замечания председатель избирательной комиссии ФИО 4 жалобы от наблюдателей под различными предлогами не принимала.
Также, кандидат на пост Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Бусов Ю.В. совместно с незаконно сформированной избирательной комиссией соответствующего муниципального образования с целью обеспечить его победы на выборах ДД.ММ.ГГГГ лишили кандидата на пост Главы муниципального образования Портнова И.Ю. права проведения предвыборной агитации, распространения печатных агитационных материалов. На основании решения избирательной комиссии, сотрудники полиции города Электроугли незаконно задержали граждан-распространителей агитационной печатной продукции и конфисковали ее, как незаконную. Кандидат Бусов Ю.В., используя особые возможности своего служебного положения, совместно со сформированной им избирательной комиссией муниципального образования "Город Электроугли Московской области" при публикации в газете " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N, в публикации кандидатов на пост Главы муниципального образования "Города Электроугли Московской области" с целью лишить действительную волю избирателей выбора и понижение рейтинга, гласности кандидата Портнова И.Ю., не напечатали в газете фотографию Портнова И.Ю., а также не указали его фамилию, имя, отчество. Учредителем этой газеты является администрация "Города Электроугли Московской области" и она подконтрольна Главе муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Бусову Ю.В. В соответствии с п.2 ст. 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" N101/2006-03 от 11.07.2006 г. предусмотрено, что зарегистрированный кандидат, находящийся на муниципальной службе, на время участия в выборах должен быть освобожден от выполнения должностных или служебных обязанностей и представить в соответствующую избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Своими действиями Глава муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Бусов Ю.В., Совет депутатов и избирательная комиссия соответствующего муниципального образования грубо нарушили п.п.10 п. 1 ст. 19 Закона Московской области "О муниципальных выборах Московской области" N101/2006-03 от 11.07.2006 г., согласно которой членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидата. Согласно п. 3 ст. 19 Закона Московской области "О муниципальных выборах Московской области" N101/2006-03 от 11.07.2006 г. под непосредственным подчинением в настоящем Законе в соответствии с Федеральным законом понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах, должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
Заявитель Портнов И.Ю. и его представитель Бабоян О.А. в судебном заседании полностью поддержали заявленные требования, дали объяснения аналогичные доводам, изложенным в заявлениях.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Сабанов О.В. против удовлетворения заявления Портнова И.Ю. возражал, ссылаясь на то, что с жалобой Портнова И.Ю. о нарушении избирательного законодательства и избирательных прав от ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия муниципального образования "Город Электроугли Московской области" не может согласиться, поскольку решение Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении результатов выборов Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" является законным. ИК считает жалобу Портнова И.Ю. голословной и не основанной на нормах материального права. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Каких-либо фактических обстоятельств, которые могут являться основаниями для отмены судом результатов выборов на пост Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" в жалобе Портнова И.Ю. не содержится. Заявитель строит свою позицию исключительно на предположениях без учета установленных законом правил проведения выборов и определения их результатов. Так, в отношении проведения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ действующим Главой города Электроугли Бусовым Ю.В. оперативного совещания заявитель не указывает, какие нормы избирательного законодательства были нарушены кандидатом Бусовым Ю.В. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бусов Ю.В. находился в отпуске. Признание избирательной комиссией агитационного материала кандидата Портнова И.Ю. незаконным и наложение запрета на его распространение, которое, по мнению заявителя, являлось незаконным, также не может служить основанием для отмены результатов выборов. В соответствии с частью 5 статьи 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов. ДД.ММ.ГГГГ кандидат Портнов И.Ю. представил в ИК экземпляр агитационного материала и уведомление о том кем был заказан материал, и кто его изготовил. ИК приняла уведомление и при изучении материала обнаружила нарушение избирательного законодательства, а именно типография, в которой был изготовлен агитационный материал, не заявила о своем участии в избирательной компании по выборам Главы г. Электроугли, не опубликовала расценки и не представила в ИК уведомление о готовности оказывать услуги по изготовлению агитационных материалов. Указанные обстоятельства противоречат п.1.1. ст.54 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Также в агитационном материале используется изображение физических лиц, в нарушении положения п.9 ст.43 ФЗ, письменное согласие этих лиц в ИК представлено не было. В соответствии с требованиями закона ИК, обнаружив нарушения закона, предприняла все необходимые меры для предотвращения незаконной агитации. По данному факту было назначено заседание, на котором ИК приняла решение о признании агитационного материала незаконным и о запрете его распространения. На указанном заседании присутствовало "данные изъяты" человек из "данные изъяты", но оповещены были все члены комиссии, кандидату Портнову И.Ю. тоже сообщили по телефону о заседание комиссии и приглашали на него. Портнов И.Ю. на заседание комиссии прибыть отказался. Кандидат Портнов И.Ю. обжаловал решение ТИК Ногинского района, однако извещение об отмене указанного решения не приходило.
Представитель заинтересованного лица - избирательной комиссии муниципального образования "Город Электроугли Московской области" Шпортько С.А. против удовлетворения заявления Портнова И.Ю. возражал, доводы возражений представителя Сабанова О.В. поддержал.
Заинтересованное лицо - Бусов Ю.В., надлежащим образом извещенный явке в суд, в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Бусова Ю.В.
Представитель заинтересованного лица Бусова Ю.В. - Семченкова Е.В. в судебном заседание против удовлетворения заявления Портнова И.Ю. возражала, ссылаясь на следующее. С ДД.ММ.ГГГГ Бусов Ю.В. в соответствии с распоряжением находился в отпуске. ДД.ММ.ГГГГ Бусов Ю.В. был зарегистрирован в качестве кандидата на пост Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бусов Ю.В. находился на работе. Бусов Ю.В. не является муниципальным служащим. Как кандидат Главы города Электроугли Бусов Ю.В. не принимал участие в конкурсах, а принимал участие только как зритель. На время очередного отпуска, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N-ЛС, исполнение обязанностей Бусов Ю.В. возложил на первого заместителя Главы ФИО 13 За все время своего отпуска Бусов Ю.В. никаких распоряжений не подписывал. Решения об установлении земельного налога и налога на имущество принимаются ежегодно на основании налогового кодекса. Бусов Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ на заседании не присутствовал, поскольку находился в ежегодном отпуске. Согласно ст.131 Закона (ст.35) после принятия Советом депутатов решения оно в течение 10-дней направляется Главе муниципального образования для подписания и обнародования, а согласно Уставу данные решения должны быть подписаны в течение 5-ти дней. В связи, с чем после выхода Бусова Ю.В. из отпуска ДД.ММ.ГГГГ им были подписаны эти решения.
Допрошенный в судебном заседание свидетель ФИО 2 показал суду, что он является членом партии КПРФ. На КПРФ всегда оказывалось давление со стороны Бусова Ю.В. Во время избирательной компании агитационный материал и газета " "данные изъяты"" должны находиться на видном месте, однако газет КПРФ в избирательной комиссии не было. По этому вопросу он обратился к охране, после чего им был получен ответ о том, что Бусов Ю.В. запретил выставлять газеты КПРФ. 15- ДД.ММ.ГГГГ он- ФИО 2 по данному вопросу обращался к председателю ИК ФИО 4, которая впоследствии разрешила принести газеты КПРФ. Через 10 мнут, после того как распространители принесли газеты, их изъяли, что является нарушением ФЗ N67-ФЗ. В институт со слов охранника ФИО 24 по указанию Бусова Ю.В. также запретили приносить газеты для распространения, хотя раньше их там распространяли. Во время выборов ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке в школе N в дополнительном списке было указано "данные изъяты" избирателя, и все они почти из дома N по "адрес", а списки составлялись с помощью ГАС " "данные изъяты"". Однако это не соответствует действительности, поскольку ГАС " "данные изъяты"" только регистрирует, а списки составляет Администрация во Главе с Бусовым Ю.В.. Подавляющее большинство из дополнительного списка были из дома N по "адрес" и N были с открепительными талонами. ДД.ММ.ГГГГ поступило "данные изъяты" заявки для голосования на дому. Эти "данные изъяты" человека составили "данные изъяты"%, обычно было "данные изъяты" человек, в связи, с чем возможно это была фальсификация. В школе N председатель Совета депутатов г. Электроугли ФИО 9 вмешивался в дела председателя комиссии. На избирательном участке в " "данные изъяты"", председатель указанного участка стояла возле урны, вмешивалась в дела голосующих, говорила избирателям, как складывать бюллетени. Он- ФИО 2 обращался с жалобами на нарушение в ИК. В избирательные ящики были подброшены "данные изъяты" бюллетеней. ИК действительно принимала решение об изъятии агитационной продукции, но он на этом заседании не присутствовал.
Допрошенный в судебном заседание в качестве свидетеля ФИО 10 показал суду, что он работает первым заместителем генерального директора - директором по развитию ЗАО "Завод " "данные изъяты"", и одновременно является депутатом городского собрания г. Электроугли. Указанное предприятие не имеет никакого отношения ни к какому-либо конкретно избирательному участку, но в плане общественной работы курирует избирательный участок, расположенный в "данные изъяты" колледже, с точки технического обеспечения проведения выборов, а именно: обеспечение освещения, развешивание надписей "Избирательный участок", обслуживание территории участка. Позиция руководства завода, воспитанного при Советской власти, что День выборов - это праздник, по крайней мере, так было всегда до ДД.ММ.ГГГГ. Совет соответственно создавал на избирательных участках праздничную атмосферу и поскольку люди, приходящие на этот избирательный участок из округа, который обслуживается на этом участке, то создание праздничной атмосферы всем проголосовавшим на указанном участке, в виде коробки конфет, например, это правильно. Никаких вопросов, кто за кого голосовал, не задавали, конфеты выдавали всем выходящим избирателям- жителям этого округа, проголосовавшим на этом участке. Это мероприятие было организовано не в первый раз, а уже более трех выборов подряд. Это инициатива завода и ни с кем это не согласовывалось. Решение о закупке конфет принято генеральным директором ФИО 14 Он- ФИО 10 приезжал на избирательный участок и контролировал техническое состояние участка. Два сотрудника завода принимали участие в раздаче коробок конфет всем проголосовавшим, и никто не занимался подкупом избирателей. Он- ФИО 10 не находится в прямом подчинении Главы г. Электроугли. Свои личные финансовые средства в период избирательной компании он не привлекал.
Допрошенный в судебном заседание свидетель ФИО 15 показал, что по результатам жеребьевки в газете была предоставлена бесплатная площадь под агитацию всех зарегистрированных кандидатов. Каждый из кандидатов предоставил свои агитационные материалы в электронном виде, в том числе и Портнов И.Ю., который предоставил текстовый материал, в котором присутствовал только текст относительно призыва за КПРФ, ни ФИО, ни фотографии там не было. Передача этих документов происходила в присутствии других сотрудников редакции, которые могут подтвердить это. В дальнейшем все кандидаты должны были явиться в редакцию или сообщить о том, имеются ли какие изменения или все необходимо оставить как есть. Он - ФИО 15 лично и ответственный секретарь редакции ФИО предложили разместить в этом тексте ФИО и фотографию кандидата, на что Портнов И.Ю. ответил, что он подумает и даст ответ. ДД.ММ.ГГГГ была дата сдачи номера в типографию, они созвонились с Портновым И.Ю., чтобы уточнить, будут ли изменения. Портнов И.Ю. ответил, что партия ему сказала, что никаких изменений здесь не должно быть. Приехать, в редакцию, чтобы посмотреть сверстанный материал, Портнов И.Ю. отказался, сказал, что полностью им доверяет. Так как материал не противоречил никаким законам и соответствовал требованиям предвыборной агитации, номер был сдан в печать. Компьютер, на который переносилась информация, представленная на флеш-носителе Портновым, позволял внести изменения в текст, представленный Портновым. Редакция в агитационный материал Портнова, ни других кандидатов свои изменения не вносила.
Официальные документы, публикуемые на страницах газеты, в любом случае выверяются заказчиком. Редакция заключает ежегодно муниципальный контракт, Администрация проводит тендер, и все документы по муниципальному контракту публикуется только после вычитки ответственными лицами. Что именно публиковать в агитационных материалах, будь то тексты или публикации, решали сами кандидаты. Каким Бусов Ю.В. сдал материал, в том виде мы его и опубликовали, Портнов И.Ю. фотографию не сдавал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, заключение прокурора, полагавшего, что заявление Портнова И.Ю. не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решением Совета депутатов муниципального образования " Город Электроугли Московской области" N от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована избирательная комиссия муниципального образования " Город Электроугли Московской области" в количестве семи членов с правом решающего голоса. В ее состав были назначены: ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 и ФИО 7 (л.д. "данные изъяты").
Решением Администрации Ногинского муниципального района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании " Город Электроугли Московской области" было образовано избирательных участков: N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты"), N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты" избирателей), N ( "данные изъяты" избиратель) (л.д. "данные изъяты").
Решением Совета депутатов муниципального образования " Город Электроугли Московской области" N от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы Главы муниципального образования " Город Электроугли Московской области" (л.д. "данные изъяты"). Данное решение было опубликовано в газете " Электроугли " "данные изъяты"" N ( N) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты").
Заявитель Портнов И.Ю. и заинтересованное лицо Бусов Ю.В. участвовали в данных выборах в качестве кандидатов на пост Главы муниципального образования " Город Электроугли Московской области".
Решением Избирательной комиссии муниципального образования " Город Электроугли Московской области" N от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден протокол избирательной комиссии муниципального образования " Город Электроугли Московской области" о результатах выборов Главы муниципального образования " Город Электроугли Московской области". Выборы Главы муниципального образования " Город Электроугли Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ были признаны состоявшимися и действительными. Бусов Ю. В., набравший наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам был признан избранным Главой муниципального образования " Город Электроугли Московской области" (л.д. "данные изъяты").
При этом голоса избирателей распределились следующим образом: за Бусова Ю.В. проголосовало "данные изъяты" избирателей; за ФИО 16- "данные изъяты" избирателей; за ФИО 17- "данные изъяты" избирателей; за Портнова И.Ю.- "данные изъяты" избирателей; за ФИО 18- "данные изъяты" избирателей ((л.д. "данные изъяты").
Заявитель Портнов И.Ю. обратился в суд с заявлением о признании результатов выборов на пост Главы муниципального образования " Город Электроугли Московской области" недействительными, ссылаясь на многочисленные нарушения избирательного законодательства, в том числе подкуп избирателей и использование преимущества своего должностного положения со стороны кандидата Бусова Ю.В..
Согласно ст. 77 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.
Из анализа приведенных положений закона следует, что основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в избирательном округе в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Заявитель Портнов И.Ю. и его представитель Бабоян О.А. в обосновании своих требований ссылаются на то, что кандидат Бусов Ю.В. пользуясь своим должностным положением в нарушении избирательного законодательства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проводил в администрации муниципального образования "Город Электроугли Московской области" оперативные совещания.
Согласно ст. 40 ФЗ N 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок (подпункт "д" пункта 5 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации").
Бусов Ю.В. после регистрации его в качестве кандидата на пост Главы м/о " Город Электроугли Московской области" являлся действующим Главой указанного муниципального образования, полномочия которого не были прекращены, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ им были проведены оперативные совещания.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела протоколов оперативных совещаний (л.д. "данные изъяты" на совещание рассматривались вопросы, затрагиваемые состояния МКХ города, дорог, а также проблемы и задачи их решения.
Доказательств использования преимущества своего должностного положения при проведении своей избирательной кампании Бусовым Ю.В. во время проведения указанных оперативных совещаний, заявителем суду представлено не было.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. о том, что ДД.ММ.ГГГГ кандидат Бусов Ю.В. используя свое должностное положение, находясь в отпуске, подписал решение N от ДД.ММ.ГГГГ " Об установлении налога на имущество физических лиц в м/о " Город Электроугли Московской области", чем нарушил избирательное законодательство, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Как усматривается из Решений Совета Депутатов м/о "Город Элекроугли Московской области" " Об установлении налога на имущество физических лиц ?."
от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N налог на имущество физических лиц на территории м/о " Город Электроугли Московской области" с ДД.ММ.ГГГГ. не изменялся.
В соответствии со ст. 27 Устава м/о " Город Электроугли Московской области" принятые Советом депутатов города Электроугли решения направляются Главе города Электроугли для подписания и обнародования. Глава города Электроугли подписывает эти нормативные правовые акты в течение пяти дней.
Как усматривается из объяснений представителя заинтересованного лица Бусова Ю.В.- Семченковой Е.В.- решение Совета Депутатов м/о " Город Элекроугли Московской области" " Об установлении налога на имущество физических лиц ?." от ДД.ММ.ГГГГ N было подписано Главой м/о " Город Электроугли Московской области" Бусовым Ю.В. после выхода из отпуска ДД.ММ.ГГГГ
Доводы заявителя Портнова И.Ю. и его представителя Бабояна О.А. о том, что Бусов Ю.В., используя преимущества должностного положения и депутатский корпус, с помощью депутата ФИО 10, который является одновременно и руководителем завода " "данные изъяты"" и его финансовых средств, организовал подкуп избирателей на избирательном участке N, а именно тем избирателям, которые голосовали за кандидата Бусова Ю.В., последним вручались коробки конфет, а поэтому данные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п.5 ст.40 ФЗ N 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Как усматривается из показаний свидетеля ФИО 10, он работает первым заместителем генерального директора - директором по развитию ЗАО "Завод " "данные изъяты"", и одновременно является депутатом городского собрания г. Электроугли. Указанное предприятие не имеет никакого отношения ни к какому-либо конкретно избирательному участку, но в плане общественной работы производит техническое обеспечение избирательного участка, расположенного в "данные изъяты" колледже, для проведения выборов. По собственной инициативе руководство завода в День выборов ДД.ММ.ГГГГ, как и в предыдущие выборы, всем избирателям, проголосовавшим на этом избирательном участке, вручали подарки, в данном случае коробку конфет, вне зависимости от того, за кого избиратель проголосовал. Раздачей коробок конфет занимались сотрудника завода. Он- ФИО 10 не находится в прямом подчинении Главы г. Электроугли. Свои личные финансовые средства в период избирательной компании он не привлекал.
В судебном заседание судом была просмотрена, представлена заявителем видеозапись с избирательного участка, где раздавались коробки конфет избирателям. Как усматривается из видеозаписи, коробки конфет раздавали при выходе избирателей с избирательного участка, при этом вопросов о том, за кого проголосовал тот или иной избиратель, из данной видеозаписи не усматривается.
Других доказательств, подтверждающих факт подкупа избирателей в отношении конкретного избирателя, заявителем суду представлено не было.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. и его представителя Бабояна О.А. о том, что кандидат Бусов Ю.В.в целях обеспечения победы Бусова Ю.В. на выборах ДД.ММ.ГГГГ, используя свое должностное положение, включил в избирательную комиссию в качестве членов с правом решающего голоса сотрудников Администрации муниципального образования " Город Электроугли Московской области": ФИО 4, ФИО 1, ФИО 12 и директора "данные изъяты" ФИО 8, при этом ФИО 4 впоследствии стала председателем муниципальной избирательной комиссии, ФИО 1 секретарем, ФИО 12 председателем УИК N, а ФИО 8 председателем УИК N, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 19 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
4) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
5) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы (руководители) местных администраций;
6) судьи, прокуроры;
7) кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
8) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
9) супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
10) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
11) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения) - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
12) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Под непосредственным подчинением в настоящем Законе в соответствии с Федеральным законом понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы,
Распоряжением Главы м/о "Город Электроугли Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N-яс ФИО 1 была уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности "данные изъяты" Администрации м/о " Город Электроугли Московской области" по ст. 77 п.3 ТК РФ (л.д. "данные изъяты").
Распоряжением Главы м/о "Город Электроугли Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N-лс ФИО 12 ДД.ММ.ГГГГ была уволена с должности "данные изъяты" по ст. 77 п.3 ТК РФ (л.д. "данные изъяты").
Распоряжением Главы м/о " Город Электроугли Московской области" ФИО 4 была уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности "данные изъяты" Администрации м/о " Город Электроугли Московской области" по ст. 77 п.3 ТК РФ (л.д. "данные изъяты").
На основании Постановления Главы м/о "Город Электроугли Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО 8 была переведена с должности "данные изъяты" на должность "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ с сохранением неиспользованной части отпуска в количестве "данные изъяты" календарного дня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты").
Таким образом, в период предвыборной компании ФИО 4, ФИО 1, ФИО 12 и ФИО 8 не являлись работниками администрации и не являлись муниципальными служащими, а поэтому не находились в непосредственном подчинении у Бусова Ю.В., как Главы м\о " Город Электроугли Московской области". Кроме того, в соответствии с п.7 ст. 24 ФЗ N 67-ФЗ избирательная комиссия муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в п.2 ст. 22 ФЗ N 67-ФЗ. Участковые избирательные комиссии на выборах ДД.ММ.ГГГГ формировались территориальной избирательной комиссией Ногинского района на основе предложений, указанных в п.2 ст. 22 ФЗ N 67-ФЗ. Таким образом, Глава м/о " Город Электроугли Московской области" Бусов Ю.В. участие в формировании ни муниципальной, ни участковых избирательных комиссий не принимал.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. и его представителя Бабояна О.А. о том, что на избирательном участке N имелись значительные нарушения избирательного законодательства, а именно: председатель УИК N ФИО 8 вместо избирателей осуществляла сброс бюллетеней в избирательную урну, а также указывала избирателям как голосовать за кандидата Бусова Ю.В.; список избирателей был не прошит; избиратели голосовали ни в кабинках для тайного голосования, а на столе, расположенном возле председателя ИК ФИО 8; на рабочем столе находились целлофановые пакеты с бюллетенями, а под столом сумки и коробки, являются необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
В силу пункта 8 статьи 64 указанного Закона бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.
В качестве единственного исключения из запрета присутствия при заполнении избирателем бюллетеня других лиц предусмотрено, что избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в пункте 2 статьи 61 определяет, что голосование должно происходить в помещении для голосования, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.
Как усматривается из объяснений представителя заинтересованного лица ИК Сабанова О.В., все списки избирателей были прошиты, в зале УИК находились кабинки для тайного голосования, что не отрицали в судебном заседание заявитель Портнов И.Ю. и его представитель. Имевший место факт заполнения бюллетеня для голосования одним из избирателей не в кабине для голосования, а на столе, находящемся в помещение избирательной комиссии, как усматривается из видеозаписи, представленной заявителем, не является нарушением тайны голосования, поскольку для тайного голосования ИК были созданы все условия. Доказательств, влияния членов ИК или других заинтересованных лиц на волеизъявление этого избирателя, заявителем суду представлено не было.
Как усматривается из объяснений представителя заявителя Бабояна О.А. и показаний свидетеля ФИО 2 о том, что председатель УИК ФИО 8 находилась возле избирательной урны, и по их предположению могла влиять на волеизъявление избирателей, указывать им за какого кандидата необходимо голосовать, а также могла лично опускать в избирательную урну другие бюллетени.
Заявителем Портновым И.Ю. и его представителем Бабояном О.А. не представлено суду доказательств, подтверждающих влияние председателем УИК ФИО 8 на волеизъявление избирателей, а также факт сбрасывания в избирательную урну других бюллетеней. Все их указанные доводы носят предположительный характер.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. и его представителя Бабояна О.А. о том, что на участок приходил председатель городского Совета депутатов ФИО 9, который осматривал список избирателей, бюллетени, чем влиял на волеизъявление избирателей, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.
Факт нахождения председателя городского Совета депутатов ФИО 9 на ИУ N подтверждается видеосъемкой, однако факт осмотра последним списков избирателей и бюллетеней и доказательства, подтверждающие данные факты заявителем и его представителем суду представлены не были, их доводы, согласно полученных в судебном заседании объяснений, носят предположительный характер.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. и его представителя Бабояна О.А. о том, что Бусов Ю.В., используя свое должностное положение, а также средства массовой информации, учредителем которой является администрация м/о " Город Электроугли Московской области" при публикации в газете " Электроугли " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N сведений о кандидатах на пост Главы м/о " Город Элекроугли Московской области" с целью лишить действительную волю избирателей выбора и понижения рейтинга, гласности кандидата Портнова И.Ю. не напечатали в газете фотографию Портного И.Б. и не указали в тексте его ФИО.
Как установлено в судебном заседании по жеребьевке определялся порядок размещения сведений о кандидатах на пост Главы м/о " Город Электроугли Московской области" на странице газеты " Электроугли " "данные изъяты"". Каждому кандидату было предоставлено равнозначная площадь для публикации. Каждый кандидат самостоятельно определял, какой текст подлежит публикации, как он должен быть размещен и по желанию предоставлял свою фотографию.
Как усматривается из показаний свидетеля ФИО 15, кандидат Портнов И.Ю. лично представил в редакцию газеты информацию на флеш-носителе, на котором располагалась материал, состоящий из текстового файла " Предвыборная программа избирательного объединения " Ногинское районное отделение Московского областного объединения КПРФ" на выборах Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области". На файле, представленном кандидатом Портновым И.Ю., никаких изображений самого кандидата Портнова И.Ю. не было. Свидетелем ФИО 19 было предложено кандидату Портнову И.Ю. представить в редакцию свою фотографию, для опубликования совместно с представленным им текстом, и предложено указать в тексте ФИО кандидата, на что Портнов И.Ю. обещал подумать, однако никаких действий и согласий не дал, а также не представил свою фотографию. Поскольку редакция газеты не имеет право вносить никаких исправлений в представленный кандидатом текст для опубликования, то представленный кандидатом Портновым И.Ю. текст был опубликован в том виде, в каком он был представлен кандидатом. Доказательств обратного, заявителем Портновым И.Ю. суду представлено не было, однако факт того, что на флеш-носителе им был передан текст" Предвыборная программа избирательного объединения " Ногинское районное отделение Московского областного объединения КПРФ" на выборах Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области", заявителем Портновым И.Ю. в судебном заседание не отрицалось. Кроме того, после опубликования сведений о кандидатах Портнов И.Ю. не воспользовался своим правом в случае, если его не устраивал опубликованный текст в том виде, в каком он находился на странице печатного издания, и не обратился своевременно в редакцию газеты для устранения имевшихся, по его мнению недостатков.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. и его представителя Бабояна О.А. о том, что на основании незаконного решения ИК от ДД.ММ.ГГГГ N, сотрудниками полиции были незаконно изъяты агитационные материалы кандидата Портнова И.Ю., суд находит необоснованными по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ ИК м/о " Город Электроугли Московской области" было принято решение "данные изъяты" о признании агитационного материала кандидата на должность Главы м/о " Город Электроугли Московской области" Портнова И.Ю. "информационный лист " За будущее Электроуглей. За наше будущее" формат А3, тираж "данные изъяты" экз., дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ, изготовитель ООО " "данные изъяты"" был признан незаконным агитационным материалом. Данное решение было опубликовано в газете " Электроугли " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ в номере N).Данное решение заявителем Портновым И.Ю. не оспаривалось и не оспаривается в настоящее время. На основании этого решения агитационная продукция была изъята сотрудниками полиции. По данному факту было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д. "данные изъяты").
Доводы представителя заявителя Бабояна О.А. о том, что избиратели, находившиеся на излечение ДД.ММ.ГГГГ в Городской больнице города Электроугли, а также медицинский персонал, работающий в этот день, были лишены возможности воспользоваться избирательным правом, а их голоса могли повлиять на результаты голосования, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7,ст.7.1 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС " "данные изъяты"", отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.
Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
Согласно ст. 17 ФЗ N 67-ФЗ избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
В силу п.3 и п.4 ст. 20 ФЗ N 67-ФЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Согласно ст. 66 ФЗ N 67-ФЗЗ участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.
В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.
Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую комиссию в любое время после формирования участковой комиссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
Как усматривается из ответа И.о Главного врача Электроуглинской городской больницы от ДД.ММ.ГГГГ за N, на ДД.ММ.ГГГГ в стационаре Электроуглинской больнице на излечение находилось "данные изъяты" больных, и работало "данные изъяты" человек медицинского персонала. Администрация ЭГБ ни письменных, ни устных обращений избирателей в адрес участковых избирательных комиссий о предоставлении возможности больным и медицинскому персоналу проголосовать вне помещения для голосования не передавала.
Как усматривается из копий реестров УИК ИУ N и N, к которым по территориальности относится Электроуглинская городская больница и тот избирательный участок, где ФИО 20, по указанному представителем заявителя месту жительства, должен был быть включен в списки, ни устных, ни письменных обращений избирателей, находившихся на излечение в стационаре Электроуглинской городской больнице и медицинского персонала, или иных лиц о предоставлении указанным лицам возможности проголосовать вне помещения для голосования не поступало.
Заявителем Портновым И.Ю. и его представителем Бабояном О.А. доказательств обращения избирателей, находившихся на излечение в стационаре Электроуглинской городской больнице и медицинского персонала, или иных лиц о предоставлении указанным лицам возможности проголосовать вне помещения для голосования, суду представлено не было.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. и его представителя Бабояна О.А. о том, что после регистрации Бусова Ю.В. кандидатом на пост Главы м/о " Город Электроугли Московской области" Бусов Ю.В. должен был освободить должность Главы указанного муниципального образования, о чем в течение пяти дней после его регистрации представить в ИК подтверждающий документ, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Отстранение либо освобождение действующим Главой муниципального образования своей выборной должности на время проведения выборов на пост Главы этого муниципального образования Федеральным законом N 67-ФЗ не предусмотрен.
Доводы заявителя Портнова И.Ю. о том, что Бусов Ю.В. после регистрации его в качестве кандидата принимал участие ДД.ММ.ГГГГ в конкурсе " "данные изъяты"", проходившем в КДЦ " "данные изъяты"", а также в конкурсе Звание " "данные изъяты"", проходившем ДД.ММ.ГГГГ, где вручал призы и подарки, т.е. организовал подкуп избирателей, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Факт присутствия Бусова Ю.В. на указанных конкурсах, и отсутствие доказательств, подтверждающих вручение Бусовым Ю.В. призов и подарков участвующим в конкурсе лицам, заявителем суду представлено не было. Как усматривается из публикаций газеты " Электроугли " "данные изъяты"", в которой было освещено о проходивших конкурсах в городе Электроугли, с опубликованием поздравлений в адрес участников конкурса и поздравлений в адрес матерей, никаких высказываний, поздравлений Бусовым Ю.В. в отношении проходивших конкурсов, в том числе таких, которые могли бы повлиять на волеизъявление избирателей ни на конкурсе, ни в газете, не было.
Кроме того, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц, в том числе и на получение информации о проходивших в городе Электроугли конкурсах (ст. 38, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").
Таким образом, доводы заявителя об имевших место нарушениях избирательного законодательства, повлиявших на свободное волеизъявление избирателей, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Действующим процессуальным законодательством (статья 56 ГПК РФ) предусмотрено, что заявитель обязан предоставить доказательства по обстоятельствам, которые свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения территориальной избирательной комиссии по состоявшимся выборам.
Заявителем Портновым И.Ю. и его представителем Бабояном О.А. не представлено суду доказательств, о наличии оснований для отмены решения Избирательной комиссии м/о " Город Электроугли Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N, а поэтому суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления Портнову И.Ю. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Портнову И. Ю. о признании результатов выборов на пост Главы муниципального образования " Город Электроугли Московской области" недействительными- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено апелляционного представление в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.