Решение Ногинского городского суда Московской области от 01 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мурзиной А.Г., при секретаре Козловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.И. к Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области", Администрации Ногинского муниципального района, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
УСТАНОВИЛ:
Истец Иванова Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, и просила суд:
обязать Администрацию муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди;
взыскать с Администрации муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих исковых требований истец ссылалась на то, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". Ее мать ФИО от нее отказалась, и она воспитывалась в "данные изъяты", а затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" После чего выбыла в "данные изъяты", где проживает по настоящее время, являясь инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно.
Она изъявила желание покинуть "данные изъяты"" и отказаться от услуг стационарного учреждения социального обеспечения. Для этого она обратилась в Администрацию муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" с целью постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. На основании Постановления N от ДД.ММ.ГГГГ Главы муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" она была зачислена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях за N по категории малоимущих граждан.
Однако сотрудниками Администрации ей не было разъяснено ее право на получение внеочередного жилого помещения, поскольку она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение жилья вне очереди.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди. Однако получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что у Администрации нет возможности предоставить ей жилую площадь вне очереди, жилая площадь ей будет предоставлена в порядке очередности за N.
Истец считает, что ее права нарушены по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Согласно подпункта 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" N 122-ФЗ от 02 августа 1995 года, дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (л.д. 3-5).
ДД.ММ.ГГГГ истец Иванова Т.И. предъявила уточненное исковое заявление к Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области", Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, и просила суд:
обязать Администрацию муниципального образования "Город Ногинск Московской области" предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди;
взыскать с Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб., и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих исковых требований истец ссылалась на то, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". Ее мать ФИО от нее отказалась, и она воспитывалась в "данные изъяты", а затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты". После чего выбыла в "данные изъяты" где проживает по настоящее время, являясь инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно.
В ДД.ММ.ГГГГ она прошла курс по индивидуальной программе реабилитации инвалида. Согласно заключению врачебной комиссии филиала N ФГУ " "данные изъяты"" ей было разрешено работать и, соответственно, с этого момента проживать самостоятельно. В ДД.ММ.ГГГГ она устроилась на работу в "данные изъяты"". Одновременно она изъявила желание покинуть "данные изъяты" и отказаться от услуг стационарного учреждения социального обеспечения. Подготовив необходимый пакет документов, она обратилась в Администрацию муниципального образования "Город Ногинск Московской области" с целью постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. На основании Постановления N от ДД.ММ.ГГГГ Главы муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" она была зачислена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях за N по категории малоимущих граждан.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию муниципального образования "Город Ногинск Московской области" с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди. Однако получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что у Администрации нет возможности предоставить ей жилое помещение вне очереди, жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности за N.
Истец считает, что ее права нарушены.
До достижения совершеннолетия она находилась в детских учреждениях на воспитании, в связи с тем, что являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, является инвалидом "данные изъяты" группы, инвалидность установлена с детства, бессрочно. С рождения проживает в социальных учреждениях, до настоящего времени пребывает в государственном учреждении социального обслуживания в силу имеющихся у нее заболеваний. В 2008 году закончила курс реабилитации, решением врачебной комиссии с указанного времени по состоянию здоровья ей разрешено работать.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Согласно подпункта 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" N 122-ФЗ от 02 августа 1995 года, дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
Круг лиц, имеющих право получить жилье вне очереди (п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), установлен Федеральным законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года.
Согласно абзаца 2 пункта 1 ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в редакции Федеральных законов от 08.02.1998 года N 17-ФЗ, от 22.08.2004 года N 122-ФЗ).
В силу положений названного Закона, достижение лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеющих закрепленного жилого помещения, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК не является.
Кроме того, по смыслу указанных норм права внеочередное обеспечение жилой площадью лиц, проживающих в учреждении социального обслуживания, может быть реализовано такими гражданами после окончания пребывания лица в государственном учреждении социального обслуживания, в котором он находился.
При этом следует учитывать, что она не могла быть обеспечена жилым помещением по основаниям указанной правовой нормы ранее прохождения курса реабилитации, то есть до достижения ею возраста 23 лет нельзя было определить возможность самостоятельного проживания, и как следствие этому, отсутствовала необходимость обеспечения ее жилым помещением. При этом только после завершения программы реабилитации возникла необходимость реализации ее права на жилую площадь по данным основаниям, так как ранее она из образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания не выпускалась.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам, в частности, относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
На основании п. 5 "Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16 июня 2010 года N 451/24, органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам на основании распорядительного акта органа местного самоуправления о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на органах местного самоуправления (л.д. "данные изъяты").
В судебное заседание истец Иванова Т.И., надлежащим образом извещенная о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Коноплев М.В. поддержал исковые требования истца, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" Намистюк А.Н. иск не признал, поддержал основания и доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, согласно которым порядок внеочередного предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот регулируются Законом Московской области N 248/2007-ОЗ от 29 декабря 2007 года "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", Постановлением Правительства Московской области от 16 июня 2010 года N 451/24 " Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области".
Данный порядок предусматривает, что соответствующие государственные полномочия по внеочередному предоставлению жилья возложены на муниципальные районы.
Более того, как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (жительства), поскольку после достижения указанного возраста, они не относятся ни к одной из категории лиц, названных в Федеральном законе РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Следовательно, основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ивановой Т.И., достигшей возраста свыше 23 лет, отсутствует, поскольку на момент обращения в администрацию муниципального образования "Город Ногинск Московской области" указанный статус заявителем был утрачен.
Представитель ответчика Администрации Ногинского муниципального района Московской области Шуева Я.Г. иск не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковое заявление Ивановой Т.И. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, из которых следует, что согласно ст. 3 Закона Московской области от 26.07.2006 года N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств Федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" формирование списков граждан, указанный в статье 1 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления. Списки формируются в хронологической последовательности, в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Списки ежемесячно уточняются органами местного самоуправления и при наличии изменений, но не реже одного раза в год представляются в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий на территории Московской области государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган по мере поступления уточненных списков, представленных органами местного самоуправления, но не реже одного раза в год, формирует сводный список граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона (далее - Сводный список N 1), и сводный список граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона (далее - Сводный список N 2), утверждает их и направляет в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченный орган по запросу органов местного самоуправления представляет выписки из Сводного списка 1 и Сводного списка 2.
В соответствии со ст. 4.1 указанный Закон наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Таким образом, включение в Список на получение жилой площади за счет средств федерального бюджета, а также последующее приобретение жилого помещения за счет указанных средств льготным категориям граждан осуществляется муниципальным образованием "Ногинский муниципальный район" в лице Администрации Ногинского муниципального образования. Таким образом, на Администрацию Ногинского муниципального района Московской области возложена ответственность за расходование указанных средств.
При этом для включения Администрацией Ногинского муниципального района вышеуказанных лиц, в список на получение жилой площади за счет средств федерального бюджета, указанное лицо должно быть в установленном законом порядке признано нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Полномочиями по признанию установленной категории граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем наделена Администрация муниципального образования "Город Ногинск Московской области", которая на основании поданного указанными лицами заявления и необходимого пакета документов, принимает решение о зачислении либо не зачислении обратившегося лица установленным законом требованиям для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела Иванова Т.И. признана малоимущей и зачислена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Постановлением Главы муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области".
В материалы дела не представлено каких-либо письменных доказательств, подтверждающих обращение истца в администрацию Ногинского муниципального района, а также не представлен письменный отказ.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно Закона Московской области от 19.07.2007 года N 120/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Ногинск" с 01.01.2009 года собственником муниципального жилищного фонда, расположенного на территории г. Ногинск, является муниципальное образование "Городское поселение Ногинск Московской области".
В этой связи у Администрации Ногинского муниципального района отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, а также отсутствует жилищный фонд социального использования.
Представитель ответчика Правительство Московской области Горячева Ю.И. с исковым заявлением Ивановой Т.И. не согласна по основаниям и доводам, изложенным в письменных пояснениях по делу, согласно которым с исковым заявлением Ивановой Т.И. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди нельзя согласиться по следующим основаниям.
В иске указано, что постановлением Главы городского поселения Ногинск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N Иванова Т.И. зачислена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории малоимущих граждан N.
В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Исковое заявление Ивановой Т.И. основано на нормах ЖК РФ, Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 02.08.1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В то же время, в иске указано, что Иванова Т.И. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение жилья вне очереди.
Из искового заявления неясно, по какому основанию Иванова Т.И. требует предоставления ей жилого помещения вне очереди.
Если гражданин имеет право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из оснований или по всем основаниям.
Законодательством установлен разный порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма инвалидов и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно второму абзацу пункта 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.08.1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" дети инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в главе 7 ЖК РФ.
Статьей 14 ЖК РФ установлено, что ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, Правительство Московской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется другим законодательством, Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Московской области от 29.12.2007 года N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", постановлением Правительства Московской области от 16.06.2010 года N 451/24 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области".
Как следует из преамбулы, а также из статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, его положения, в том числе дополнительные гарантии права на жилое помещение, распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до 23-летнего возраста.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области N 248/2007-ОЗ детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и имеют в соответствии с федеральным законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Ивановой Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полных "данные изъяты" лет.
Таким образом, Иванова Т.И. не относится ни к категории детей-сирот, ни к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ни к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3 "Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16.06.2010 года N 451/24, установлено, что учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Московской области, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту выявления ребенка-сироты. Органы местного самоуправления формируют ежегодно списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений или признанных нуждающимися и подлежащих обеспечению жильем в следующем календарном году, и представляют эти списки в Министерство образования Московской области.
По информации Министерства образования Московской области Иванова Т.И. находилась в учреждениях здравоохранения и социальной защиты Московской области. Сведениями о пребывании Ивановой Т.И. в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство образования Московской области не располагает.
Иванова Т.И. зачислена на учет по предоставлению ей жилого помещения по категории малоимущей. Поскольку Иванова Т.И. стоит на учете не как инвалид, а как малоимущая, соответственно она имеет право на получение жилого помещения в общем порядке.
Представитель ответчика Министерства образования Московской области и Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району Солонкина Т.В. иск не признала, указав, что статус детей-сирот подтверждается только документами: свидетельствами о смерти единственного или обоих родителей. Просто присвоить ребенку такой статус нельзя. Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей подтверждается документами о том, что родители единственный или оба родители лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, объявлены умершими и эти документы приобщаются к личному делу ребенка. В личном деле Ивановой Т.А. отсутствует такой документ как письменный отказ матери от ребенка. В настоящее время матери дают письменное согласие на усыновление ребенка или на помещение на полное государственное обеспечение ребенка. Такой документ подается только в родильном доме, и только после того как мать зарегистрировала свои права в органах ЗАГСА, после чего государственные сотрудники регистрируют ребенка в родильном доме. Если до 18 лет не было предъявлено такого рода документов, то статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей не приобретается. В личном деле Ивановой Т.И. нет документов, подтверждающих статус Ивановой Т.И., как ребенка, оставшегося без попечения родителей. По действующему законодательству документ, подтверждающий статус необходим. Если документ имеется, то после 18 лет есть возможность воспользоваться правом на получение жилого помещения вне очереди. В месте, где Иванова Т.И. осталась без попечения родителей, должны были оформить все документы и должен был быть решен вопрос о месте проживания Ивановой Т.И. после того, как она достигнет 18 лет. Как представитель Министерства образования Московской области могу пояснить о предоставлении Ивановой Т.И. жилого помещения. Данная субвенция предусматривается в бюджете Ногинского муниципального района в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ и Законом Московской области от 29 декабря 2007 года N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей", которыми предусмотрено, что на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющим закрепленных жилых помещений однократно вне очереди предоставляются жилые помещения за счет средств бюджета субъекта РФ жилой площадью от 27 до 23 кв.м. на территории Московской области. Муниципальным образованием выдается субвенция и только на муниципальный район. Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на который ссылается истец к данным правоотношениям значения не имеет. Постановлением Правительства Московской области от 16 июня 2010 года N 451/24 предусмотрен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области, в котором предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, определен круг категорий лиц, перечень документов и в, частности, то обстоятельство, что учет лиц, оставшихся без попечения родителей определяется по месту их выявления. В настоящий момент по Ногинскому муниципальному району ведется учет таких детей, которые выявлены именно в Ногинском муниципальном районе. Ежегодно заказываются денежные средства на реализацию данного механизма. В Министерстве образования Московской области дается субвенция на четыре жилых помещения Ногинскому муниципальному району. Администрация Ногинского муниципального района после получения денег проводит аукцион и приобретается жилое помещение. В данном случае, поскольку Иванова Т.И., как оставшаяся без попечения родителей в Ногинском районе не выявлялась, на учет не ставилась, соответственно в настоящий момент у нас не стоит, предоставить ей жилое помещение не представляется возможным. Более того, нет каких-либо документов, которые издавались каким-либо органом местного самоуправления, распорядительные акты о предоставлении ей жилого помещения, после того как она покинет организацию для детей сирот, не издавалось. В "адрес" Иванова Т.И. прибыла в возрасте "данные изъяты" лет, соответственно в Ногинском районе она не могла быть выявлена как сирота либо ребенок, оставшийся без попечения родителей и на учет поставлена быть не могла. Кроме как через субвенцию данный вопрос решить нельзя. Министерство образования занимается только реализацией субвенций. Иванова Т.И. не имеет право за счет средств субвенций на территории Ногинского муниципального района получить внеочередное жилое помещение.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 года N 199-ФЗ) дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Согласно абзаца 2 пункта 10 статьи 12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
Согласно преамбулы и статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ).
Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или об защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 этого Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно пунктов 2 и 3 статьи 8 Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителе" от 29 декабря 2007 года N 248/2007-ОЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Согласно п. 1, 3 ст. 12 этого Закона средства для исполнения переданных государственных полномочий, указанных в ст. 11 указанного Закона, предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
Расчет субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в соответствии с настоящим Законом (далее - субвенция на обеспечение жилыми помещениями) осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования, и предоставляется в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, для планирования расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год.
Для планирования расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год органы местного самоуправления до 1 мая текущего финансового года предоставляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования, прогнозные списки детей, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Закона, на очередной финансовый год.
16 июня 2010 года за N 451/24 Постановлением Правительства Московской области утвержден "Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области", определяющий механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота).
Предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам:
не имеющим закрепленного жилого помещения, то есть не являющимся нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма и (или) не являющимися собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения;
признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья до вступления в силу Закона Московской области N 81/2009-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (далее - признанные нуждающимися).
Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Московской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту выявления ребенка-сироты.
Органы местного самоуправления ежегодно до 1 мая представляют в Министерство образования Московской области списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений или признанных нуждающимися и подлежащих обеспечению жильем в следующем календарном году. Данные списки уточняются в срок до 1 октября текущего года.
Министерство образования Московской области на основании списков формирует и утверждает сводный список детей-сирот на очередной финансовый год.
Для получения жилого помещения ребенок-сирота и (или) опекун, попечитель, приемный родитель, представитель образовательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения (далее - законный представитель ребенка-сироты), действующий в интересах ребенка-сироты, представляет в орган местного самоуправления по месту жительства ребенка-сироты следующие документы:
документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты (свидетельство о рождении или паспорт гражданина Российской Федерации) и (или) документ, удостоверяющий личность и статус законного представителя ребенка-сироты, с приложением копий документов, подтверждающих этот статус, заверенных нотариально или территориальным структурным подразделением по опеке и попечительству Министерства образования Московской области;
справку органа опеки и попечительства, подтверждающую статус ребенка-сироты, с приложением копии документов, подтверждающих этот статус, заверенных нотариально или органом опеки и попечительства;
справку территориального органа Федеральной миграционной службы о регистрации ребенка-сироты по последнему месту пребывания в Московской области;
справку органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающую, что ребенок-сирота не является собственником жилого помещения или не является членом семьи собственника жилого помещения, для детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения;
документ, подтверждающий признание ребенка-сироты нуждающимся в предоставлении жилого помещения (решение суда, распорядительный акт органа местного самоуправления), для детей-сирот, признанных нуждающимися.
Органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам на основании распорядительного акта органа местного самоуправления о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, что Иванова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в "адрес" (л.д. "данные изъяты"). Согласно выписки из истории развития Ивановой Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданной "данные изъяты" Иванова Т.И. поступила в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ из "данные изъяты" районной больницы с диагнозом: "данные изъяты". Девочка отказная. Адрес: "адрес"). ДД.ММ.ГГГГ по путевке N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" Московской области Иванова Т.И. поступила в "данные изъяты" по причине отказа матери от родительских прав, и находилась в интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как ее мать ФИО отказалась от родительских прав. Иванова Т.И. выбыла в "данные изъяты" со всеми документами, находящимися в ее личном деле (л.д. "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ Администрация государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания " "данные изъяты"" направила в адрес суда заверенную копию личного дела Ивановой Т.И., зарегистрированной по адресу: "адрес" в котором имеется выписка из истории развития Ивановой Т.И., поступившей в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ из "данные изъяты" районной больницы (л.д. "данные изъяты"), выписка из истории болезни N Ивановой Т.И. "данные изъяты" лет, поступившей в ДПБ N на профилактическое лечение ДД.ММ.ГГГГ из "данные изъяты"), акт обследования жилищных условий ФИО (Ивановой), проживающей в "адрес"
Согласно акта обследования жилищных условий ФИО), проживающей в "адрес", составленным ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе: депутата N избирательного округа ФИО 4, председателя уличного комитета ФИО 5 и зав. "данные изъяты" фельдшерским пунктом ФИО 6, дом частной собственности, площадью "данные изъяты" кв.м., принадлежит отчиму ФИО 1. На данной площади проживают: ФИО 1 - отчим, ФИО 2 - жена, ФИО 7 - дочь, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО - дочь, ФИО 8 - сын, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Дом не благоустроен, деревянный - пристройки к дому ФИО 3. Комната сырая, темная и находится в антисанитарном состоянии (л.д. "данные изъяты").
Также в личном деле Ивановой Т.И. имеется копия путевки N от ДД.ММ.ГГГГ Московского Областного отдела соцобеспечения о направлении Ивановой Т.И. в "данные изъяты" В личном деле Ивановой Т.И. имеется копия путевки N от ДД.ММ.ГГГГ о направлении Ивановой Т.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в "данные изъяты", характер заболевания "данные изъяты", и подтверждение о прибытии в "данные изъяты" Ивановой Т.И. ДД.ММ.ГГГГ по путевке N (л.д. "данные изъяты").
В личном деле Ивановой Т.И. имеется копия пенсионного удостоверения N, о том, что Ивановой Т.И. назначена социальная пенсия по инвалидности "данные изъяты" группы, инвалидность с детства. Пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. "данные изъяты"). Согласно справке ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.И. установлена инвалидность "данные изъяты" группы, причина инвалидности - инвалид с детства (л.д. "данные изъяты"). В ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.И. согласно справки МСЭ установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - инвалид с детства. Степень ограничения к трудовой деятельности не установлена (л.д. "данные изъяты"). Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.И. инвалиду "данные изъяты" группы была установлена первая степень ограничения способности к трудовой деятельности (л.д. "данные изъяты").
Также в личном деле Ивановой Т.И. имеется договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в государственном учреждении социального обслуживания Московской области на условиях частичной оплаты, заключенный Государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Московской области "Ногинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с Ивановой Т.И. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты").
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПР), выданная Ивановой Т.И. ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области" Филиал N от ДД.ММ.ГГГГ Иванова Т.И. может работать автослесарем (л.д. "данные изъяты").
Иванова Т.И., желая покинуть ГБСУ СОМО "Ногинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и отказаться от услуг стационарного учреждения социального обеспечения, обратилась в Администрацию муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" с заявлением о постановке на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Главы муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О признании семьи Ивановой Т.И. малоимущей и зачислении ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях" Иванова Т.И., проживающая по адресу: "адрес" доме-интернате для престарелых и инвалидов, была признана малоимущей для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, и зачислена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях за N (л.д. "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ Иванова Т.И. обратилась в Администрацию муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди, ссылаясь на то, что при подаче ею заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, сотрудниками отдела учета не было принято во внимание то обстоятельство, что с момента рождения она находилась на государственном обеспечении, отказной ребенок. Поскольку она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и намерена окончить пребывание в "данные изъяты"" просила рассмотреть ее заявление о постановке на внеочередное обеспечение жилых помещений в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Дополнительно необходимые документы ею будут предоставлены (л.д "данные изъяты").
Администрация муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ сообщило ей, что в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилая площадь предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилой площади, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Вы состоите на учете граждан в качестве нуждающихся в жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, номер Вашей очереди в администрации городского поселения Ногинск - "данные изъяты". В связи с тем, что у администрации городского поселения Ногинск, отсутствует возможность предоставления Вам жилой площади вне очереди, сообщаем, что жилая площадь Вам будет предоставлена в порядке очередности согласно жилищного законодательства РФ (л.д. "данные изъяты").
Суд, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Ивановой Т.И. о предоставлении жилого помещения вне очереди, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона РФ от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно пунктов 2 и 3 статьи 8 Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" от 29 декабря 2007 года N 248/2007-ОЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Согласно п. 1 ст. 11указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в редакции Закона Московской области от 10.07.2009 N 81/2009-ОЗ).
Постановлением Правительства Московской области от 16.06.2010 года N 451/24 утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области", который определил механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, судом установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделены соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положения Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, предусматривающие обеспечение жилыми помещениями вне очереди детям-инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющимися сиротами или оставшимися без попечения родителей по достижении ими возраста 18 лет, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни, нельзя рассматривать в отрыве от Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, поскольку Федеральные законы N 122-ФЗ и N 181-ФЗ декларируют само право на получение вне очереди жилого помещения, а Федеральный закон N 159_ФЗ закрепляет государственную обязанность обеспечить муниципальные образования - органы местного самоуправления муниципальных районов Московской области соответствующими денежными средствами для реализации этого права.
Таким образом, Иванова Т.И. должна была обратиться с заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди в Администрацию Ногинского муниципального района, который наделен Законом Московской области государственными полномочиями по предоставлению жилого помещения вне очереди указанным выше лицам, за которыми не закреплено жилое помещение.
Однако с данным заявлением в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области Иванова Т.И. не обращалась.
Как следует из преамбулы, а также из статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения, в том числе дополнительные гарантии права на жилое помещение, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в возрасте до 23-х лет.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области N 248/2007-ОЗ детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и имеют в соответствии с федеральным законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Ивановой Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполнилось полных "данные изъяты" лет.
Таким образом, Иванова Т.И. права на предоставление ей жилого помещения вне очереди в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ не имеет.
Пунктом 3 "Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Московской области" утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16 июня 2010 года N 451/24, установлено, что учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Московской области, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту выявления ребенка-сироты. Органы местного самоуправления формируют ежегодно списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений или признанных нуждающимися и подлежащих обеспечению жильем в следующем календарном году, и представляют эти списки в Министерство образования Московской области.
Согласно письма Министерства образования Московской области рассмотрение вопроса обеспечения жильем Ивановой Т.И. в соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 года N 248/2007-ОЗ " О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" возможно после представления документов, подтверждающих юридический статус Ивановой Т.И. как ребенка, оставшегося без попечения родителей. По имеющейся информации Иванова Т.И. находилась в учреждениях здравоохранения и социальной защиты Московской области. Сведениями о пребывании Ивановой Т.И. в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство образования Московской области не располагает (л.д. "данные изъяты").
Поскольку Иванова Т.И. не имеет юридического статуса сироты или ребенка, оставшимся без попечения родителей, то она не подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, и в соответствии с абзацем 2 подпункта 10 пункта 1 ст. 12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах исковые требования Ивановой Т.И. к Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области", Администрации Ногинского муниципального района, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ивановой Т.И. к Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области", Администрации Ногинского муниципального района, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отказать.
В удовлетворении иска Ивановой Т.И. к Администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины и расходов по оплате услуг представителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.