Решение Ногинского городского суда Московской области от 25 января 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,
при секретаре Кудашовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова В. П. к ФБУ войсковая часть N, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обязании восстановить учетное дело, данные в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Истец Карпов В.П. обратился в суд с иском к ФБУ войсковая часть N, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обязании восстановить учетное дело, данные в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, в обоснование исковых требований, ссылаясь на то, что он является офицером запаса. В ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в звании "данные изъяты". На момент увольнения, общая продолжительность военной службы составляла "данные изъяты" лет. Также на момент увольнения у него находилась в пользовании служебная квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой он со своей семьей проживает по настоящее время. Данное жилое помещение ему и членам его семьи, а именно ФИО, ФИО 1, ФИО 2, было предоставлено на основании ордера на жилое помещение N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ за N. При увольнении с военной службы он подал рапорт на имя главнокомандующего ВМФ РФ о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении. Данный рапорт с резолюцией главнокомандующего ВМФ РФ был отправлен в войсковую часть N и был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за N в книге учета рапортов на жилую площадь. Ему известно о том, что согласно резолюции главнокомандующего ВМФ РФ в первоочередном порядке ему должны были предоставить жилое помещение. Данное распоряжение главнокомандующего ВМФ РФ соответствовало действовавшему на тот момент законодательству, а именно п.12,13 приказа Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте". Данный приказ утратил силу в связи с введением в действие Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства". ДД.ММ.ГГГГ он также подал рапорт на получение государственного жилищного сертификата и был включен в список кандидатов на его получение. В ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части N и председатель жилищной комиссии войсковой части N рцов подали представление на имя заместителя главнокомандующего ВМФ о включении его и иных военнослужащих запаса в первом квартале ДД.ММ.ГГГГ в списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ему предлагали получить государственный жилищный сертификат для приобретения жилья, однако в таком случае ему пришлось бы оплачивать "данные изъяты" стоимость жилья, что для него являлось и является затруднительным. Поэтому он ждал предоставления ему и его семье жилого помещения по договору социального найма, что предусмотрено действующим законодательством и законодательством, действовавшим на момент подачи им рапорта на получение жилого помещения при увольнении в запас. До настоящего времени ему и членам его семьи не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Более того, в ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ на свое обращение по поводу предоставления жилого помещения по договору социального найма, из которого следовало, что ни он, ни члены его семьи не состоят на компьютеризированном учете как нуждающиеся в жилом помещении и что для постановки на учет для получения жилого помещения по договору социального найма ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления. Также ему было разъяснено, что рапорт, который им был подан на получение жилого помещения, отсутствует, а потому учетное дело на его имя не заводилось. Из указанного ответа войсковой части следовало, что Уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ по почте он направил заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, где просил включить сведения о нем в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещении. Согласно уведомления его заявление поступило в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку с момента получения его заявление по настоящее время прошло более месяца, то считает, что в досудебном порядке не представляется возможным реализовать его право на получение жилого помещения. Истец на основании ст.ст. 3, 5, 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", п.п. 7, 10 Приказа от 30 сентября 2010 г. N1280, п.п. 23, 24, 26 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 просил суд обязать Войсковую часть N восстановить учетное дело на имя Карпова В. П. на получение жилого помещения по договору социального найма; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ внести данные о Карпове В. П. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Истец Карпов В.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Карпова В.П. - Титов А.В. в судебном заседании исковые требования Карпова В.П. поддержал, дал объяснения аналогичные доводам искового заявления, дополнительно пояснил, что поскольку Карпов принимал участие в Государственной программе жилье и был включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов, фактически за ним было признанно право на получение жилого помещения, но поскольку Карпов В.П. вправе самостоятельно выбирать меры социальной поддержки, гарантированные ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", что нашло свое отражение в постановление Конституционного суда от 5.04.07 N5-П, вправе требовать предоставление жилого помещение по договору социального найма, путем предоставления жилья в натуре. По вопросу постановки на очередь ни в Администрацию Ногинского района, ни в военный комиссариат Карпов В.П. не обращался, так как полагал, что стоит на очереди в в\ч N, о том что на указанной очереди он не состоит, узнал только в ДД.ММ.ГГГГ из ответа войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика ФБУ войсковая часть N - Романова В.А. в судебном заседании исковые требования Карпова В.П. не признала, в обоснование возражений на иск пояснила, что жилищная комиссия войсковой части N не принимала решения о признании Карпова В.П. нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Карпов В.П. не состоял на соответствующем компьютерном учете в ФГ КЭУ " "данные изъяты" КЭЧ района". Согласно хранящихся в части материалов жилищных дел военнослужащих в/части N и уволенных военнослужащих в/части N, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), с оставлением в списках очередников на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ гражданин Карпов В.П. не значится. Ведение документов жилищного учета граждан - военнослужащих запаса по избранному постоянному месту жительства государственными и ведомственными нормативно-правовыми актами на воинские части никогда возложено не было и, соответственно
, войсковая часть не несет жилищно-правовых обязательств по отношению к данной категории лиц. При увольнении в запас ДД.ММ.ГГГГ. рапорт о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства Карпов B.П. не подавал. Военнослужащий запаса Карпов В.П. уволенный в ДД.ММ.ГГГГ. на основании Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, согласно постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, должен был сам собрать документы и обращаться в военный комиссариат (п.п. 7, 9 постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054). На основании заявления Карпова В.П. в ДД.ММ.ГГГГ он был включен жилищной комиссией войсковой части N в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", как граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. До настоящего времени жилые помещения в закрытых военных городках делятся на жилые помещения, предоставленные гражданам по постоянным ордерам, договорам социального найма (жилые помещения для постоянного проживания), и служебные жилые помещения и общежития. Граждане, проживающие в жилых помещениях по постоянным ордерам, договорам социального найма могут участвовать в подпрограмме как граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков, так как они утратили связь с Вооруженными Силами РФ и не могут быть лишены занимаемого ими жилого помещения. В соответствии с пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечением жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила. Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г. Однако в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения. Согласно п.2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих - граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих ? граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Поэтому нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после ДД.ММ.ГГГГ, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации применению не подлежат. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилищные комиссии в войсковых частях упразднены. После вступления в силу приказов Министра обороны РФ 2010 г. N 1280 и N 1455 указанные функции осуществляют Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные управления. Учетные жилищные дела военнослужащих войсковой части N, состоящих в автоматизированной системе учета, установленным порядком переданы в уполномоченный орган (начальнику 1 отдела ФГУ "Западное региональное управлении жилищного обеспечения МО РФ" для дальнейшего учета и ведения. При этом жилищное дело Карпова В.П. никуда не передавалось в связи с отсутствием такового фактически и по учету. На данный момент уполномоченный орган, в соответствии с действующим законодательством, ведет учет и обеспечивает жилыми помещениями только военнослужащих, увольняемых с военной службы. Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Также ссылалась на то, что по вопросу надлежащего или не надлежащего принятия и оформление рапорта от ДД.ММ.ГГГГ прошли все сроки исковой давности.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица военного комиссариата Московской области по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и Ногинскому району Николаева Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Карпова В.П. возражала, поддержала объяснения представителя ответчика ФБУ войсковая часть N.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом главнокомандующего ВМФ по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N Карпов В.П. был уволен с военной службы с зачислением в запас в звании "данные изъяты" по подпункту "А" п.1 ст. 51 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) имея выслугу "данные изъяты". Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Карпов В.П. был исключен из списков личного состава части, всех списков довольствия и направлен на вонский учет в "данные изъяты".
Также судом установлено, что на момент увольнения у Карпова В.П. находилась в пользовании квартира, расположенная по адресу: "адрес" в которой он со своей семьей проживает по настоящее время. Данное жилое помещение ему и членам его семьи, а именно ФИО, ФИО 1, ФИО 2, было предоставлено на основании ордера на жилое помещение N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ за N, которое является жилым помещением социального использования.
Указанные обстоятельства подтверждаются не только объяснениями сторон, но и копией ордера (л.д. "данные изъяты"), копией личного дела Карпова В.П.(л.д. "данные изъяты"), справкой ФГ КЭУ "Ногинская КЭЧ района" (л.д. "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ он также подал рапорт на получение государственного жилищного сертификата и был включен в список кандидатов на его получение. В ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части N и председатель жилищной комиссии войсковой части N подали представление на имя заместителя главнокомандующего ВМФ о включении его и иных военнослужащих запаса в первом квартале ДД.ММ.ГГГГ в списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов (л.д. "данные изъяты"). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Карпову В.П. предлагали получить государственный жилищный сертификат для приобретения жилья, однако он отказался.
Истец утверждает, что при увольнении с военной службы он подал рапорт на имя главнокомандующего ВМФ РФ о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении. Данный рапорт с резолюцией главнокомандующего ВМФ РФ был отправлен в войсковую часть N и был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за N в книге учета рапортов на жилую площадь, что подтверждается выкопировкой из книги регистрации рапортов (л.д. "данные изъяты").
В соответствии с п.12 приказа Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" (действовавшему на момент возникновения правоотношения сторон) военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами Советов депутатов трудящихся в порядке, установленном Советом Министров СССР.
Данный приказ утратил силу в связи с введением в действие Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В соответствии с пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечениее жилыми помещениями военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.
При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила.
Согласно п.7,9 Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку;
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления но личному заявлению.
Согласно п.12-16 Правил, в редакции, действовавшей до 2003 года, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, по форме согласно приложению N 4.
Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.
Согласно п. 24 из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.
Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г.
Таким образом, в соответствии с действовавшим на момент увольнения истца с военной службы порядком он должен был самостоятельно собрать докумненты и обратиться в Ногинский военный комиссариат Московской области для постановки его на очередь на получение жилых помещений. Сведения о постановке его на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий должны были быть занесены в его личное дело. В личном деле Карпова В.П. отсутствуют сведения о поданном им рапорте на отселение и о постановке на очередь на получение жилых помещений. С личным делом Карпов В.П. был ознакомлен и никаких ззамечаний не имел.
При этом ни с какими заявлениями ни в адрес Администрации Ногинского муниципального района, ни в адрес военного комиссариата по вопросу получения сведений о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных Карпов В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не обращался.
Согласно п.2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих - граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих ? граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
С 01 января 2005 года обязанность по обеспечению увольняемых военнослужащих жильем возложена на органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в данном случае на Министерство обороны РФ за счет средств федерального бюджета, согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружейных силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 80, учет нуждающихся в получении жилых помещений в Вооруженных силах РФ велся жилищными комиссиями воинских частей совместно с довольствующими КЭЧ районов, а согласно п.п. "а" п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и уволенные с военной службы в запас или отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, и уволенные, в том числе в связи с организационно- штатными мероприятиями.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилищные комиссии в войсковых частях упразднены, в том числе и жилищная комиссия войсковой части N (л.д. "данные изъяты").
После вступления в силу приказов Министра обороны РФ от 2010 г. N 1280 и N 1455 указанные функции осуществляют Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные управления.
Учетные жилищные дела военнослужащих войсковой части N, состоящих в автоматизированной системе учета, установленным порядком переданы в уполномоченный орган (начальнику 1 отдела "данные изъяты" для дальнейшего учета и ведения (л.д. "данные изъяты"). При этом жилищное дело Карпова В.П. никуда не передавалось в связи с отсутствием такового фактически и по учету.
Таким образом, ФБУ войсковая часть N является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
На данный момент уполномоченный орган (Департамент жилищного обеспечния), в соответствии с действующим законодательством, ведет учет и обеспечивает жилыми помещениями только военнослужащих, увольняемых с военной службы. Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"( в редакции от 08.12.2010 г.) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом обязательным условием для предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, является принятие их до 1 января 2005 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вопрос о конституционности нормативных положений, устанавливающих, что условием обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений до 1 января 2005 года, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. В Определениях от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О, от 17 июня 2010 года N 822-О-О Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на Постановление от 5 апреля 2007 года N 5-П указал, что законодатель, исходя из предоставленных ему полномочий, вправе ввести такую модель правового регулирования, при которой то или иное право у лица может возникнуть только при условии совершения им определенных действий в течение определенного срока.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства того, что он при увольнении был в установленном порядке поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец обратился в суд с иском об обязании восстановить учетное дело и данные в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, по истечении более "данные изъяты" лет после подачи рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем ответчика войсковой части N заявлено об истечении срока исковой давности на предъявление указанных требований.
Доводы представителя истца о том, что ни он, ни члены его семьи не состоят на компьютеризированном учете как нуждающиеся в жилом помещении он узнал из письма командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание, он вправе был в период с ДД.ММ.ГГГГ интересоваться сведениями о включении его в очередь на получение жилого помещения. Истцом не представлено ни одного документа в подтверждение его доводов о том, что он был поставлен на учет на получение жилого помещения при увольнении с военной службы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Карпова В. П. к ФБУ войсковая часть N, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обязании восстановить учетное дело, данные в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.