Решение Ногинского городского суда Московской области от 26 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Беляковой Е.Е.,
при секретаре Боданюк Я.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова М. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Научный центр Российской академии наук в Черноголовке, Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление эксплуатации Научного центра Российской академии наук в Черноголовке" о признании незаконным и подлежащим отмене свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, об обязании внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об аннулировании права,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кузнецов М.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, о признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения, о признании незаконными действий государственных регистраторов и просил суд:
признать незаконными действия государственного регистратора Гудковой О.Н. при проведении правовой экспертизы комплекта документов, касавшихся оформления права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на кв. N по адресу: "адрес", и выдаче свидетельства ( N) о праве хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на вышеуказанную квартиру ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконным и отменить свидетельство ( N) о праве хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на кв. N по адресу: "адрес";
признать незаконными действия государственного регистратора Поповой Т.М. при проведении правовой экспертизы комплекта документов, касавшихся оформления права оперативного управления НЦЧ РАН на кв. N по адресу: "адрес", и выдаче свидетельства N) о праве оперативного управления НЦЧ РАН на вышеуказанную квартиру ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконным и отменить свидетельство N) о праве оперативного управления НЦЧ РАН на кв. N по адресу: "адрес".
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято уточненное исковое заявление Кузнецова М. В. к Учреждению Российской академии наук Научный центр РАН в Черноголовке, Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление эксплуатации Научного Центра Российской академии наук в Черноголовке", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, о признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения, в котором истец просил суд:
признать незаконным и подлежащим отмене свидетельство ( N) о праве хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на кв. N по адресу: "адрес";
признать незаконным и подлежащим отмене свидетельство ( N) о праве оперативного управления НЦЧ РАН на кв. N по адресу: "адрес".
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято дополнительное исковое заявление Кузнецова М. В. к Учреждению Российской академии наук Научный центр РАН в Черноголовке, Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление эксплуатации Научного Центра Российской академии наук в Черноголовке", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, о признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения, об обязании внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об аннулировании права, в котором истец просил суд:
признать незаконным и подлежащим отмене свидетельство ( N) о праве хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на кв. N по адресу: "адрес";
признать незаконным и подлежащим отмене свидетельство ( N) о праве оперативного управления НЦЧ РАН на кв. N по адресу: "адрес";
обязать органы Росреестра внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отмене записей о регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" и права оперативного управления НЦЧ РАН на квартиру N по адресу: "адрес" аннулировать право хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" и право оперативного управления НЦЧ РАН на указанное жилое помещение.
Определением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом истца от части исковых требований прекращено производство по делу в части требований, предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действия государственных регистраторов Гудковой О.Н. и Поповой Т.М.
Определением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Учреждения Российской академии наук Научный центр РАН в Черноголовке на Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр Российской академии наук в Черноголовке в связи с изменением типа и наименования учреждения.
Определением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом истца от части исковых требований прекращено производство по делу в части требований к Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление эксплуатации Научного Центра Российской академии наук в Черноголовке" о признании незаконным и подлежащим отмене свидетельства о праве хозяйственного ведения ( N) ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на квартиру N по адресу: "адрес".
В судебном заседании истец Кузнецов М.В. поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что считает неправомерным одновременную регистрацию права собственности РФ на спорную квартиру N "адрес" и права хозяйственного ведения ФГУП УЭ НЦЧ РАН на указанную квартиру. До ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение - квартира N "адрес", не имело собственника, и соответственно до ДД.ММ.ГГГГ никто не имел права от имени РФ распоряжаться данным имуществом, передавать его с баланса на баланс. Кроме того для передачи имущества с баланса вначале надо это имущество принять на свой баланс. Ответчиками не представлены доказательства принятия спорного имущества (квартиры) на баланс Президиума РАН. В свидетельстве о государственной регистрации права оперативного управления НЦЧ РАН на спорную квартиру N указано два основания регистрации права, первое - распоряжение Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ, второе- акт приема-передачи объектов, который должен быть оформлен на основании распоряжения Президиума Российской академии наук. Однако акт приема - передачи оформлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. раньше, чем распоряжение Президиума Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что распоряжение Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ не имеет юридической силы, поскольку Президиум РАН не является федеральным органом исполнительной власти и следовательно не обладает правом по своему усмотрению издавать какие-либо распоряжения относительно объектов недвижимого имущества, являющихся собственностью РФ. Никакими актами государственных или муниципальных органов и других органов исполнительной власти РФ до настоящего времени указанное жилое помещение не передавалось ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" в хозяйственное ведение или НЦЧ РАН в оперативное управление. По мнению истца, все действия по передаче спорной квартиры и регистрации вначале права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН", а затем права оперативного управления НЦЧ РАН направлены на то, чтобы НЦЧ РАН имел право обратиться в суд с иском о выселении истца ( Кузнецова М. В.) из спорной квартиры.
В судебном заседании представитель ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения науки Научный центр Российской академии наук в Черноголовке (далее НЦЧ РАН) возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. "данные изъяты"), дополнительно указал, что строительство жилого дома по адресу: "адрес" осуществлялось в соответствии с инвестиционным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ, Заказчиком работ выступал НЦЧ РАН, разрешение на строительство N от ДД.ММ.ГГГГ выдавалось НЦЧ РАН. Так как при строительстве жилого дома привлекались средства федерального бюджета, "данные изъяты" квартир в данном жилом доме, в том числе и квартира N, были в соответствии с актом реализации инвестиционного контакта распределены в распоряжение Заказчика, данные квартиры, в том числе и квартира N, являются собственностью РФ. Право собственности РФ на квартиру N было зарегистрировано на основании выписки из реестра федерального имущества N от ДД.ММ.ГГГГ. С целью подготовки документов на "данные изъяты" квартир, в том числе квартиру N, для оформления статуса специализированного жилья, распоряжением Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ N квартира N закреплена за НЦЧ РАН на праве оперативного управления. Распоряжение Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, принятым в пределах полномочий, определенных Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за Российской академией наук и подведомственными ей организациями.
Представитель ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Московской области возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, дополнительно пояснил, что одновременная регистрации права собственности РФ и право хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на квартиру N является законной, право собственности является вещным правом, право хозяйственного ведения является ограниченным вещным правом и параллельная регистрации не является нарушением закона. При проведении правовой экспертизы регистратором не было установлено причин для отказа в регистрации права.
Представитель ответчика ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" в судебное заседание не явился, о явке извещен, ранее представил в суд заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о явке извещен.
Представитель третьего лица - Российской академии наук в судебное заседание не явился, о явке извещен.
Третье лицо Гудкова О.Н. в судебное заседание не явилась, о явке извещена
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФГУП "УЭ НЦЧ РАН", представителей третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Российской академии наук, Гудковой О.Н., извещенных судом о времени и месте судебного разбирательства.
Третье лицо Попова Т.М. в судебном заседании исковые требования Кузнецова М.В. не признала.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, архивное гражданское дело N года суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом1 статьи11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, данная статья также содержит указание на возможность применения иных способов защиты нарушенного права, предусмотренных в законе.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п.3, 4, 5 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296). Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
Согласно разъяснениям, данным в п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В соответствии с абзацем 2 пункта1 статьи2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В соответствии с. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Судом установлено, что квартира N "адрес" находится в собственности РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты"), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты"). Основанием для регистрации права собственности РФ на спорную квартиру являлась выписка из реестра федеральной имущества от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. "данные изъяты"), акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. "данные изъяты"), постановление Главы городского округа Черноголовка Московской области РФ N от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. "данные изъяты").
Право собственности РФ на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", никем не оспорено.
Так же судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Президиума Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ N, акта приема - передачи недвижимого имущества в хозяйственное ведение от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации право хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на спорную квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. "данные изъяты").
Распоряжением Президиума Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ N распоряжение Президиума Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ N "О закреплении федерального имущества за Федеральным государственным, унитарным предприятием "Управление эксплуатации научного центра Российской академии наук в Черноголовке" на праве хозяйственного ведения" признано утратившим силу ( л.д. "данные изъяты").
Судом установлено, что в настоящее время спорная квартира, расположенная по адресу: "адрес", на основании распоряжения Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ N "О закреплении федерального имущества за Учреждением Российской академии наук Научным центром РАН в Черноголовке на праве оперативного управления" (л.д. "данные изъяты") закреплена на праве оперативного управления за ФБГУ НЦЧ РАН, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве оперативного управления Учреждения Российской академии наук научный центр РАН в Черноголовке (запись регистрации N) в отношении квартиры площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. "данные изъяты").
По смыслу ст. 9 ГК РФ, ст. ст. 3, 4, 39, 196 ГПК РФ, только истцу принадлежит право определять ответчика, предмет и основание иска, а суд рассматривает и разрешает заявленные требования по основаниям, указанным истцом.
Как разъяснено в ч. 4 п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству истцу было разъяснено его право на уточнение искового заявления в соответствии с разъяснениями данными в Постановление Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Истцом неоднократно уточнялись исковые требования и в настоящее время судом рассматриваются требования истца Кузнецова М.В. о признании недействительным незаконным и подлежащим отмене свидетельство ( N) о государственной регистрации права оперативного управления НЦЧ РАН на квартиру N "адрес", об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Московской области внести изменения в сведения ЕГРП об отмене записей регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН", права оперативного управления НЦЧ РАН на спорную квартиру и аннулировании права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН", права оперативного управления НЦЧ РАН на спорное жилое помещение., т.е истцом ставится вопрос об оценке правомерности государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" и права оперативного управления НЦЧ РАН на спорную квартиру, при этом истцом не заявляются требования об оспаривании оснований возникновения указанных вещных прав.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Избранный способ защиты предполагает необходимость доказать наличие и законность положения, которое истец желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не является правоустанавливающим документом, а всего лишь подтверждает произведенную в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации вещного права на объект недвижимости.
Согласно п.3 ст. 131 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке.
В соответствии с п.1 раздела Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 18.09.3003 года N 226, свидетельство может быть выдано правообладателю пока право, о выдаче свидетельства на которое он ходатайствует, принадлежит ему согласно записям в ЕГРП, т. е свидетельство может быть неоднократно выдано правообладателю.
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации права не порождает, не изменяет и не отменяет право собственности и другие вещные права и тем самым не может нарушать права и интересы истца, в связи с чем суд приходит к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права и потому требования о признании недействительным, незаконным и подлежащим отмене свидетельства N) о государственной регистрации права оперативного управления НЦЧ РАН на квартиру N "адрес" не подлежат удовлетворению.
Требования об обязании внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отмене записей о регистрации права хозяйственного ведения и права оперативного управления, об аннулировании права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН", права оперативного управления НЦЧ РАН на жилое помещение - квартиру N "адрес", суд так же считает не подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплен в статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", среди которых значатся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Судом установлено, что право хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН" на спорную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", прекращено.
Как следует из материалов гражданского дела, истцом не заявлялись требования о признании недействительным распоряжения Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ N "О закреплении федерального имущества за Учреждением Российской академии наук Научным центром РАН в Черноголовке на праве оперативного управления", однако в обоснование заявленных требований истец ссылался на незаконность распоряжения Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ N.
Суд, оценив, представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что указанное распоряжение Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ N. является законным и обоснованным, принятым в пределах предоставленных ему полномочий.
Как уже было установлено судом спорная квартира N "адрес" является собственностью РФ.
Согласно п.1.2, п.5.2, 5,3, 5.14, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; принимает в федеральную собственность имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках федеральной адресной инвестиционной программы закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Уставу Российской академии наук, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 года N 785, Российская академия наук являются некоммерческой организацией, которая наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на закрепление за подведомственными организациями федерального имущества.
Как следует из Устава РАН Президиум Российской академии наук является постоянно действующим коллегиальным органом управления академии.
Согласно п. 33, 34 Устава, Президент Российской академии наук осуществляет общее руководство работой академии, руководит деятельностью президиума академии, распоряжается имуществом, в том числе финансовыми средствами, Российской академии наук в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, в пределах делегированных президиумом Российской академии наук полномочий и в порядке, определяемом Президиумом академии
В состав имущества Российской академии наук и подведомственных ей организаций входят здания, сооружения, оборудование, приборы, суда научно-исследовательского флота, транспортные средства, средства связи и другое имущество, обеспечивающее деятельность и развитие академии и подведомственных ей организаций, а также социальные потребности работников академии (жилой фонд, иное имущество организаций социальной сферы академии) ( ст. 74 Устава РАН)
В соответствии с п. 4.10.1 Соглашения о взаимодействии между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за Российской академией наук и подведомственными ей организациями от ДД.ММ.ГГГГ, Российская академия наук самостоятельно закрепляет за подведомственными Российской академией наук организациями недвижимое имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Российская академия наук в соответствии с п.4.10.2 указанного соглашения в рамках законодательства РФ принимает решение о перераспределении имущества между подведомственными РАН организациями.
Учреждение Российской академии наук Научный центр РАН в Черноголовке- относится к организациям, подведомственным Российской академии наук, что подтверждается Уставом Российской академии наук.
Таким образом, суд приходит к выводу, что распоряжение Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ N "О закреплении федерального имущества за Учреждением Российской академии наук Научным центром РАН в Черноголовке на праве оперативного управления" принято органом, к компетенции которого относится распоряжение спорным имуществом в пределах предоставленных ему полномочий, и потому довод истца о том, что распоряжение Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ N не имеет юридической силы, поскольку Президиум РАН не является федеральным органом исполнительной власти и следовательно не обладает правом по своему усмотрению издавать какие-либо распоряжения относительно объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности РФ является необоснованным.
Не основан на нормах закона довод истца в обоснование заявленных требований о том, что поскольку акт приема передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ принят ранее распоряжения Президиума РАН, то свидетельство о праве оперативного управления НЦЧ РАН на квартиру N не законно, а право оперативного управления подлежит аннулированию. Согласно ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции. Судом уже установлено, что распоряжение Президиума РАН от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
Довод истца в обоснование заявленных требований о том, что невозможно одновременно зарегистрировать право собственности на имущество и право оперативного управления, суд так же считает не основанным на нормах закона.
Анализируя совокупность имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Кузнецова М.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному бюджетному учреждению науки Научный центр Российской академии наук в Черноголовке, Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление эксплуатации Научного центра Российской академии наук в Черноголовке" о признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, об обязании внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об аннулировании права хозяйственного ведения ФГУП "УЭ НЦЧ РАН", права оперативного управления НЦЧ РАН на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" следует отказать.
Руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова М. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Научный центр Российской академии наук в Черноголовке, Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление эксплуатации Научного центра Российской академии наук в Черноголовке" о признании незаконным и подлежащим отмене свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, об обязании внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об аннулировании права отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.