Определение Ногинского городского суда Московской области от 28 мая 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.А.,
при секретаре Быковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кубенко С. П. к Воронову Л.В. и Воронову Б. В. о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу и о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Кубенко С.П. обратился в суд с иском к Воронову Л.В. и Воронову Б.В. о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу и о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, ссылаясь на следующее.
Он - Кубенко С.П. является собственником "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, 2-х этажный, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Указанный жилой дом расположен на земельном участке, мерой "данные изъяты" кв.м., принадлежащим ему по праву собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Ответчики являются собственниками по "данные изъяты" доли каждый, в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом. В настоящее время дом находится в аварийном состоянии, непригоден для проживания, а именно: имеется разрушение фундамента, обрушение стен первого этажа, несущих конструкций, наблюдается значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, массовое разрушение покрытия и основания полов. Второй этаж дома находится в наклонном состоянии, в связи с обрушением стен первого этажа и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей (его, членов его семьи, соседей), а также имущество соседей. В жилом доме отсутствуют оконные блоки, дом отключен от газо - и электроснабжения. Он не имеет возможности владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком. В указанном доме никто не проживает и никто не зарегистрирован. В ДД.ММ.ГГГГ, он неоднократно устно и письменно ставил в известность ответчиков об аварийном состоянии дома и необходимости принятия мер по устранению существующей угрозы жизни и здоровью людей, а также имуществу, что подтверждаю прилагаемыми телеграммами. Ответчики возражают против сноса, находящегося в аварийном состоянии дома и не предпринимают никаких мер по разрешению сложившейся ситуации.
Истец Кубенко С.П. в судебное заседание не явился. Обеспечил явку в суд своего представителя.
Представитель истца Кубенко С.П. - Смирнова Т.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования истца.
Ответчики: Воронов Л.В., Воронов Б.В. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Ногинского отдела Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещался надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков: Воронова Л.В., Воронова Б.В. и представителя третьего лица - Ногинского отдела Управления Росреестра по Московской области.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Снос объектов недвижимого имущества - это действия лиц, направленные на уничтожение объектов недвижимости в силу тех или иных причин. Наиболее распространенными случаями, в силу которых возникает необходимость в принятии решения о сносе объектов недвижимости, являются:
- признание объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) в установленном законом порядке ветхими или аварийными;
- изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд с находящимися на данном участке объектами недвижимого имущества;
- возведение самовольной постройки;
- развитие застроенных территорий.
Кроме того, решается вопрос о сносе в случае возведения объектов недвижимости ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, на землях автомобильных дорог, в придорожных полосах и резервных зонах с нарушением установленного порядка использования этих земель, при нарушении норм действующего природоохранного законодательства и других случаях.
Вопросы, касающиеся строительной деятельности в России, регулируются ГрК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также иными нормативно-правовыми актами, в том числе актами, принятыми на региональном и местном уровнях в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно действующему законодательству строительство и реконструкция в Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.51 ГрК РФ). Данный документ является законным основанием для осуществления строительства и некоторых иных видов строительной деятельности. Строительство без надлежаще оформленного разрешения может иметь негативные последствия - в первую очередь постройка может быть признана самовольной (о самовольном строительстве и его последствиях будет сказано далее).
Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления (за исключением определенных случаев, установленных ГрК РФ) по месту нахождения земельного участка. В целях строительства, реконструкции, ремонта объекта капитального строительства застройщик обращается в уполномоченные органы с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К данному заявлению застройщик, помимо таких документов, как правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план участка, положительные заключения государственной и государственной экологической экспертиз, прилагает также материалы, содержащиеся в проектной документации, среди которых обязателен проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
Кроме того, ГрК РФ закрепил возможность выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. Под этапом строительства обычно понимают обширный круг работ, в том числе связанных со сносом зданий и сооружений на участке, предназначенном для строительства нового объекта.
С опорой на ГрК РФ в субъектах РФ и муниципальных образованиях были разработаны и утверждены различные нормативно-правовые акты, определяющие порядок подготовки документов для выдачи разрешений на снос или демонтаж объектов капитального строительства на территории соответствующих муниципальных образований. Несмотря на большое разнообразие таких актов, после их систематизации можно выделить определяющие моменты, касающиеся основных правил выдачи разрешений на снос.
Так, отдельным этапом строительства признается производство работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства для:
- освобождения земельного участка под новое строительство;
- ликвидации объектов, утративших технологическую необходимость или пришедших в ветхое состояние;
- ликвидации инженерных сетей и коммуникаций.
Как правило, подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на соответствующий отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т.д.).
Подготовка документов для выдачи разрешения осуществляется на основании заявления собственника объекта, которое подается на имя главы администрации. При этом заявитель должен предоставить следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- правоустанавливающие документы на сносимый или демонтируемый объект;
- протоколы комиссии (определяемой собственником) при сносе или демонтаже объектов, утративших технологическую необходимость или пришедших в ветхое состояние;
- проект организации сноса или демонтажных работ с указанием ограждения мест складирования и т.д.
В некоторых случаях могут потребовать какие-либо дополнительные документы, например заключение соответствующего отдела (или комитета) администрации об изменении или сохранении статуса земельного участка или его параметров. О результатах рассмотрения принятых документов администрация извещает заявителя, как правило, в течение тридцати дней.
Завершение сноса или демонтажа подтверждается документами службы технической инвентаризации и актом обследования результатов сноса или демонтажа объекта, оформляемый собственником объекта (за подписью представителей пожарного надзора, инженерных служб, главного архитектора и т.д.).
Кроме того, в таких актах коротко указывают о сносе объектов на участках индивидуального жилищного строительства.
Снос жилых домов и хозяйственных построек на участках индивидуальной застройки производится собственником по своему усмотрению. Основанием для регистрации сноса таких строений являются документы службы технической инвентаризации.
Согласно ст.48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается также раздел "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости - сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства)".
Во исполнение норм ст. 48 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" было утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Согласно данному Положению, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна состоять из двенадцати разделов, требования, к содержанию которых и установлены указанным Положением. В разделе II приводится перечень документов, необходимых для подготовки проектной документации на объект капитального строительства, среди которых указаны также следующие документы: акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа); решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу - при необходимости сноса жилого дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации
от 28 января 2006 г. N 47 " Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494).
То есть, анализ вышеуказанных норм действующего законодательства указывает, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления; граждане вправе оспорить в суде действия (бездействие) межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений по указанному вопросу.
В соответствии с требованиями абз. 2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
Суд приходит к выводу о том, что истцом Кубенко С. П. не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку за решением вопроса о признании жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу, в орган местного самоуправления, он не обращался.
Поскольку истец Кубенко С.П. не представил суду доказательств, подтверждающих соблюдение установленного действующим законодательством порядка урегулирования спора, то его заявление к Воронову Л.В. и Воронову Б. В. о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу и о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, ст. ст. 223 - 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исковые требования Кубенко С. П. к Воронову Л.В. и Воронову Б. В. о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу и о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, оставить без рассмотрения.
Разъяснить Кубенко С.П., что для решения вопроса о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу, ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления.
Разъяснить Кубенко С.П., что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение пятнадцати дней.
Судья: (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.