Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе; председательствующего судьи Лихачева В.А., при секретаре судебного заседания Белякове С.В., с участием прокурора Байдиной О.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлово-Посадского городского прокурора Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка детский сад N " "данные изъяты"" об устранении нарушений трудового законодательства в сфере охраны труда, суд
УСТАНОВИЛ:
Павлово-Посадской городской прокуратурой Московской области согласно плана работы прокуратуры на второе полугодие 2011 года проведена проверка соблюдения требований охраны труда в образовательных учреждениях Павлово-Посадского муниципального района и г.о. Электрогорск Московской области.
В ходе проверки установлено, что 26.05.2011 года Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад N " "данные изъяты"" г. Электрогорска зарегистрировано в качестве юридического лица за N, постановлено на налоговый учет в ИМНС РФ по Г. Павловскому Посаду ДД.ММ.ГГГГ года ИНН N.
Адрес (место нахождения) юридического лица: "адрес"
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Вместе с тем согласно ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Представитель прокурора Байдина О.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка детский сад N N " "данные изъяты"" ФИО исковые требования признала. Признание иска ответчиком принято судом в соответствии со ст. 173 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Павлово-Посадской городской прокуратурой Московской области согласно плана работы прокуратуры на второе полугодие 2011 года проведена проверка соблюдения требований охраны труда в образовательных учреждениях Павлово-Посадского муниципального района и г.о. Электрогорск Московской области.
В ходе проверки установлено, что 26.05.2011 года Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад N 40 "Ромашка" г. Электрогорска зарегистрировано в качестве юридического лица за N, постановлено на налоговый учет в ИМНС РФ по Г. Павловскому Посаду ДД.ММ.ГГГГ года ИНН N
Адрес (место нахождения) юридического лица: "адрес"
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Вместе с тем согласно ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Работодатель обязан обеспечить:
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты и др.
В соответствии с п. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года N 342н, данный порядок устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя ( п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
оценку травмоопасности рабочих мест;
оценку обеспеченности работников средств индивидуальной защиты;
комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Пунктом 44 Порядка регламентировано, что результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
карты аттестации рабочего места по условиям труда;
сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); протоколы заседаний аттестационной комиссии;
заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Согласно п. 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Вместе с тем, согласно справке заведующей МАДОУ детский сад N " "данные изъяты"" аттестовано "данные изъяты" рабочих места, не аттестовано - "данные изъяты" рабочих мест.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Частью 1 ст. 209 Трудового кодекса РФ закреплено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Нарушение требований трудового законодательства по охране труда, а именно, отсутствие аттестации рабочих мест, создает опасность для здоровья людей, как работающих в МАДОУ детский сад N " "данные изъяты"" в настоящее время, так и потенциальных работников данного МАДОУ.
Исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, так как аттестации подлежат рабочие места, установить круг лиц, которые будут работать на рабочих местах, подлежащих аттестации, не представляется возможным. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Отсутствие аттестации рабочих мест нарушает права работников, поскольку отсутствует оценка условий труда на каждом рабочем месте с учетом вредных факторов и возможность прогнозировать риск развития профессиональных заболеваний либо других нарушений здоровья.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Павлово-Посадского городского прокурора Московской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад N " "данные изъяты"" г. Электрогорска Московской области устранить нарушения требований трудового законодательства в сфере охраны труда и провести аттестацию рабочих мест учреждения в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Павлово-Посадский городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательно форме, т.е. с 30.01.2012 г.
Председательствующий: В.А.Лихачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.