Подольский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Николаева М.Н.
при секретаре Кировой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шинкаренко Наталии Владимировны к Администрации сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" об обязании переноса мусорных контейнеров, демонтажа площадки для мусорных контейнеров
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Администрации сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района Московской, в котором требовала обязать ответчика перенести мусорные контейнеры, предназначенных для сбора мусора и бытовых отходов, от жилого "адрес", демонтажа площадки для мусоросборочных контейнеров. Свои требования мотивировала тем, что она является собственником указанного жилого "адрес". По границе ее земельного участка расположена площадка с мусоросборочными контейнерами, находящаяся в ведении ответчика, отходы и мусор с данной площадки не вывозятся неделями, что доставляет ряд неудобств. Ранее она обращалась по данному вопросу в Подольскую городскую прокуратуру, которой было внесено представление в адрес руководителя Администрации сельского поселения о переносе площадки, однако до настоящего времени представление не исполнено, площадка и мусорные контейнеры не перенесены, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд.
Истец - ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена, явился ее представитель по доверенности ФИО4, который исковые требования поддержал в полном объеме, показал, что расположение мусоросборочной площадки осуществлено с нарушением требований законодательства, близость данной площадки к дому истца доставляет ряд неудобств, поскольку разводятся мелкие грызуны, доносится неприятный запах.
Представитель Администрации сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, возражала против исковых требований, мотивируя тем, что данная площадка не устанавливалась ответчиком, а была по передаточному акту от д.м.г передана как муниципальное имущество Подольским муниципальным районом в муниципальную собственность с/п Лаговское, которое осуществляет сбор и вывоз бытовых отходов. Кроме того, считает, что площадка находится на допустимом расстоянии от дома истца, мусорные отходы регулярно вывозятся, поэтому права истца не нарушаются.
3-е лицо, представитель Администрации Подольского муниципального района в судебное заседание явился, возражала против иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими отклонению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании определения Подольского городского суда от д.м.г является собственником жилого дома, хозблока, земельного участка площадью 422 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020712:0013, расположенные по адресу: "адрес", Лаговское с/п, "адрес", право собственности на которые зарегистрировано в УФРС по "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от д.м.г (л.д.5,58,59). Истец в данном доме зарегистрирована, что подтверждается домовой книгой (л.д.76-78).
При этом, жилой "адрес" с/п существовал еще до 2000 г. (построен в 1956 году), в 2004 году на участке построен хозблок и беседка, и перестроен жилой дом, на который зарегистрировано право собственности д.м.г, что не отрицал представитель истицы.
Согласно передаточному акту N/Л/08 от д.м.г площадка около мусорных контейнеров, площадью 225 кв.м. с твердым покрытием, расположенная в "адрес", передана Подольским муниципальным районом в муниципальную собственность сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района (л.д.69-70,71). Согласно ст.40 Устава сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района, в собственности сельского поселения может находиться имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.66).
К компетенции органов местного самоуправления сельского поселения Лаговское, предусмотренной Уставом сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района, в п.17 ст.11 отнесено организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В п.31 ст.32 Устава, регламентирующей компетенцию администрации сельского поселения Лаговское, указано об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (60-65).
Подольским городским прокурором в ходе проверки, проведенной по заявлению ФИО1 о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства, внесено представление Главе с/п Лаговское с требованием о переносе контейнеров, предназначенных для сбора мусора. В ответ на представление Подольского городского прокурора Глава с/п Лаговское сообщил о переносе контейнеров, предназначенных для сбора мусора и бытовых отходов от детской игровой площадки и жилого дома на расстояние более 20 метров. В последующем сообщил, что мусорная площадка дважды переносилась на новое место, но жители поселка на общем собрании решили оставить мусоросборочную площадку на прежнем месте (л.д.11-32).
Согласно экспертному заключению, проведенной по делу санитарно-эпидемиологической экспертизы, установлено, что имеющаяся мусоросборная площадка на 4 мусоросборочных контейнера предназначена для складирования и временного хранения твердо-бытовых отходов от группы жилых домов "адрес". В соответствии с п.2.5 СанПиН 2.2.1/2. д.м.г-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" Новая редакция "Объекты и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных участков". Таким образом, в данном случае расстояние от мусоросборной площадки измеряется не до жилого дома, а до границ его домовладения (до забора). При осмотре мусоросборной площадки установлено ее примыкание к забору "адрес", т.е. расстояние от нее до территории домовладения отсутствует. В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 нормативное расстояние от мусоросборочной площадки до территории домовладения N "адрес" должно составлять 20 метров. Следует отметить, что размещение мест временного хранения отходов (мусоросборочных площадок), особенно на жилой территории необходимо согласовывать с районным архитектором, ЖЭО и др.службами в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88. Материалы такого согласования в гражданском деле отсутствуют. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мусоросборных площадок эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации и других организаций в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88). Акт комиссии должен утверждаться Администрацией сельского поселения. Такой акт в гражданском деле отсутствует. При анализе материалов гражданского дела и результатов обследования размещения мусоросборочной площадки установлено, что расстояние от мусорной площадки до территории домовладения жилого "адрес" с. "адрес" не соответствует требованиям п.2.2.3.СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" и п.2.5.СанПиН2.2.1\2. д.м.г-03 Новая редакция "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (л.д.84-87).
В соответствии с повторным запросом суда Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес"" в городах Климовск, Подольск, Троицк, Щербинка, "адрес" представлено заключение N от д.м.г, в котором указано, что при анализе материалов гражданского дела по иску ФИО1 установлено, что существующее месторасположение мусоросборной площадки относительно домовладения на участке с кадастровым номером 50:27:0020712:13 не соответствуют требованиям нормативных документов: в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" п. 2.2.3 и СанПиН 2.2.1/2. д.м.г-ОЗ "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов" п. 2.5 расстояние от мусоросборной площадки, являющееся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, до территории жилой застройки должно быть не менее 20 м. и не более 100 м.
В соответствии с п. 4.1.7 СП 30-102-99 "Свод правил по проектированию и строительству "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" расстояние от мусоросборных площадок до границ участков жилых домов устанавливается не менее 50 м, но не более 100 м.
Так как фактическое расстояние от существующей мусоросборной площадки до границ участка с кадастровым номером 50:27:0020712:13 составляет 11.67 м., размещение данной мусоросборной площадки противоречит указанных нормативным документам (л.д. 148, 149).
Суд критически относится к представленным заключениям.
Ответчиком представлено суду заключение специалиста ФИО6 9л.д. 134-136), из которого следует, что непосредственно с мусоросборной площадкой участок истицы с кадастровым номером 50:27:0020712:13 не контактирует. Ближайшим своим углом по кадастровому учету данный участок удален от мусоросборной площадке на расстояние 11.67 м., а от фактически существующего строения - нежилого здания - 10,80 м., и от крайнего к площадке угла жилого дома расстояние до мусоросборной площадке составляет 29,25 м.
Никто из сторон не возражал против данного заключения специалиста и не оспаривал результаты измерений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходит из следующего.
Имущество в виде существующего здания жилого дома и хозблока создано в 2004 г. и позднее.
На момент создания данного имущества действовали нормы СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.2.1/2. д.м.г-ОЗ.
Согласно п. 1.1. данных Правил, настоящие санитарные правила и нормы (далее - санитарные правила) разработаны на основании федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от д.м.г N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14 ст. 1650) с учетом действующих законов об охране атмосферного воздуха, земельного, водного и другого законодательства, санитарных правил по охране атмосферного воздуха населенных мест, а также "Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от д.м.г N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295).
В силу п. 1.2 данных Правил, санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.
В силу п. 2.5 указанных Правил на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов допускается размещение предприятий, не являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до ПДВ и ПДУ.
Таким образом, данный СанПиН имеет общее назначение.
Также в силу п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
Кроме того, в силу п. 8.2.5 СанПиН 2. д.м.г-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Таким образом, указанными выше СанПиНами 42-128-4690-88 и 2. д.м.г-10 установлены минимальные расстояния от мусоросборных площадок до жилых домов именно в 20 метров, что в данном случае соблюдено.
Также принят Свод Правил по проектированию и строительству "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" СП 30-1-2-99, который принят Госстроем России (постановление от д.м.г N), введен в действие приказом ЦНИИЭПгражданстроя от д.м.г, N Т с д.м.г
Согласно п. 1.1 Данного Свода правил настоящий нормативный документ системы устанавливает требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений
Согласно его п. 4.1.7 мусороудаление территорий малоэтажной жилой застройки, как правило, следует проводить путем вывозки бытового мусора от площадок с контейнерами, расстояние от которых до границ участков жилых домов, детских учреждений, озелененных площадок следует устанавливать не менее 50, но не более 100 м.
Однако, из определения Верховного Суда РФ от д.м.г N ГКПИ05-1385, которым возвращено заявление гражданину о признании недействующим п. 5.3.8 указанного Свода правил, следует, что оспариваемый Свод правил по проектированию и строительству по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликован.
Таким образом, ссылка на данный документ несостоятельна.
Однако и на момент принятия данного Свода Правил уже существовала на том же земельном участке ранее существовавшая постройка в виде жилого дома, а новое сооружение в виде нового жилого дома возведена после 2003 г., и при ее возведении самими застройщиками должным были учитываться установленные в названном Своде правил нормы и расстояния, что фактически не было ими сделано, в то время как мусоросборная площадка существует в данном месте постоянно и никуда фактически не убиралась.
В силу п. 5.10 ТСН ПЗП-99 МО (ТСН 30-303-2000 МО) состав и количество площадок, размещаемых в кварталах (микрорайонах) жилых зон, должны устанавливаться в задании на проектирование с учетом демографического состава населения, предусматривая расстояния от площадок до окон жилых и общественных зданий не менее, м:
- для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - 12;
- для отдыха взрослого населения - 10;
- для занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик "*") - 10-40;
- для хозяйственных целей - 20;
- для выгула собак - 40.
Ввиду изложенного, установленным надлежащим образом минимальным расстоянием от жилого дома до мусоросборной площадки (площадки для хозяйственных целей) является именно 20 м., данное расстояние соблюдено.
Ссылку истицы на то, что мусоросборная площадка расположена близко к детской площадке, суд находит несостоятельной, так как данная детская площадка официально не организовывалась, генплана на "адрес" нет, место расположения детской площадки в данном месте не утверждалось. Кроме того, само по себе такое расположение мусоросборной площадки в данном месте относительно фактически существующей детской площадки никак не затрагивает никаких прав и законных интересов самой ФИО1
Оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление ФИО1 к Администрации сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" об обязании переноса мусорных контейнеров, демонтажа площадки для мусорных контейнеров оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.