Подольский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Николаева М.Н.
при секретаре Кировой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Краснопахорское об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества
УСТАНОВИЛ
Подольский городской прокурор первоначально обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Краснопахорское, в котором просил обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Краснопахорское Подольского муниципального района "адрес" обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины на "адрес" у "адрес".
В обоснование своего заявления Прокурором "адрес" указано, что ими установлено наличие на территории сельского поселения Краснопахорское бесхозяйного имущества в виде указанного гидротехнического сооружения. Оно находится в неудовлетворительном состоянии и представляет собой опасность для населения. По мнению заявителя в обязанность администрации сельского поселения Краснопахорское надлежит вменить обращение с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в виде указанного гидротехнического сооружения в целях последующего наделения данного муниципального образования обязанностями собственника данного имущества в целях принятия ими мер по приведению данного имущества в надлежащее состояние.
Прокурор "адрес" в судебное заседание явился, заявление поддержал.
Представитель администрации сельского поселения Краснопахорское в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
3-е лицо, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.
3-е лицо, представитель "адрес" возражал против заявления.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление Прокурора "адрес" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на территории Подольского муниципального района "адрес" образовано муниципальное образование сельское поселение "адрес".
д.м.г ГУ "Мособлводхоз" составлен акт обследования гидротехнического сооружения перед половодьем 2012 г. - Плотины пруда на "адрес" у "адрес", в котором отражено, что данный объект бесхозяйный, находится на территории сельского поселения Краснопахорское, эксплуатируется с 1970 г., в настоящее время службы эксплуатации нет, гидротехников нет. Состояние гидротехнического сооружения неудовлетворительное.
Предъявляя настоящее заявление в суд, прокурор обосновывал его необходимостью принятия надлежащих мер в отношении указанного имущества, ставшего бесхозяйным и что обязанным в отношении данного имущества должна быть администрация сельского поселения Краснопахорское.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от д.м.г N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 7 указанного Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В силу ст. ст. 3 и 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;
эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;
собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу п. 23 и 26 ст. 11 Устава муниципального образования сельское поселение "адрес" в обязанностях данного сельского поселения находится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 указанной статьи, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от д.м.г N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Ввиду изложенного, учитывая фактически бесхозяйное состояние указанной плотины, ее фактическое нахождение на территории сельского поселения Краснопахорское и ввиду того, что только данное сельское поселение вправе обратиться с заявлением о постановке данного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявлению Подольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Краснопахорское об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Краснопахорское обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения - плотины на "адрес" у "адрес".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.