Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.,
при секретаре Кованжи Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горячевой Н.К., Горячева И.А., Люкшова В.В., Тюркиной Т.П., Фадеевой М.а., Фадеева С.А., Коровяковой Е.в., Шамаевой Т.В., Лыгина П.И., Егоровой Т.М. к администрации Пушкинского муниципального района, администрации городского поселения Пушкино об обязании принять решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также принять решение об отселении жильцов до конца 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику администрации Пушкинского муниципального района об обязании принять решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также принять решение об отселении жильцов в разумный срок.
В обоснование иска истцы указали, что являются собственниками и нанимателями жилых помещений в доме, расположенном по адресу: "адрес". Данный дом с 2002 года включался в различные долгосрочные муниципальные целевые программы по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском муниципальном районе. Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской, области N1750 от 30.06.2009 г. была утверждена Программа "Переселения граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском муниципальном районе Московской области на 2009-2012 годы". Согласно Программе указанный дом должен был быть снесен в 2010 году. Программа имела ряд нарушений, которые были устранены решением Пушкинского городского суда от 10.11.2010 г. До настоящего времени никаких действий по исполнению Программы ответчик не предпринял. Истцы неоднократно самостоятельно предпринимали попытки найти инвестора для строительства нового жилого дома с целью скорейшего расселения из ветхого жилья. Неоднократно обращались к ответчику. После очередной встречи с представителями Администрации истцам предоставили копию служебной записки Руководителя Пушкинского гарнизона ГУ МЧС России по Московской области Ц.А.В. от 17.03.2008 г., в которой указывалось на невозможность нового жилищного строительства на участке, где располагается дом истцов. Данный вывод был сделан на основании п. 3.14 СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Таким образом, по мнению истцов, ответчик, ссылаясь на указанный документ, воспрепятствовал истцам привлечь инвестора (ООО "Компания СТК") для строительства на указанной территории, при этом указанная компания имела большую заинтересованность в данном проекте. Из письма Заместителя министра строительства Правительства Московской области N5-15/2707 от 10.07.2008 г. истцы узнали о том, что участок, на котором находится их дом, попадает в зону воздействия волны прорыва и катастрофического затопления при разрушении Акуловской плотины. Данное письмо основывалось на заключении ГУП МО "НИИПРОЕКТ" N15-19/410 от 30.05.2008 г. В ответ на обращение истцов Заместитель главы Администрации Пушкинского муниципального района Московской области С.В.А. указал, что территория в районе "адрес" не может быть использована для размещения нового жилищного строительства (Письмо Ж-2086/3-7; 1116 от 11.08.2008 г.). В соответствии с абз. 3 п.36 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47) дом истцов должен быть признан аварийным. Однако ответчик не предпринял никаких действий для признания дома аварийным. Согласно п. 49 указанного Положения на основании заключения комиссии ответчик, по мнению истцов, должен принять решение и издать распоряжение с указанием срока отселения жильцов. Из сообщения, опубликованного в газете "Маяк" от 10 августа 2011 г., объем финансирования программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2011-2012 г.г. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" - около 637 000 000 руб. Средства на данную программу выделяются из бюджетов всех уровней, и дом истцов, по их утверждению, мог бы быть включен в данную программу, если бы ответчик предпринял действия, указанные выше. На основании вышеизложенного с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы просили суд:
1. Обязать Администрацию Пушкинского муниципального района признать дом, расположенный по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
2. Издать распоряжение об отселении жильцов до конца 2012 г. с учетом того, что программы "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском муниципальном районе Московской обл. на 2009-2012гг." N1750 от 30.06.2009 и "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской обл. на 2011-2012 гг. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" должны быть реализованы до конца 2012 г. (л.д. 3-7, 73).
Определением суда от 20.02.2012 г. в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрации городского поселения Пушкино (л.д. 93).
В судебном заседании истцы Горячев И.А., Фадеева М.А. и Горячева Н.К., также представляющая интересы всех истцов по доверенности (л.д.23-25), иск поддержали, просили требования удовлетворить, поддержали письменные объяснения (л.д. 79). Также пояснили, что основанием для признания дома аварийным и их расселения является факт расположения дома в зоне возможного затопления Акуловской плотины.
Представитель Администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности (л.д. 27) Киселев А.С. иск не признал, пояснил, что решение вопроса о сносе домов на территории г. Пушкино не входит в компетенцию Администрации Пушкинского района. Также пояснил, что дом истцов действительно находится в зоне возможного затопления в случае прорыва Акуловской плотины, однако его нельзя признать аварийным. Муниципальная программа не реализована в связи с отсутствием финансирования. Просил в иске отказать.
Представитель Администрации города Пушкино Московской области по доверенности (л.д. 98) Бабылин А.С. иск не признал, пояснил, что дом истцов признан ветхим и непригодным для проживания. Его включили в программу администрации района и администрации города. Дом включен в программу по переселению граждан. Переселение граждан будет производиться в 2012-2013 г.г. На данный момент осуществить переселение невозможно, поскольку для этого не выделены средства. Просил в иске отказать. Бабылин А.С. не оспаривал факт расположения дома в зоне возможного затопления Акуловской плотины.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судом установлено.
Вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда от 10.11.2010 г. удовлетворен иск Горячевой Н.К., Горячева И.А., Люкшова В.В., Тюркиной Т.П., Фадеевой М.А., Фадеева С.А. к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании недействительным в части постановления руководителя Администрации Пушкинского муниципального района Московской области и восстановлении нарушенного права, судом признано недействительным приложение N1 к постановлению Постановлением руководителя Администрации Пушкинского муниципального района Московской области N1750 от 30.06.2009 года об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программе "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском районе Московской области на 2001-2012 гг." в части п/п N33 адрес многоквартирного дома "адрес"; площадь "адрес",1 кв.м.; количество всего помещений - 3 кв.; число зарегистрированных жителей -11; количество семей - 4; признано недействительным приложение N3 к постановлению Постановлением руководителя Администрации Пушкинского муниципального района Московской области N1750 от 30.06.2009 года об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программе "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском районе Московской области на 2001-2012 гг." в части п/п N1 "объект "адрес"; общая площадь дома - 130,1 кв.м.; проживают семей (личев. сч.) - 4.; человек (зарегистрир.) - 11; суд обязал Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области внести изменения в приложения N1 и N3 к постановлению Постановлением руководителя Администрации Пушкинского муниципального района Московской области N1750 от 30.06.2009 года об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программе "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском районе Московской области на 2001-2012 гг.", в части площади жилого дома согласно данным технического паспорта БТИ - 423,6 кв.м., количестве зарегистрированных лиц, и проживающих семей по данным паспортного учёта, и данным домовой книги.
Также решение суда установлено:
"...Как усматривается из материалов дела, истцы являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом "адрес". Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 27 февраля 2008 года N585/67 данный жилой дом площадью 423,6 кв.м., в количестве 8 семей и 14 человек включен в целевую программу "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском районе Московской области на 2001-2010 гг.".
Постановлением руководителя Администрации Пушкинского муниципального района Московской области N1750 от 30.06.2009 года утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском районе Московской области на 2001-2012 гг.". В приложение N1 к данному постановлению в п/п N33 указано: площадь всех помещений 130,1 кв.м., муниципальная площадь 130,1 кв.м.; частная собственность не указана, количество квартир 3; муниципальных квартир 2 кв.+1кв. (2комн); квартир в частной собственности не указано; зарегистрированных лиц - 11; семей 4 (л.д.32). В приложении N3 к программе "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском районе Московской области на 2001-2012 гг.", в графе Nп/п N1 общая площадь дома указана 130,1 кв.м., проживает 4 семьи 11 зарегистрированных человек (л.д.40).
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно техническому паспорту БТИ в данном многоквартирном жилой доме 8 (восемь) квартир.
Таким образом, в программу переселения выключен не весь дом, а часть дома. Также в программу не включены 6 (шесть) семей истцов, проживающих и зарегистрированных по месту жительства в данном доме.
Из содержания утвержденной программы "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском районе Московской области на 2001-2012 гг." следует, что основной целью программы является переселение граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения (л.д.26)..." (л.д. 74-78).
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В качестве основания для удовлетворения исковых требований истцы указывают на факт расположения жилого дома в зоне катастрофического затопления при разрушении Акуловской плотины, что подтверждается ответом Руководителя Пушкинского гарнизона ГУ МЧС России по Московской области (л.д. 13), ответом Министерства строительного комплекса Московской области (л.д. 16-17), ответом ГУП МО "НИИПРОЕТК" (л.д. 18).
Порядок и основания признания жилого дома аварийным определяется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее по тексту Положение).
В городском поселении Пушкино, на территории которого расположен спорный жилой дом, действует Положение о межведомственной комиссии при администрации города Пушкино по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, утв. Постановлением главы города Пушкино от 29.10.2009 N 383, согласно п. 2.3.3 которого в соответствии с основными задачами межведомственная комиссия выполняет следующие функции: признание многоквартирных жилых домов, расположенных на территории города Пушкино, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по требованию об обязании признать дом аварийным и подлежащим сносу является не администрация Пушкинского муниципального района, а администрация городского поселения Пушкино.
Согласно абз. 1 п. 36 Положения непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
По данному пункту спорный дом не может быть признан аварийным, поскольку не расположен в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории.
Согласно абз. 2 п. 36 Положения непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.
Толкование данного пункта позволяет суду сделать вывод о том, что спорный жилой дом также не может быть признан аварийным в соответствии с данным пунктом, поскольку не расположен в зоне вероятных разрушений, поскольку зона вероятного разрушения определяется в связи с произошедшей техногенной аварией и не может быть связана с фактом расположением дома в зоне воздействия волны прорыва в случае разрушения плотины.
Помимо изложенного, зона вероятного разрушения определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такое решения истцами не представлено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания дома истцов аварийным и подлежащим сносу по данному основанию не имеется.
Согласно п. 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку оснований для признания дома аварийным по заявленным истцами оснований не имеется, оснований для издания распоряжения об отселении жильцов до конца 2012 года также не имеется.
В иске истцы указывают также на факт включения жилого дома в Долгосрочную целевую программу "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Пушкинском муниципальном районе Московской области на 2009-2012 годы".
Данное обстоятельством подтверждается материалами дела и также указывалось судом ранее.
В настоящее время жилой дом по адресу: "адрес", также включен Долгосрочную целевую программу города Пушкино "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания (в том числе ветхого) жилищного фонда на 2012-2020 год. Из Приложения N 2 к Долгосрочной целевой программе "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания (в том числе ветхого) жилищного фонда на 2012-2020 годы" усматривается, что расселение жильцов дома, расположенного по адресу: "адрес", как непригодного для проживания, запланировано на 2012-2013 г.г. (л.д. 112).
Согласно приложения N 3 финансирование в отношение дома истцов планируется из бюджета г.п. Пушкино (л.д. 116-117).
Сторона ответчиков указывает на отсутствие финансирования в настоящее время муниципальных программ по расселению.
Само по себе включение жилого дома Муниципальные целевые программы не является основанием для обязания ответчиков издать распоряжение об отселении жильцов дома, поскольку реализация программ возможна лишь при соответствующем финансировании. Программа по своей сути является планом работы и не может служить актом, на основании которого суд обязывает совершить какие-либо действия, поскольку данные действия суда будут являться вмешательством в деятельность органов местного самоуправления.
Кроме того, программа Пушкинского муниципального района рассчитана до конца 2012 года. Программа города Пушкино рассчитана до 2020, а дом истцов планируется в расселению до 2013. С иском истцы обратились в 2011 году.
Учитывая вышеизложенное, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Горячевой Н.К., Горячева И.А., Люкшова В.В., Тюркиной Т.П., Фадеевой М.а., Фадеева С.А., Коровяковой Е.в., Шамаевой Т.В., Лыгина П.И., Егоровой Т.М. к администрации Пушкинского муниципального района, администрации городского поселения Пушкино об обязании принять решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также принять решение об отселении жильцов до конца 2012 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: судья секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.