Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Кованжи Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой О.Н. о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского муниципального района Московской области и обязании предоставить путевку в дошкольное образовательное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
Волкова О.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского муниципального района Московской области, выразившегося в отсутствии обеспечения возможности получения дошкольного образования, и обязании предоставить путевку в дошкольное образовательное учреждение г. Пушкино - "данные изъяты", указав, что ее дочь В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена в очередь на получение путевки в МДОУ г. Пушкино ДД.ММ.ГГГГ На ДД.ММ.ГГГГ числиться в очереди за N, который был признан не проходным при комплектовании групп для детей раннего возраста (от 1,5 лет до 3-х лет). Заявительнице на ее обращения было сообщено о том, что номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ составляет N, который на ДД.ММ.ГГГГ является непроходным при комплектовании групп для детей ДД.ММ.ГГГГ рождения в детских садах. Отказ в предоставлении мест в детском саду лишает права заявителя на посещение ее ребенком дошкольного образовательного учреждения и получения дошкольного образования (л.д. 5-6).
Суд рассматривает заявление Волковой О.Н. в порядке, предусмотренном главой 24 и 25 ГПК РФ.
Определением суда от 14 ноября 2011 года (л.д. 16) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление образования администрации Пушкинского района.
Заявительница Волкова О.Н. и ее представитель (протокол судебного заседания от 06.12.2011 г. - л.д. 31-34) Воронов С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом извещены (л.д. 48). Ранее в судебном заседании от 12.01.2012 г. заявление поддержали, просили его удовлетворить, пояснив, что обжалуют бездействие администрации, которая обязана предоставить путевку, обеспечить получение дочерью заявительницы образования в дошкольном учреждении.
Представитель администрации Пушкинского муниципального района по доверенности (доверенность в деле - л.д. 43) Приходько С.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, пояснила, что в муниципальных дошкольных учреждения отсутствуют свободные места, в связи с чем, выдать путевку невозможно, дошкольное образование не является обязательным.
Представитель Управления образования администрации Пушкинского муниципального района по доверенности (доверенность в деле - л.д. 21) Козарь Г.В. в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, поддержала письменный отзыв (л.д. 22-24).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные положения содержатся в ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании".
Из смысла ст. 18 Закона РФ следует, что дошкольное образование обеспечивается родителями, дошкольные образовательные учреждения действуют в помощь семье, то есть обучение в дошкольном учреждении не является обязательным для ребенка.
В соответствии с п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.08г. N 666, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в Уставе. Количество групп определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста и вида направленности групп.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
На территории Пушкинского муниципального района действует Положение о комплектовании муниципальных образовательных учреждений Пушкинского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного воспитания, которое утвержден решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района N159/26 от 08.04.2009 г с учетом внесенных изменений решениями Совета депутатов от 10.12.2009 г. N 278/36, от 25.05.2011 г. N503/55 (л.д. 50-58). Данное положение опубликовано в местной газете "Маяк" 29.04.2009 г.
Данное Положение устанавливает единый порядок приема в муниципальные образовательные учреждения Пушкинского муниципального района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования и перевода из одного образовательного учреждения в другое.
Пунктом 3.11. Положения предусмотрено, что в образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев (при наличии условий в учреждении) до 7 лет на основании медицинского заключения. Возраст определяется на 1 сентября текущего года. Согласно п. 4.1. Положения комплектование образовательных учреждений на новый учебный год (на 1 сентября) осуществляется комиссией по распределению путевок при администрации Пушкинского района в период с 1 июня по 15 июля текущего года. В течение текущего года выдача путевок производится в порядке очереди при появлении свободных мест в образовательных учреждениях и в соответствии с действующим законодательством. Руководители образовательных учреждений ежемесячно обязаны предоставлять в управление образования информацию о наличии свободных мест в учреждении.
Общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Пушкинского муниципального района, реализуют муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе "данные изъяты".
Управление образования администрации Пушкинского района является функциональным органом администрации Пушкинского района, обеспечивающим право граждан на образование, осуществляет управление деятельностью подведомственных ему учреждений, в том числе дошкольных, выступает в качестве их учредителей, что следует из Устава.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ объявлено Положение, утвержденное решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района N 159/26 от 08.04.2009 г.
Таким образом, Положение является нормативным правовым актом, распространяющим свое действие на территории Пушкинского района, регламентирующим порядок приема в муниципальные образовательные учреждения Пушкинского муниципального района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Положение утверждено уполномоченным в силу ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " и ст. 31 Закона РФ "Об образовании" органом местного самоуправления в рамках реализации полномочий по вопросу местного значения - организация предоставления дошкольного образования.
Сложившаяся ситуация в течение нескольких последних лет, когда имеет место значительная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, при росте рождаемости, является общеизвестной. Такая проблема имеет место и в Пушкинском муниципальном районе, количество очередников превышает количество мест, которые могут быть предоставлены, о чем свидетельствует наличие учета Управлением образования детей, претендующих на получение места в ДОУ. В связи с чем, принятое Положение обеспечивает единый подход в данном вопросе и направлено на создание равных условий для родителей, претендующих на получение места в детском саду.
Комплектование групп в МДОУ происходит по возрастам, их направленности и осуществляется в соответствии с санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений: ясельные - первая младшая группа - от 1,5 до 3-х лет; дошкольные: вторая младшая группа - от 3-х до 4-х лет; средняя группа - от 4-х до 5-и лет и т.д. Предельная наполняемость в МДОУ Пушкинского района определяется условиями каждого конкретного учреждения и закрепляется в Уставе. Указанные условия не противоречат закону, что следует из Типового положения о ДОУ, утвержденного постановлением Правительства РФ N 666 от 12.09.2008 г.
Таким образом, зачисление ребенка в определенную группу напрямую зависит от возраста ребенка и не соблюдение этого правила влечет за собой нарушение санитарных норм.
Учебный год по общим правилам начинается 01 сентября текущего года и с указанной даты начинается образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. В связи с чем, формирование групп, исходя из возраста ребенка на 01 сентября текущего года, не противоречит действующему законодательству, направлено на соблюдение санитарного законодательства и возможности усвоения ребенком соответствующей его возрасту общеобразовательной программы.
При таких обстоятельствах требования Волковой О.Н. о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в отсутствие предоставления места в детском дошкольном учреждении, удовлетворению не подлежат.
Не подлежит удовлетворению требование заявителя об обязании предоставить место в МДОУ в качестве последствий признания незаконным бездействия администрации Пушкинского района.
Заявительница имеет несовершеннолетнюю дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11), которая была поставлена на очередь на получение путевки в дошкольное образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ под N (л.д. 36). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится в Журнале регистрации очередников на получение путевки в МДОУ г. Пушкино под номером N. На начало периода комплектования МДОУ на ДД.ММ.ГГГГ в общей очереди перед заявителем числилось 546 детей такого же возраста, претендующих на получение путевки. Распределению подлежали 340 свободных мест в группах для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), из которых 170 было передано для распределения в порядке общей очереди. В ходе заседания комиссии по распределению путевок ДД.ММ.ГГГГ номер N был признан непроходным при комплектовании групп для детей ДД.ММ.ГГГГ рождения в детских садах г. Пушкино очередниками в порядке общей очереди, о чем и было сообщено заявителю в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Аналогичный ответ на обращение направлен заявителю ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно сообщено, что вопрос о выделении путевки в детский сад будет рассмотрен при наличии свободных мест необходимого возраста в порядке общей очереди (л.д. 10). Таким образом, основанием признания номера очереди "непроходным" явилось отсутствие свободных мест в дошкольных учреждениях в группах соответствующего возраста.
Дочь Волковой О.Н. имеет право на получение места в детском садике - группа раннего возраста от 1,5 до 3-х лет.
Заявителем не оспаривались решения комиссии о предоставлении путевки в детский сад другим гражданам.
На момент рассмотрения спора все группы для детей раннего возраста в детских садах городского поселения Пушкино полностью укомплектованы, что подтверждается справкой Управления образования, справкой "данные изъяты". По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в журнале регистрации очередников на получение путевок в МДОУ городского поселения Пушкино перед В. зарегистрировано 6 детей такого же возраста и 351 ребенок льготной очереди. При таких обстоятельствах, на момент рассмотрения спора отсутствуют свободные места в группах для детей раннего возраста, в связи с чем, бездействие администрации не может быть расценено как незаконное. Предоставление путевки без соблюдения очередности нарушит права граждан, стоящих перед заявителем, не соответствует условиям, предусмотренным Положением, действующим на территории Пушкинского района.
Довод заявительницы о том, что при постановке на очередь не было учтено ее право постановки на льготную очередь, суд находит несостоятельным. Указанный довод опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
При постановке на очередь заявительницей не было представлено соответствующих документов, свидетельствующих о ее праве на постановку в льготную очередь. Кроме того, в журнале регистрации очередников при постановке на учет заявительницей была сделана отметка об отсутствии льгот (л.д. 59). Справка о работе Волковой О.Н. педагогом (л.д. 37) была направлена заявительницей ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штемпеля на конверте (л.д. 38), т.е. после обращения в суд. Факт направления справки указанного числа Волковой О.Н. не оспаривался.
Кроме того, в соответствии с Положением о комплектовании муниципальных образовательных учреждений Пушкинского муниципального района для постановки на льготную очередь Волковой О.Н. было необходимо представить ходатайство муниципального учреждения, в котором она работает в должности педагога.
С Положением о комплектовании муниципальных образовательных учреждений Пушкинского муниципального района Волкова О.Н. ознакомлена, указанное обстоятельство Волковой О.Н. было подтверждено в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, как отмечалось судом выше Положение было опубликовано в средствах массовой информации Пушкинского района.
Место в любой другой группе также не может быть предоставлено заявительнице, поскольку в определенную группу зачисляется ребенок определенного возраста и не соблюдение этого правила влечет за собой нарушение санитарных норм. Выдача путевки в МДОУ при отсутствии свободного места не основана на законе, и нарушит права учреждения и обучающихся в нем детей.
Учитывая, что дошкольное образование не носит обязательного характера и, соответственно, не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления обеспечить его получение всеми гражданами. В связи с чем, суд находит несостоятельным довод заявителя об обязанности предоставить ее ребенку путевку детский сад независимо от наличия свободных мест.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле. Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Волковой О.Н. о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского муниципального района Московской области и обязании предоставить путевку в дошкольное образовательное учреждение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - 10 февраля 2012 года.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.