Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Храпенковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вовненко Н.А. об оспаривании решения Пушкинского отдела Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по Московской области об отказе в постановке на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Вовненко Н.А. обратилась в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, обязании осуществить кадастровый учет изменений. В обоснование заявления заявитель указала, что ей отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает более чем на десять процентов от площади земельного участка по правоустанавливающим документам, а также в нарушение Закона и требований к подготовке межевого плана не представлен документ (решение общего собрания членов СНТ), подтверждающий полномочия представителя членов СНТ, подписавшего акт согласования границ земельного участка действовать от имени правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером N. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает ее право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.
Заявитель и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом извещались (л.д. 37-38).
Суд, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N221-ФЗ от 24.07.07г.
Согласно ч. 13 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 16 ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Согласно ст. 20 ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).
Судом установлено следующее.
Вовненко Н.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N, расположенного по указанному выше адресу, предоставленного для садоводства (л.д. 28-29). Право собственности заявителя зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством (л.д. 31). Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства (л.д. 30).
По инициативе заявителя кадастровым инженером "данные изъяты" выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевого плана фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила "данные изъяты", данные границы согласованы смежными землепользователями, в том числе и "данные изъяты" (л.д. 20), в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась с заявлением в Пушкинский отдел Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, представив предусмотренные ст. 22 ФЗ необходимые документы: заявление и межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принято решение N об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, со ссылкой на п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ: не соответствие представленного межевого плана требованиям Закона - площадь земельного участка больше площади на величину более чем в 10% площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, а также на ч. 4 ст. 39 ФЗ и пункта 25 Требований к подготовке межевого плана: не представление документа - решения общего собрания членов СНТ, подтверждающего полномочия представителя членов СНТ, подписавшего акт согласования границ земельного участка, действовать от имени правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 6).
Статья 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 1 ч. 5 является: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства устанавливается законами субъектов РФ.
Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района N 130/24 от 18.02.2009 г. во исполнение ст. 33 ЗК РФ установлены нормы предоставления гражданам земельных участков, на территории Пушкинского муниципального района. Однако, минимальный размер для садоводства не установлен, в связи с чем судом применяются положения Закона Московской области "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ, в соответствии с которым минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам для садоводства составляет 0,06 га.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такие размеры на территории Московской области для земельных участков под садоводство установлены вышеприведенным Законом Московской области.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 "Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания", где разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Уточняемая площадь земельного участка Вовненко Н.А. согласно выполненных замеров "данные изъяты" составила "данные изъяты", что на "данные изъяты". больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для использования в целях садоводства в 0,06 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
Отказ Пушкинского отдела филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в учете изменений объекта недвижимости основан на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени на территории Пушкинского района не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем, предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.
В соответствии с положениями ст. 39 Закона N 221-ФЗ 1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе:
1) председательствует на заседаниях правления;
2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных);
3) подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления;
4) на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета такого объединения;
5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;
6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) внутренних регламентов такого объединения, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;
7) осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;
8) рассматривает заявления членов такого объединения.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
Таким образом, председатель правления, в том числе и СНТ, в силу приведенный выше нормы права является представителем такого объединения.
Судом установлено, что "данные изъяты" является смежным землепользователем с участком заявителя.
Из представленного в межевом плане акта согласования границ (л.д. 20) следует, что председателем "данные изъяты", действовавшего от имени СНТ, были согласованы смежные границы земельного участка Вовненко Н.А.
В межевой план в качестве подтверждения председателя правления "данные изъяты" действовать от имени указанного товарищества была приложена выписка из ЕГРЮЛ (л.д. 21-25), в которой указано лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени товарищества. Указанная выписка выдана налоговым органом, сведения о председателе правления СНТ вносится в реестр юридических лиц на основании представленного в налоговый орган решения общего собрания членов СНТ о выборе председателя такого объединения.
Закон N 221-ФЗ, а именно положения ч. 4 ст. 39, не содержат указания на обязательное представление решения общего собрания в подтверждение полномочий председателя правления СНТ. Указанная норма права дает разъяснение, что согласование границ от имени членов СНТ может быть осуществлено их представителем, выбранным решением общего собрания членов СНТ.
Представленная в межевом плане выписка из ЕГРЮЛ является подтверждением наличия такого решения общего собрания.
Учитывая изложенное, отказ Пушкинского отдела ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости суд находит незаконным. Принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и нарушает права заявителя на внесение уточненных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Заявителем не пропущен установленный законом срок обращения в суд с настоящим заявлением.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади объекта недвижимости с кадастровым номером N на основании поданного Вовненко Н.А.. заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ею документов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Вовненко Н.А. об оспаривании решения Пушкинского отдела Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по Московской области об отказе в постановке на кадастровый учет удовлетворить.
Признать незаконным принятое Пушкинским отделом Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по Московской области решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером N.
Обязать Пушкинский отдел Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на основании поданного Вовненко Н.А. заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ею документов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - 28 апреля 2012 года.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.