Реутовский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Вишневской П.А., при секретаре Махмудовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цинцабадзе Екатерины Николаевны к ТСЖ "Парковая дом 8", Муниципальному унитарному предприятию г.Реутов Московской области "Сервисный центр городского хозяйства" о признании действий и бездействий незаконными, обязании ввести в эксплуатацию тепловой счетчик, произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Цинцабадзе Е.Н. обратилась в суд с иском и, с учетом уточненных требований, просила суд признать действия ТСЖ "Парковая дом 8" по выводу из эксплуатации теплосчетчика квартиры по адресу: "адрес", и бездействия ТСЖ "Парковая дом 8" в виде отказа вводить в эксплуатацию тепловой счетчик путем его опломбировки и отказа начисления платы за отопление по показаниям счетчика незаконными, обязать ТСЖ "Парковая дом 8" опломбировать и ввести в эксплуатацию тепловой счетчик в квартире по адресу: "адрес", с подписанием акта о вводе в эксплуатацию, обязать ТСЖ "Парковая дом 8" и МУП "Сервисный центр городского хозяйства" произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг по теплоснабжению квартиры по адресу: "адрес", за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда по показаниям прибора теплосчетчика, взыскать с ТСЖ "Парковая дом 8" в свою пользу компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".(л.д.4-5,48)
В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что до ДД.ММ.ГГГГ ею производилась оплата услуг по отоплению своей квартиры по адресу: "адрес", по показаниям прибора учета тепловой энергии, однако с ДД.ММ.ГГГГ, в связи со сменой управляющей компании и передаче дома в управление ТСЖ "Парковая дом 8" плата за отопление рассчитывается по нормативам, без учета показаний теплосчетчика, в связи с чем, истица была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, указала, что в досудебном порядке неоднократно пыталась урегулировать данный вопрос с ответчиком, однако никаких результатов это не принесло.
Представитель ответчика ТСЖ "Парковая дом 8" - председатель Куракин Е.Н. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что у истицы отсутствуют надлежащие документы на узел учета тепловой энергии, представленные документы на теплосчетчик не соответствуют требованиям действующего законодательства, сам теплосчетчик не соответствует техническим требованиям, вследствие чего он может показывать неправильные данные или вовсе их не показывать. Также, в материалы дела ответчиком представлены письменные возражения, суть которых сводится к тому, что при передаче технической документации от прежней управляющей компании, в ТСЖ не были переданы документы на ввод в эксплуатацию теплосчетчика истицы, вопрос ведения расчетов через индивидуальный прибор учета может быть решен на общем собрании собственников помещений, истец самовольно демонтировала теплосчетчик, на указанный теплосчетчик нет акта ввода в эксплуатацию и он никогда в действие не вводился (л.д.71-73, 124-125)
ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением (уточнением) истицей заявленных требований в части обязания произвести перерасчет платы за отопление, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП "СЦГХ"(л.д.65), представитель данной организации в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом (л.д.108), в дело представлены письменные возражения на иск, суть которых сводится к тому, что при передаче технической документации к вновь избранной управляющей организации не были переданы документы на прибор учета, установленный в квартире истицы, поэтому истица была обязана сама представить данные документы в ТСЖ, истица также не известила о необходимости поверки прибора учета, в связи с чем действия ТСЖ являются правомерными (л.д.122-123)
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее.
Цинцабадзе Е.Н. является собственником квартиры по адресу: "адрес" на основании договора об инвестировании строительства(л.д.49).
С ДД.ММ.ГГГГ дом по указанному адресу передан от прежней управляющей компании ФИО7 в управление ТСЖ "Парковая дом 8", что сторонами в судебном заседании не оспаривалось(л.д.74,75, 89-90)
За период до ДД.ММ.ГГГГ плата за отопление указанной квартиры начислялась по показаниям теплового счетчика, что подтверждается представленными квитанциями оплаты, а также лицевым счетом на квартиру; с ДД.ММ.ГГГГ плата за отопление в квартире истицы начисляется по нормативам (л.д.21-25, л.д.25 оборот)
В связи с данными обстоятельствами, истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась к председателю ТСЖ с просьбой об опломбировке и вводе в эксплуатацию теплосчетчика, на что председателем ТСЖ был дан ответ, что установка индивидуальных приборов такого типа п.5 ст.13 Федерального закона 261 не предусмотрена, о ведении расчетов через прибор учета может решить общее собрание собственников жилья, также указано о необходимости представить документы о правах собственности (л.д.6,7)
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с претензией к ФИО9 и председателю ТСЖ, в которой просила ввести в эксплуатацию прибор учета тепла, произвести перерасчет платы(л.д.8) На данную претензию истице предложено обратиться в организацию города, поставляющую тепловую энергию, а также предложено председателю ТСЖ провести внеочередное собрание по установлению способа учета тепловой энергии - с индивидуальным прибором учета или без него(л.д.9)
Истица также по вопросу неправомерности действий ТСЖ обращалась в ФИО8, ФИО10, ФИО11, МУП "СЦГХ", Прокуратуру г.Реутов (л.д.10-16, 38, 44-45).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя ТСЖ Куракина Е.Н Прокуратурой г.Реутов вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в котором предлагается принять меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению закона, дать указание в МУП "СЦГХ" осуществить перерасчет стоимости тепловой энергии исходя из показаний приборов учета (л.д.39-40).
Однако председатель ТСЖ, в ответ на данное представление сослался на письмо МУП "СЦГХ" о правильности начисления оплаты Цинцабадзе Е.Н.(л.д.41).
Истицей в материалы дела представлен акт ввода в эксплуатацию квартирных счетчиков воды, составленный представителем ФИО13 и собственником квартиры по адресу: "адрес", которым ДД.ММ.ГГГГ введены в эксплуатацию квартирные счетчики типа "данные изъяты""данные изъяты" заводской N, в акте зафиксированы показания счетного механизма счетчиков, поставлены пломбы, сторонами указано об отсутствии претензий к установке счетчиков(л.д.17)
Согласно представленному дубликату паспорта на теплосчетчик"данные изъяты""данные изъяты", последний изготовлен в ДД.ММ.ГГГГ., имеет заводской номер N, что соответствует сведениям, указанным в акте ввода от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.18)
Указанный теплосчетчик"данные изъяты""данные изъяты" зарегистрирован в государственном реестре средств измерений по "адрес" допущен к применению на территории РФ, что подтверждается сертификатом (л.д.35)
В дубликате паспорта теплосчетчика указана дата текущей поверки - ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истицей ДД.ММ.ГГГГ данный теплосчетчик был распломбирован и произведен демонтаж для его поверки, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.83)
Актом на выполнение работ-услуг от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 подтверждено выполнение работ по поверке теплосчетчика(л.д.84) О результатах поверки "Годен" указано в дубликате паспорта теплосчетчика, также указана дата следующей поверки - ДД.ММ.ГГГГ(л.д.18)
ДД.ММ.ГГГГ истицей с ФИО15 заключен договор на оказание монтажных и установочных работ N, а также договор на обслуживание узла теплоучета(л.д.101-103)
Актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт установления в квартире по адресу: "адрес" узла учета тепла, в котором также отражено, что данный узел учета тепла прошел испытание, проверен исправен, функционирует в рабочем режиме (л.д.100)
Частично удовлетворяя исковые требования, суд основывается на следующем.
В силу п.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно п.2 ст.13 Федерального закона N261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию(п.5 ст. 13 Федерального закона N261-ФЗ ).
При этом, Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. N149 утвержден порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, зарегистрирован в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646 (далее - Порядок), согласно п.2 данного Приказа, Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).
Как указано выше, договор на эксплуатацию (обслуживание) прибора учета истицей заключен(л.д.102-103)
Ссылки представителя ответчика ТСЖ "Парковая дом 8" на положения "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954)(л.д.97) судом отклоняются как необоснованные по следующим причинам.
Согласно п.1.1. требования данных Правил N Вк-4936 распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.
При этом, в преамбуле данных Правил N Вк-4936 раскрывается понятиепотребителя тепловой энергии: - это юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.
Согласно п.7.1. данных Правил N Вк-4936 допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4). Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Таким образом, данные Правила N Вк-4936 регламентируют порядок ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии представителя потребителя, которомупринадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.
Суд считает, что ответчик неправомерно предъявляет вышеназванные требования к истице, поскольку та не является обладателем теплопотребляющей установки, присоединенной к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации и не является обладателем теплового пункта, как это следует из п.3.1.5. данных Правил N Вк-4936. В данном случае таким лицом является управляющая организация, т.е. ТСЖ "Парковая дом8", что также следует из иных положений данных Правил.
Так, п. 3.1.5. Правил N Вк-4936 установлено, что узел учета тепловой энергии, массы (или объема) и параметров теплоносителя оборудуется на принадлежащем потребителю тепловом пункте в месте, максимально приближенном к его головным задвижкам. Пунктом 9.2. Правил N Вк-4936 установлено, что ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета. Согласно п.9.5. Правил показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время фиксируются в журналах. Рекомендуемые формы этих документов даны в Приложениях 7 и 8. Пунктом 7.7. Правил предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Указанное выше свидетельствует о том, что данные Правила N Вк-4936 не применимы к отношениям по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, используемых собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что отношения по теплоснабжению между собственниками жилых помещений в данном доме и непосредственно организацией, осуществляющей снабжение энергетическим ресурсом, не сложились. Эти отношения опосредованы участием управляющей организации многоквартирного жилого дома - ТСЖ "Парковая дом 8", которая в данном случае является исполнителем коммунальных услуг.
Данный вывод следует из положений подп.2.2. п.2, п.12 ст.161 ЖК РФ, поскольку именно ТСЖ (но не ресурсоснабжающая организация) несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг; именно ТСЖ, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право каждого потребителя - владельца (собственника) жилого помещения использовать и оплачивать предоставленные коммунальные услуги по показаниям индивидуальных приборов учета закреплено законодательно и не ставится в зависимость от решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем суд отклоняет доводы представителя ответчика ТСЖ "Парковая дом 8" о необходимости решения указанного вопроса на общем собрании собственников жилых помещений.
В подтверждение своих доводов о несоответствии установленного теплосчетчика техническим требованиям действующего законодательства, ответчиком представлена выписка из государственного реестра средств измерений (л.д.127-128), однако согласно записям дубликата паспорта, в последний внесены сведения о перечне измерительных преобразователей"данные изъяты""данные изъяты" - параметра расхода "данные изъяты""данные изъяты", параметра температуры "данные изъяты", которые совпадают со сведениями о параметрах преобразователей данного типа теплосчетчика в представленной ответчиком выписке сайта http://www.gosreestr.com (л.д.99, 127-128)
Поскольку ответчик в обоснование своих возражений ссылался на возможную техническую неисправность теплосчетчика, судом сторонам разъяснялись положения ст.79 ГПК РФ, согласно которым при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Однако в судебном заседании председатель ТСЖ "Парковая дом 8" отрицал необходимость назначения судебной экспертизы по данному вопросу. Поскольку ни стороной истицы, ни стороной ответчика ходатайств о проведении экспертизы не заявлялось, суд, руководствуясь положениями пункта 1 ст.56 ГПК РФ, возлагающего бремя доказывания на ту сторону, которая ссылается на данные обстоятельства, также не усмотрел необходимости назначения экспертизы по своей инициативе. Таким образом, доказательств неисправности теплосчетчика в подтверждение своих пояснений, ответчиком не представлено.
Судом отклоняются доводы ответчиков о том, что ТСЖ правомерно вывело из эксплуатации теплосчетчик истицы на тех основаниях, что от прежней управляющей компании не был передан акт ввода в эксплуатацию теплосчетчика, поскольку п.24 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержит перечень документов, относимых к технической документации на многоквартирный дом, в т.ч.:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования,обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям и др.
Таким образом, действующим законодательством акт ввода в эксплуатацию индивидуального (квартирного) прибора учета не указан в составе технической документации, которую прежняя управляющая компания обязана представить вновь избранной управляющей компании согласно п.10 ст.162 ЖК РФ.
При этом, суд исходит из того, что права потребителя в данном случае не могут ставиться в зависимость от действий управляющих компаний; более того, у председателя ТСЖ имелась возможность запросить акт непосредственно у истицы, или же у прежней управляющей компании - ФИО16, однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ в адрес истицы указано о непредставлении ею документов о собственности на жилое помещение, иные документы ТСЖ не запрашиваются(л.д.7)
Более того, п.3 ст. 157 ЖК РФ прямо предусмотрено, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением,образования или ликвидациитоварищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооперативане является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, требования истицы в части признания незаконными действий ТСЖ "Парковая дом 8" по выводу из эксплуатации теплосчетчика квартиры по адресу: "адрес", и бездействия ТСЖ "Парковая дом 8" в виде отказа вводить в эксплуатацию тепловой счетчик путем его опломбировки и отказа начисления платы за отопление по показаниям счетчика, так же требования об обязании ТСЖ "Парковая дом 8" опломбировать и ввести в эксплуатацию тепловой счетчик в квартире по адресу: "адрес", с подписанием акта о вводе в эксплуатацию суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что многоквартирный жилой дом по указанному адресу оборудован общедомовым прибором учета тепла.
Согласно п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N307) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7:
, (7)
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
Согласно п.32 указанных Правил N307, в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, расчет платы за отопление квартиры истицы производился МУП "СЦГХ" по указанию ТСЖ "Парковая дом 8" по нормативам(л.д.25оборот, 38). Исходя из указанного выше, в данный период времени (за исключением дней, когда прибор находился на поверке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) расчет платы за отопление надлежало производить на основании указанного пункта 23 Правил N307 по приведенной формуле N7.
Время поверки прибора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит исключению из спорного периода, поскольку за это время расчет платы за отопление должен производиться по нормам п.32 Правил N307.
При этом, доводы ответчика ТСЖ о том, что расчет невозможно производить, поскольку отсутствуют сведения о среднемесячном объеме потребления коллективного потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, т.к. дом в управление ТСЖ передан только с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72) судом отклоняются, поскольку в приведенной формуле N7 значение подразумевает среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год за указанное жилое помещение, но не в целом по коллективному(общедомовому) расходу тепла на дом. Необходимые сведения за предыдущий (т.е. 2010 г.) содержатся в лицевом счете (л.д.23 оборот), а потому суд не усматривает каких-либо препятствий для начисления платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по показаниям прибора теплосчетчика, т.е. в соответствии с формулой 7 указанных Правил N307.
Также, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что истицей самовольно был демонтирован теплосчетчик в целях его поверки, поскольку обязанность представления физическими лицами, использующими в целях эксплуатации средства измерений для их своевременной поверки прямо установлена п.3.1. Приказа Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125(ред. от 26.11.2001 г.) "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений".
В судебном заседании истица указывала, что устно обращалась к председателю ТСЖ с просьбой зафиксировать снятие прибора для передачи его на поверку, однако данная просьба была оставлена представителем ТСЖ без внимания.
Учитывая, что законодательно порядок демонтажа индивидуального прибора учета в целях его поверки не регламентирован, а обязанность своевременного представления приборов учета для их поверки возложена на лиц, использующих данные средства измерения, суд считает, что истица при демонтаже теплосчетчика действовала правомерно, зафиксировав в письменном акте указанные действия с участием сторонних лиц.
Суд считает, что в данных обстоятельствах, оспаривая действия истицы, ответчик имел возможность ходатайствовать перед судом о вызове и допросе лиц, подписавших указанный акт о распломбировке и демонтаже счетчика в качестве свидетелей ( ФИО5, ФИО5), однако данных ходатайств в ходе судебного разбирательства сторонами не заявлялось, суд, руководствуясь ст.56 ГПК РФ также не усмотрел необходимости в вызове и допросе указанных лиц в качестве свидетелей.
Пунктом 8 ст.13 Федерального закона N261-ФЗ предусмотрено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Учитывая, что истицей производилась не замена, а демонтаж теплосчетчика для его поверки, установка теплосчетчика после его поверки произведена надлежащей организацией(л.д.100,101), принимая во внимание, что в п.32 Правил N307 замена и поверка приборов учета указаны как различные действия, суд не усматривает в действиях истицы нарушений указанной нормы ст.13 Федерального закона N261-ФЗ.
Доводы представителя ответчика - МУП "СЦГХ" на то, что истица, являясь потребителем коммунальных услуг, не исполнила своей обязанности, предусмотренной Правилами N307 по извещению исполнителя (ТСЖ) в течение 10 рабочих дней с даты произошедших изменений оснований и условий использования коммунальными услугами (т.е.снятия теплосчетчика для его поверки) по мнению суда не могут являться основаниями к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку порядок и форма извещения (устно или письменно) действующим законодательством не установлена, срок поверки прибора учета составил менее 10 дней. При этом, суд обращает внимание на те обстоятельства, что в заявлении, принятом председателем ТСЖ ДД.ММ.ГГГГ указано о первичном обращении истицы по вопросу ввода теплосчетчика в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, и о повторном обращении ДД.ММ.ГГГГ(л.д.6). В ответе ТСЖ на данное заявление каких-либо сведений о недействительности данной информации не указано(л.д.7)
Частично удовлетворяя требования истицы о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст.15 Закона РФ от 07.02.1993 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как следует из вышеназванных Правил N307, на отношения по предоставлению гражданам коммунальных услуг распространяется законодательство о защите прав потребителей(преамбула Правил, п.51,63,77 Правил).
Поскольку в судебном заседании установлено, что вследствие неправомерных действий ТСЖ "Парковая дом 8" были нарушены права Цинцабадзе Е.Н., в связи с чем, истице причинены нравственные страдания, когда истица длительное время переживала, вынуждена тратить свои силы и время на защиту своих законных прав в суде, в ее семье сложилась напряженная атмосфера из-за переживаний по поводу судебного спора, учитывая, что в досудебном порядке (в том числе после предписания Прокуратуры г.Реутов) представитель ответчика - ТСЖ "Парковая дом 8" неправомерно отказал истице в реализации ее законных прав потребителя, суд находит требования Цинцабадзе Е.Н. о компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению в размере "данные изъяты".
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истица в силу подп.4 п.2 ст.333.36. НК РФ освобождена от уплаты госпошлины, последнюю в размере "данные изъяты". надлежит взыскать с каждого из ответчиков(т.е. по "данные изъяты". с каждого) в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Цинцабадзе Екатерины Николаевны к ТСЖ "Парковая дом 8", Муниципальному унитарному предприятию "Сервисный центр городского хозяйства" о признании действий и бездействий незаконными, обязании ввести в эксплуатацию тепловой счетчик, произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Признать действия ТСЖ "Парковая дом 8" по выводу из эксплуатации теплосчетчика квартиры по адресу: "адрес", и бездействия ТСЖ "Парковая дом 8" в виде отказа вводить в эксплуатацию тепловой счетчик путем его опломбировки и отказа начисления платы за отопление по показаниям счетчика - незаконными.
Обязать ТСЖ "Парковая дом 8" опломбировать и ввести в эксплуатацию тепловой счетчик в квартире по адресу: "адрес", с подписанием акта о вводе в эксплуатацию.
Обязать ТСЖ "Парковая дом 8" и МУП "Сервисный центр городского хозяйства" произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг по теплоснабжению квартиры по адресу: "адрес", за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по показаниям прибора теплосчетчика.
Взыскать с ТСЖ "Парковая дом 8" в пользу Цинцабадзе Екатерины Николаевны в счет компенсации морального вреда - "данные изъяты"
В удовлетворении иска в части обязания ответчиков произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг по теплоснабжению квартиры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ТСЖ "Парковая "адрес"" компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" - отказать.
Взыскать с ТСЖ "Парковая дом 8" в доход государства сумму госпошлины в размере "данные изъяты"
Взыскать с МУП "Сервисный центр городского хозяйства" в доход государства сумму госпошлины в размере "данные изъяты"
Апелляционная жалоба может быть подана в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Реутовский городской суд.
Судья: подпись П.А.Вишневская
Копия верна:
Судья Секретарь:
"данные изъяты"ь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.