Решение Рузского районного суда Московской области от 18 октября 2010 г.
(Извлечение)
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Гришиной Т.Ю., с участием прокурора Ржевской Ю.В., при секретаре Исаевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению БАВ о признании недействующим решения Совета депутатов ГП "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействующими со дня принятия изменения и дополнения Устава городского поселения "адрес" "адрес", принятые решением Совета депутатов городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N,
УСТАНОВИЛ:
Представитель БАВ просит суд признать недействующим решение Совета депутатов ГП "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N. Свою просьбу он мотивирует тем, что положениями ч.1 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ установлено, что граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Решением N вносятся изменения и дополнения в структуру местного самоуправления. Граждане были лишены конституционного права ознакомиться с этими изменениями, поскольку решение не было официально опубликовано.
04.09.2010 года газета Красное знамя опубликовала Устав с изменениями и дополнениями, но в газете нет ничего по поводу решения N N. В соответствии со ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устав и решение - это неразрывные части. В соответствии с п. 8 ст.44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии с ч.2 ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). А также ч. 3 ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" указывает, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, на тот момент действовал устав, принятый на основании решения от 11.03.2009 года N 35/01. Также закон устанавливает, что официальное опубликование, обнародование муниципального нормативно-правового акта должно осуществляться в средствах массовой информации.
В ст. 2 ФЗ "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио, телепрограмма и т.д., следовательно решение Совета депутатов ГП Тучково должно было быть опубликовано в газете Красное знамя Муниципальный вестник, где был опубликован сам устав. В федеральном законе идет разграничение официального опубликования и официального обнародования. Администрацией не может быть принят нормативно-правовой акт, противоречащий уставу. Устав был опубликован 04.09.2010 года в газете "Красное знамя", решение же не было опубликовано.
Опубликование на досках объявлений решения совета депутатов противоречит уставу, который говорит, что нормативные акты публикуются в средствах массовой информации.
Дополнительнм основанием, по которому представитель БАВ просит признать недействующим решение Совета депутатов является то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности главы администрации городского поселения "данные изъяты" УД незаконно направил в Управление Министерства юстиции РФ изменения и дополнения в Устав городского поселения "адрес" принятые решением Совета депутатов городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, для государственной регистрации, не имея на это никаких законных оснований.
В соответствии с п.2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. В соответствии с п.1 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ устав муниципального образования направляется в регистрирующий орган главой муниципального образования. УД. главой муниципального образования городское поселение "адрес" не являлся и законных полномочий на направление изменений и дополнений Устава городского поселения "адрес" в регистрирующий орган не имел. В соответствии с положениями ст.29 Устава городского поселения "адрес" зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N N, глава городского поселения "адрес" является высшим должностным лицом городского поселения "адрес" и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, законами "адрес" и настоящим Уставом. Глава городского поселения "адрес" избирается гражданами, проживающими на территории городского поселения "адрес" и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Порядок проведения выборов главы городского поселения "адрес" определяется законом "адрес". В случае невозможности исполнения главой городского поселения "адрес" своих полномочий по причинам временной нетрудоспособности, отпуска и т.д. глава городского поселения "адрес" соответствующим распоряжением возлагает исполнение своих полномочий на заместителя главы администрации городского поселения "адрес". В соответствии с положениями п. 11.1 ст. 29 настоящего Устава в случае досрочного прекращения полномочий главы городского поселения "адрес" его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления городского поселения "адрес", назначенное Советом депутатов городского поселения "адрес". Однако Совет депутатов городского поселения "адрес" в нарушение вышеуказанных положений п. 11.1 ст.29 Устава исполняющего обязанности главы городского поселения не назначил, а незаконно ввел отдельную должность главы администрации городского поселения "адрес" и незаконно передал ему полномочия по подписи и обнародованию нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов городского поселения "адрес". Это противоречит положениям п.4 ст.29 Устава городского поселения "адрес" которыми предусмотрено, что только глава городского поселения "адрес" подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов городского поселения "адрес". Кроме того, Уставом городского поселение "адрес" не предусмотрена отдельная должность главы администрации городского поселения "адрес" Положениями п.2 ст. 30 Устава городского поселения "адрес" установлено, что администрацией городского поселения "адрес" руководит глава городского поселения "адрес" на принципах единоначалия и глава городского поселения "адрес" выполняет функции главы администрации. Таким образом, Устав городского поселения "адрес" не предусматривает возможность выполнения функций главы администрации городского поселения другими лицами, кроме:
1. главы городского поселения "адрес", избранного гражданами, проживающими на территории городского поселения "адрес";
2. заместителя главы администрации городского поселения "адрес", назначенного распоряжением главы городского поселения "адрес" исполняющим обязанности главы городского поселения "адрес" в случае невозможности исполнения им своих полномочий по причинам временной нетрудоспособности, отпуска и т.д.;
3. должностного лица местного самоуправления, назначенного Советом депутатов городского поселения "адрес" в случае досрочного прекращения полномочий главы городского поселения "адрес" исполняющим обязанности главы городского поселения "адрес". Таким образом, Совет депутатов городского поселения "адрес" незаконно назначил УД исполняющим обязанности главы администрации городского поселения "адрес" и незаконно передал ему полномочия на подпись и обнародование нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов городского поселения "адрес", т.е. незаконно присвоил ему властные полномочия.
ДД.ММ.ГГГГ УД. незаконно подписал решение Совета депутатов городского поселения "адрес" N, не имея на это никаких законных оснований.
Исходя из вышеизложенного представитель БАВ также просит суд признать недействующими со дня их принятия изменения и дополнения Устава городского поселения "адрес" Рузского муниципального района "адрес", принятые решением Совета депутатов городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Также он пояснил суду, что решение Совета депутатов не опубликовано, подписано лицом неуполномоченным, тем самым нарушены права БАВ на осуществление самоуправления путем участия в референдуме, выборах ст.3 ч 2 Конституции РФ.
Кроме этого, он считает, что решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано Министерством юстиции в установленном порядке, так как на первой странице решения есть реквизиты Минюста, а на последней странице реквизиты отсутствуют.
На основании изложенного, представитель БАВ считает, что решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за N подписан не уполномоченным лицом и не опубликован. В решении порядок обнародования, что размещается информация на стендах, противоречит ст.34 устава. В решении записана незаконная норма. В связи с этим он просит удовлетворить заявленные требования БАВ
Представитель Совета депутатов ГП "адрес" считает, что заявление БАВ. не подлежит удовлетворению и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ год Советом депутатов ГП "адрес" МО было принято решение N о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Городское поселение "адрес" "адрес" муниципального района "адрес"". Данное решение было принято в соответствии с требование ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, при принятии данного решения каких-либо нарушений закона не было.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 года " О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" основной целью опубликования или обнародования муниципального акта является доведение его текста до сведений жителей муниципального образования с целью их информированности о принятых решениях представительным органом местного самоуправления.
В п. 21 Постановления Пленума ВС РФ N 48 указано, что необходимо проверить, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Таким образом, поскольку до заявителя была доведена в полном объеме вся информация о внесении изменений в Устав муниципального образования "адрес" муниципального района МО, решение Совета депутатов N не может быть признано недействующим по причине его не опубликования.
По оспариваемому решению более месяца проводились публичные слушания, абсолютно все жители "адрес" были ознакомлены с информацией о внесении изменений в Устав муниципального образования, которые изменяли порядок избрания главы муниципального образования.
Текст проекта решения опубликован был в газете Красное знамя. Были публичные слушания на которых представитель БАВ присутствовал. Совет депутатов изменения утвердил. Данные изменения направлены были в Министерство юстиции. Решение прошло госрегистрацию и было опубликовано. Устав и изменения в устав были опубликованы путем размещения информации на стендах, на стенде в администрации ГП "адрес" В газете Красное знамя 04.09.2010 года был опубликован весь устав, там же имелись сведения о решении Совета депутатов, на основании которых были внесены изменения в устав и содержались данные о государственной регистрации Министерством юстиции указанного Устава и решения.
Также он пояснил суду, что Совет депутатов мог назначить и.о. главы администрации ГП "адрес". Решением Совета депутатов был назначен и.о. глав администрации городского поселения "адрес" в соответствии с п. 11.1 ст. 29 Устава ГП "адрес" УД поэтому он имел право подписать письмо ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции РФ с просьбой зарегистрировать изменения и дополнения в Устав городского поселения "адрес", принятые решением Совета депутатов городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решение Совета депутатов о назначении и.о. главы администрации ГП "адрес" УД никто не оспаривал и оно не отменено. Никто также не оспаривал и не оспаривает действия Минюста РФ по регистрации Устава и решения Совета депутатов ГП "адрес".
Изучив материал дела, выслушав стороны, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего заявление БАВ. не подлежащим удовлетворению, суд считает в удовлетворении заявления БАВ. следует отказать по следующим основаниям:
В соответствии с ч.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По делу установлено, что решением Совета депутатов ГП "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N были внесены изменения в Устав ГП "адрес" "адрес" муниципального района "адрес", предусматривающие иной порядок выборов Главы ГП "адрес" муниципального района "адрес" (не затрагивающие структуру органов местного самоуправления ГП "адрес"). ДД.ММ.ГГГГ Устав ГП "адрес" муниципального района "адрес" и решение Совета депутатов ГП "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N был зарегистрирован в Министерстве юстиции.
Согласно ст. 47 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за N 131-ФЗ " об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свобод и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования ( обнародования).
Порядок опубликования ( обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с п. 17 Постановления Верховного суда РФ от 29.11.2007 года N 48 " О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно п. 21 Постановления Верховного суда РФ от 29.11.2007 года N 48 " О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
По делу установлено, что решение Совета депутатов ГП "адрес" о внесении изменении в Устав ГП "адрес" не был опубликован в средствах массовой информации, но был доведен до сведения граждан, т.е. обнародован. Были предприняты меры по обеспечению населению возможности ознакомиться с его содержанием.
С целью обнародования данного решения были проведены публичные слушания. Проект изменений и дополнений в Устав муниципального образования городского поселения "адрес" был опубликован в газете Красное знамя " за N 28 от 15 июля 2010 года, в котором была указана дата проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав ГП "адрес"-17 августа 2010 года.
В газете " Красное знамя" за N 31 от 05 августа 2010 года было опубликовано решение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении дополнения в решение Совета депутатов ГП "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором было установлено время 10 часов дня и место проведения публичных слушаний- актовый зал администрации ГП "адрес".
Информационное сообщение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете Красное знамя за N 3 от 19 августа 2010 года.
Решение Совета депутатов ГП "адрес" от 19 августа 2010 года за N 02/28 было также размещено на стенде около Администрации ГП "адрес". Данный факт подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели. Показания свидетеля Л. суд оценивает критически, поскольку данный свидетель не мог прочитать на стенде вывешенные документы из-за мелкого шрифта. Поэтому его утверждения, что 29.09.2010 года на стенде около здания администрации ГП "адрес" отсутствовало решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за N, которым были внесены дополнения и изменения в Устав ГП "адрес" нельзя принимать во внимание. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ свидетель Ш, который был допрошен судом по инициативе заявителя, подтвердил, что на стенде около здания Администрации ГП "адрес" было вывешено решение Совета депутатов ГП от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, любой желающий ознакомится с данным документом, имел возможность это сделать.
Оспариваемое заявителем решение содержит пункт 2, который содержит норму, в которой указано, что Устав с изменениями и дополнениями подлежит опубликованию в газете"Красное знамя", а указанное решение подлежит обнародованию путем размещения на официальных стендах поселения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое заявителем решение Совета депутатов ГП "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ было обнародовано и поэтому не может быть признано недействующим.
Также суд считает необоснованными доводы представителя заявителя о том, что письмо, направленное в Министерство юстиции РФ для регистрации Устава с изменениями и дополнениями и решения Совета депутатов ГП "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, подписано ненадлежащим лицом.
Как усматривается из данного письма оно подписано и.о. главы Администрации ГП "адрес" УД., который был назначен исполняющим обязанности главы Администрации поселения решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за N.
Данное лицо было назначено и.о. глав Администрации Городского поселения "адрес" решением Совета депутатов, что соответствует п. 11.1 ст. 29 настоящего Устава, в которой указано, что в случае досрочного прекращения полномочий главы городского поселения "адрес" его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления городского поселения "адрес", назначенное Советом депутатов городского поселения "адрес".
Положениями п.2 ст. 30 Устава городского поселения "адрес" установлено, что администрацией городского поселения "адрес" руководит глава городского поселения "адрес" на принципах единоначалия и глава городского поселения "адрес" выполняет функции главы администрации.
При рассмотрении данного спора, суд учитывает тот факт, что само неопубликование решения Совета депутатов ГП "адрес" в средствах массовой информации, не может влечь юридических последствий и затрагивать каким-либо образом права заявителя- БАВ., поскольку с учетом внесенных данным решением изменений и дополнений был принят Устав ГП "адрес", который зарегистрирован в установленном законом порядке, органом юстиции - Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ. При регистрации данного устава была проверена законность всех представленных документов, а именно решения Совета депутатов ГП "адрес" о назначении и.о. главы Администрации ГП "адрес" УД. от ДД.ММ.ГГГГ за N, решение Совета депутатов ГП "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N о внесении изменений и дополнений в Устав ГП "адрес". Оснований для отказа в регистрации указанных документов не было. Данная регистрация никем не оспорена. Устав с изменениями и дополнениями после регистрации в установленном законом порядке был опубликован в газете Красное знамя ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований представителя БАВ о признании недействующими со дня принятия изменения и дополнения Устава городского поселения "адрес" "адрес" муниципального района "адрес", принятые решением Совета депутатов городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заявление представителя БАВ по факту подложности документов не подлежит удовлетворению, так как данные факты не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются подлинными документами представленными представителем Совета депутатов ГП "адрес", которые обозревались в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
БАВ в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Совета депутатов ГП "адрес" МО от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействующими со дня принятия изменения и дополнения Устава городского поселения "адрес" муниципального района "адрес", принятые решением Совета депутатов городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Рузский районный суд.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 октября 2010 года.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.