Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Жмыховой Е.А.,
с участием:
прокурора Дунаевой И.А.,
представителя ответчика ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН" - Хон Ю.А.,
представителя третьего лица Администрации Серпуховского муниципального района (отдел по работе с несоверешеннолетними и защите их прав) - Волочкиной Л.Е.,
представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Московской области - Кирдяшкина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серпуховского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Государственному казённому учреждению социального обслуживания Московской области "Серпуховский (районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" об обязании совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Серпуховский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному казённому учреждению социального обслуживания Московской области "Серпуховский (районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и просит признать незаконным отказ ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН" от 25.11.2011 года N439 в удовлетворении протеста Серпуховского городского прокурора от 16.11.2011 года; обязать ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН" привести в соответствие с федеральным законодательством принятое ответчиком "Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН", а именно, из пункта 4.2 исключить фразу "а также совершивших правонарушения", дополнить Положение пунктом следующего содержания: "Основаниями приёма несовершеннолетних в отделение диагностики и социальной реабилитации ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН", нуждающихся в социальной реабилитации, являются: 1) личное обращение несовершеннолетнего; 2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; 3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; 5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Свои требования прокурор мотивирует тем, что 03.11.2011 г. в прокуратуру от председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Серпуховского муниципального района поступило обращение об отказе Серпуховского районного Управления социальной защиты населения в помещении несовершеннолетнего К. в ГКУ СО МО "Серпуховский районный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в связи с тем, что он совершил правонарушение. В ходе рассмотрения данного обращения было установлено, что 11.01.2011 г. директором СРЦН Ю. утверждено Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН, ряд положений которого не соответствует требованиям действующего федерального законодательства. В соответствии с п. 4." Главы 4 "Условия приема и содержания несовершеннолетних" Положения в отделении не допускается содержание несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, принятой 30.12.2008 г., Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ N 120-ФЗ от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Согласно п.5 ч.3 ст. 13 ФЗ РФ N120-ФЗ одним из оснований приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Также в соответствии с п.5, ч.3, ст. 13 ФЗ N120-ФЗ в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты несовершеннолетние лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострение психического заболевания. Данный перечень обстоятельств является исчерпывающим (не подлежащим расширительному толкованию), и определен Федеральным Законом. Аналогичная норма закона содержится и в ч. 1 ст. 14 Закона Московской области от 21.01.2005 г. N 31/2005-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Московской области, согласно которой в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания. Таким образом, п. 4.2 Положения СРЦН, содержащий в качестве основания не принятия в Учреждение несовершеннолетних - совершение ими правонарушения, противоречат требованиям Федерального Закона и Закона Московской области, при этом незаконно расширяет установленный данными законами закрытый перечень оснований помещения несовершеннолетних в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Приоритет норм федерального законодательства над всеми остальными закреплен также в п. 1.5 Положения СРЦН, согласно которому определение в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами МО, уставом Учреждения и настоящим положением. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ N120-ФЗ основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются: 1) личное обращение несовершеннолетнего; 2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; 3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; 5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения; 6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Положение СРЦН не содержит конкретного пункта, в котором бы закреплялись данные основания помещения несовершеннолетних в СРЦН. Имеющиеся в п.4.6 и п. 4.10 Положения СРЦН основания ограничивают вышеуказанный перечень только распоряжением органов муниципального образования, направлением Серпуховского районного управления социальной защиты населения и письменным заявлением одного из родителей несовершеннолетнего. В связи с тем? что указанные выше обстоятельства являются грубым нарушением Федерального законодательства, нарушающим права неопределенного круга несовершеннолетних лиц, в том числе и К. на помещение их в СРЦН при наличии законных оснований, 16.11.2011 г. Серпуховской городской прокуратурой принесен протест на Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН, с требованием привести его в соответствие с ФЗ N120-ФЗ. 25.11.200г. директором СРЦН Ю. отказано в удовлетворении протеста городского прокурора. Данный отказ мотивирован тем, что в Министерстве социальной защиты населения Московской области утверждается новый Устав СРЦН, который будет полностью соответствовать Федеральному Закону N120-ФЗ, и на основании которого будут внесены и изменения в Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН. Таким образом, действующее в настоящее время Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН, утвержденное директором СРЦН Ю. 11.01.2011 г., противоречит требованиям федерального законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а отказ директора СРЦН является незаконным.
В судебном заседании представитель Серпуховского городского прокурора - Дунаева И.А. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН" - Хон Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что опасно помещать несовершеннолетнего К. с реабилитационный центр, так как в центре находятся малолетние дети. Он должен быть помещен в центр на основании акта ОДН. На сегодняшний день действует Устав в новой редакции от 01.01.2012 г. В Уставе нет пункта, в котором указано, что реабилитационный центр не имеет право помещать в центр несовершеннолетних, совершивших опасное деяние.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения Московской области Кирдяшкина Н.В. в судебном заседании заявленные требования не поддержала и пояснила, что не согласна с позицией прокурора. СРЦН разработал Устав на основании постановления, в котором есть пункт о том, что центр не имеет право помещения несовершеннолетних совершивших правонарушения. В уставе прописано, кто имеет право помещать в центр несовершеннолетних, от ОДН ходатайства в отношении К. не поступало. Когда К. поступил в реабилитационный центр, на него были сделаны запросы, поступил ответ о том, что он был осужден, и было принято решение не помещать его в реабилитационный центр.
Представитель третьего лица Администрации Серпуховского муниципального района (отдел по работе с несовершеннолетними и защите их прав) - Волочкина Л.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что они неоднократно направляли ходатайства в СРЦН о помещении несовершеннолетнего К. в их учреждение, но там отказывали, так как подросток совершил правонарушение.
Третье лицо Киреева А.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего К. в судебное заседание не явилась, о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом, допрошенная в судебном заседании 31.01.2012 г. против заявленных требований не возражала. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что 03.11.2011 г. в Серпуховскую городскую прокуратуру обратился Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Серпуховского муниципального района с обращением об отказе Серпуховского районного Управления социальной защиты населения в помещении несовершеннолетнего К. в ГКУ СОМО "Серпуховский районный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в связи ч тем, что он совершил правонарушение (л.д. 15-16,17)
Из акта инспектора ОУУП и ПДН Межмуниципального Управления МВД России "Серпуховское" от "дата" усматривается, что несовершеннолетний К. из-за плохих семейных взаимоотношений находился в социально-опасном положении, угрожающем жизни и здоровью, а именно, у ребенка отсутствовало место для проживания, было постановлено поместить К. в инфекционный стационар г. Серпухова с целью дальнейшего помещения его социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (л.д.18)
11.01.2011 г. директором СРЦН Ю. на основании Устава СРЦН (л.д.30-40), утверждено Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН (л.д.21-24). В соответствии с п. 4." Главы 4 "Условия приема и содержания несовершеннолетних" Положения в отделении не допускается содержание несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения.
16.11.2011 г. Серпуховский городской прокуратурой принесен протест на Положение об отделении диагностики и социального реабилитации СРЦН, с требованием привести его в соответствие с Федеральным законом N120-ФЗ. (л.д.25-28)
25.11.2011 г. директором СРЦН Ю. отказано в удовлетворении протеста городского прокурора с мотивировкой о том, что в Министерстве социальной защиты населения Московской области утверждается новый Устав СРЦН, который будет полностью соответствовать Федеральному Закону N120-ФЗ, и на основании которого будет внесены изменения в Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН (л.д.29)
14.12.2011 г. Министерством социальной защиты населения Правительства Московской области утвержден Устав Государственного Казенного учреждения социального обслуживания Московской области "Серпуховский (районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (л.д.53-67)
Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, принятой 30.12.2008 г., Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ N 120-ФЗ от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии п.5 ч.3 ст. 13 ФЗ РФ N120-ФЗ одним из оснований приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
В соответствии с п.5, ч.3, ст. 13 ФЗ N120-ФЗ в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты несовершеннолетние лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострение психического заболевания.
Данный перечень обстоятельств является исчерпывающим (не подлежащим расширительному толкованию), и определен Федеральным Законом.
Аналогичная норма закона содержится и в ч. 1 ст. 14 Закона Московской области от 21.01.2005 г. N 31/2005-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Московской области, согласно которой в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
Таким образом, п. 4.2 Положения СРЦН, содержащий в качестве основания не принятия в Учреждение несовершеннолетних - совершение ими правонарушения, противоречат требованиям Федерального Закона и Закона Московской области, при этом незаконно расширяет установленный данными законами закрытый перечень оснований помещения несовершеннолетних в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Приоритет норм федерального законодательства над всеми остальными закреплен также в п.1.5 Положения СРЦН, согласно которому определение в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами МО, уставом Учреждения и настоящим положением.
Согласно ч.3 ст.13 ФЗ N120-ФЗ основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются: 1) личное обращение несовершеннолетнего; 2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; 3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; 5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения; 6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, действующее в настоящее время Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН, утвержденное директором СРЦН, противоречит требованиям федерального законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а отказ директора СРЦН является незаконным.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Серпуховского городского прокурора в интересах в неопределённого круга лиц к Государственному казённому учреждению социального обслуживания Московской области "Серпуховский (районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" об обязании совершения действий, удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН" от 25.11.2011 года N439 в удовлетворении протеста Серпуховского городского прокурора от 16.11.2011 года.
Обязать ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН" привести в соответствие с федеральным законодательством принятое ответчиком "Положение об отделении диагностики и социальной реабилитации СРЦН", а именно, из пункта 4.2 исключить фразу"а также совершивших правонарушения", дополнить Положение пунктом следующего содержания:"Основаниями приёма несовершеннолетних в отделение диагностики и социальной реабилитации ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН", нуждающихся в социальной реабилитации, являются: 1) личное обращение несовершеннолетнего; 2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; 3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; 5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ".
Взыскать с ГКУ СОМО "Серпуховский районный СРЦН" в местный бюджет государственную пошлину в сумме "данные изъяты".
На решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.
Председательствующий В.А.Коляда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.