Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Жмыховой Е.Ю.,
с участием:
прокурора Кисёлкиной Г.Н.,
представителей ответчика ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области - Кленовой С.Ю., Макаровой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, УФСИН России по Московской области об обязании разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Серпуховский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, УФСИН России по Московской области об обязании разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой 27.03.2012 г. в отношении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и об охране окружающей среды. Установлено, что учреждение является юридическим лицом и осуществляет деятельность по содержанию под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; исполнению наказаний; созданию подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров; организации оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержавшимся в Учреждении. Основным видом деятельности Учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным. Учреждение осуществляет свою деятельность при наличии стационарных источников выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и атмосферный воздух: пекарня, котельная, работающая на пригодном газе (1965 года постройки), автотранспорт в количестве 6 единиц, газовые печи (котлы) в количестве 3 штук, прожарочная камера, автомастерские, где размещены сверлильный и точильный станки, пилорама, имеющая бункер накопитель опилок типа "Циклон", дизель-генератор. Указанные объекты находятся на балансе Учреждения и используются по назначению. Кроме того, в процессе хозяйственной деятельности учреждения образуются отходы производства, относящиеся к классам опасности 1-4 (аккумуляторы, масла моторные, масла трансмиссионные, масла индустриальные, шлам очистки трубопроводов, фильтры масляные, шлак сварочный, покрышки отработанные). На образующиеся в Учреждении отходы получены паспорта. Однако, до настоящего времени Учреждением не разработан и не утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Учреждением при осуществлении своей деятельности нарушаются экологические требования. Учреждение, как юридическое лицо, отвечает по своим обязательства в пределах средств, установленных федеральным бюджетом. При недостаточности у Учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по МО. Финансирование учреждения осуществляется через орган федерального казначейства в установленном порядке.
Представитель Серпуховской городской прокуратуры Киселкина Г.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по МО Кленова С.Ю. и Макарова М.Е. против заявленных требований фактически не возражали, пояснили, что проект нормативов отходов и лимитов на их размещение будет разработан и утвержден (письменный отзыв на л.д.94).
Представитель ответчика УФСИН России по Московской области в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на заявленные требования, в котором против заявленных требований возражает. УФСИН России по МО выделил денежные средства, необходимые для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на оплату услуг, необходимых для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.79).
Представитель третьего лица Департамента ФС по надзору в сфере природопользования "Росприроднадзора" по ЦФО в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, против заявленных требований не возражает (л.д. 77).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Серпуховской городской прокуратурой 27.03.2012 г. в отношении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и об охране окружающей среды. Установлено, что учреждение является юридическим лицом и осуществляет деятельность по содержанию под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; исполнению наказаний; созданию подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров; организации оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержавшимся в Учреждении. Основным видом деятельности Учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным. Учреждение осуществляет свою деятельность при наличии стационарных источников выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и атмосферный воздух: пекарня, котельная, работающая на пригодном газе (1965 года постройки), автотранспорт в количестве 6 единиц, газовые печи (котлы) в количестве 3 штук, прожарочная камера, автомастерские, где размещены сверлильный и точильный станки, пилорама, имеющая бункер накопитель опилок типа "Циклон", дизель-генератор. Указанные объекты находятся на балансе Учреждения и используются по назначению. Кроме того, в процессе хозяйственной деятельности Учреждения образуются отходы производства, относящиеся к классам опасности 1-4 (аккумуляторы, масла моторные, масла трансмиссионные, масла индустриальные, шлам очистки трубопроводов, фильтры масляные, шлак сварочный, покрышки отработанные). На образующиеся в Учреждении отходы получены паспорта. Однако, до настоящего времени Учреждением не разработан и не утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
08.02.2011 г. ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области Департаментом ФС по надзору в сфере природопользования "Росприроднадзора" по ЦФО было выдано предписание "номер" - представить утвержденные проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и лимит на размещение отходов; паспорта на все образующиеся в Учреждении отходы 1-4 класса опасности; договора на использование, обезвреживание, транспортирование и размещение всех образующихся отходов в Учреждении со специальными организациями, имеющими право на эти виды деятельности; осуществлять раздельный сбор и накопление всех образующихся отходов (л.д.21-22).
Из письма начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области от 11.03.2012 г. на имя прокурора г. Серпухова усматривается, что исполнение предписания Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 08.02.2011 г. невозможно в виду отсутствия финансирования, заявки на выделение денежных средств направлены в УФСИН России по МО 07.07.2011 г. и 14.11.2011 г. (л.д.57, 61, 62-63).
Согласно справки начальника ФЭО УФСИН России по МО N51/ТО/62 денежные средства по предметной статье 2026700244226 "Прочие услуги" в сумме 110000 рублей направлены в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области расходным расписанием "номер" от 25.04.2012 г. на оплату услуг, необходимых для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на оплату услуг, необходимых для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.81).
В материалы дела представлен договор "номер" от 29.03.2012 г., заключенный между ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области и ООО " Г.". Предметом договора является разработка "Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта "Заказчика", расположенного по адресу: "адрес" и сопровождать их согласование в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО (л.д.95-97).
Согласно п.п.2.7, 1.9, 1.13, 2.5.1, 5.12 Устава ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области на Учреждение возложены обязанности по обеспечению безопасности лиц, находящихся на территории Учреждения, по созданию работникам Учреждения необходимых условий, отвечающих требованиям безопасности, санитарии, по выполнению установленных санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных Правовую основу деятельности Учреждения составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ, и Правительства РФ, иные нормативно-правовые акты (л.д.6-20).
В соответствии со ст.42 Конституции РФ закрепляется право каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.ст.19, 24 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормативы образования отходом производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с опасными отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст.18 ФЗ от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов.
В соответствии со ст.11 ФЗ от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов.
При таких обстоятельствах заявленные Серпуховским городским прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответчик ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области обязан разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Взыскать с ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области в местный бюджет государственную пошлину в сумме "данные изъяты".
На решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.
Председательствующий В.А.Коляда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.