Ступинский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Алексеева Ю.Н. при секретаре судебного заседания Сухомлиновой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Илларионовой ФИО8 к ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области, оформленного протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости, о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.00 коп., по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Илларионова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области, оформленного протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в её специальный стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости, о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.00 коп., по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.00 коп., а всего "данные изъяты" руб.00 коп., указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГона обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N25 по г.Москве и Московской области с заявлением и со всеми необходимыми документами о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с п.1 пп.20 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" как лицо, осуществлявшее деятельность по охране здоровья населения в течение 30 лет.
Решением комиссии по назначению пенсий при Управлении Пенсионного фонда N25 по г.Москве и Московской области, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с тем, что она не выработала необходимого стажа - 30 лет. Вышеназванным учреждением было принято лишь 28 лет 07 мес. 21 день её медицинской деятельности.
УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области (по варианту 2) не приняло к зачету в её медицинский стаж в календарном исчислении периоды работы: в должности участкового врача - терапевта взрослой поликлиники СТМО (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до 1,5 и до 3-х лет): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 01 год 04 мес. 17 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет 08 мес. 12 дней. Итого не принято - 02 года 00 мес. 29 дней.
По мнению УПФ административный отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ не включается в специальный стаж.
Также не принят в специальный стаж период её работы в должности врача-терапевта поликлинического отделения для взрослого населения МУЗ СТМО, а именно: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 0 лет 10 мес. 00 дней.
Считает, что ей незаконно отказано в включении в специальный стаж вышеуказанных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости., просила возместить ей расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.00 коп., по оплате госпошлины, а всего "данные изъяты" руб.00 коп.
Истица выслала в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истицы по доверенности иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель по доверенности ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области иск не признала и просила отказать в его удовлетворении.
Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон по доверенности, считает, что предъявленный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 пп.20 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Из материалов дела следует, что истица ДД.ММ.ГГГГобратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N25 по г.Москве и Московской области с заявлением и со всеми необходимыми документами о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с п.1 пп.20 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" как лицо, осуществлявшее деятельность по охране здоровья населения в течение 30 лет.
Решением комиссии по назначению пенсий при Управлении Пенсионного фонда РФ N25 по г.Москве и Московской области, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с тем, что она не выработала необходимого стажа - 30 лет. Вышеназванным учреждением было принято лишь 28 лет 07 мес. 21 день её медицинской деятельности.
УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области (по варианту 2) не приняло к зачету в медицинский стаж истицы в календарном исчислении период работы: в должности участкового врача - терапевта взрослой поликлиники СТМО (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до 1,5 и до 3-х лет): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 01 год 04 мес. 17 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет 08 мес. 12 дней. Итого не принято - 02 года 00 мес. 29 дней.
По мнению УПФ административный отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ не включается в специальный стаж.
Также не принят период работы истицы в должности врача-терапевта поликлинического отделения для взрослого населения МУЗ СТМО, а именно: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 0 лет 10 мес. 00 дней.
Суд считает, что истице незаконно отказано в включении в специальный стаж вышеуказанных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лёт и до достижения им возраста трех лет) у истицы начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Из этого исходит судебная практика - ВС РФ Определение от 22 октября 2009 г.,N49 -В09-14.
Постановлением Совета Министров РСФСР N464 от 06.09.1991 г. установлено: "В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций)". Данное постановление не ограничивает включение в стаж по выслуге лет периоды работы в должностях медицинского персонала в территориально-медицинских объединениях.
В соответствии с Положением о территориальном медицинском объединении, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения от 23.11.1993 г. N 273 раздел 1 п.п. 1.1. Территориальное медицинское объединение(далее - ТМО) - комплекс лечебно-профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах.
Кроме того, УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области указывает, что к Постановлению Совета Министров РСФСР N464 от 06.09.199 применялась номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения N395 от 03.11.1999 г., в котором ТМО не предусмотрено. Данное утверждение не верно.
Согласно вышеуказанной номенклатуре в разделе 1 "Лечебно-профилактические учреждения" п.п. 1.2.3. указано-территориальное медицинское объединение.
В приложении к Номенклатуре в п.8указано, что Территориальным медицинским объединением (ТМО) является комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница.
Вышеуказанный п.п.1.2.3. был исключен только Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 N 73 "О внесении изменений и дополнений в номенклатуру учреждений здравоохранения". Однако, в этом приказе указано, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО)(п.8). Данная Номенклатура действовала до издания Приказа Минздрава РФот03.06.2003 г.N229 "О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".
Пунктом 6 "Правил исчисления периодов...", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 установлено, что: "В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке...в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений...".
Ныне действующим Постановлением Министерства труда и социального развития РФ N38 от 14 мая 2001 года "О порядке включения в выслугу, дающую права на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", периодов работы в территориальных медицинских объединениях": "установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.
Головной организацией ТМО являлась районная больница, которая предусмотрена вНоменклатуре учреждений... А Санитарно-эпидемиологическая станция это одно из подразделений больницы. Поэтому довод УПФотом, что ТМОноменклатурой учреждений здравоохранения не предусмотрено, несостоятелен.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии в ГУ УПФ с учетом спорных периодов, медицинский стаж истицы составил 31 год 06 мес. 20 дней, что достаточно для назначения пенсии по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в назначении Илларионовой ФИО8 досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Илларионовой ФИО8 следующие периоды работы: в должности участкового врача - терапевта взрослой поликлиники СТМО (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до 1,5 и до 3-х лет): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ, в должности врача-терапевта поликлинического отделения для взрослого населения МУЗ СТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области назначить Илларионовой ФИО8 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ УПФ РФ N25 по г.Москве и Московской области в пользу Илларионовой ФИО8 расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.00 коп., расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.00 коп., а всего "данные изъяты" руб.00 коп., в остальной части взыскания расходов по оплате услуг представителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ступинский городской суд.
Федеральный судья: Алексеев Ю.Н.
Решение в окончательной форме принято 24 мая 2012 года.
Федеральный судья: Алексеев Ю.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.