Решение Химкинского городского суда Московской области от 06 декабря 2010 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи - Колмаковой И.Н.,
при секретаре - Ефремовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску БуравцовойН.А. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права собственности на жилое помещение, 3-е лицо - ОАО "НПО Энергомаш",
УСТАНОВИЛ:
Буравцова Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Химки Московской области о признании права собственности на жилое помещение, ссылаясь на то, что сДД.ММ.ГГГГ истица проживает и зарегистрирована в общежитии по адресу:"адрес", сДД.ММ.ГГГГ проживает в"данные изъяты""адрес" по указанному адресу, предоставленной ей как работнику"данные изъяты"
Как указано в исковом заявлении, при обращении в Администрацию г.о.Химки с просьбой передачи в собственность истицы занимаемого ею жилого помещения в порядке приватизации, ею был получен отказ, в связи с наличием у дома статуса общежития.
Буравцова Н.А., указывая на то, что статус вышеуказанного жилого дома как общежития прекращен, по ее мнению, прямым указанием закона, и отношения по ее проживанию регулируются нормами о договоре социального найма, просила суд признать за нею право собственности на"данные изъяты" квартируN, площадью"данные изъяты" кв.м.,"адрес", в порядке приватизации.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации г.о.Химки Московской области в судебное заседание возражала против удовлетворения исковых требований, указав при этом, что поддерживает письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель 3-его лица ОАО "НПО Энергомаш" в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение представляет собой"данные изъяты" квартиру общей площадью"данные изъяты" кв.м., жилой площадью"данные изъяты" кв.м. в"адрес"
Буравцова Н.А. сДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована по адресу:"адрес", что подтверждено выпиской из домовой книги по вышеуказанному адресу и отметкой в паспорте.
Истица была вселена в общежитие по вышеуказанному адресу на основании ордераN отДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "НПО Энергомаш" (наймодатель) и Буравцова Н.А. (наниматель) был заключен договорN найма жилого помещения в общежитии ОАО "НПО Энергомаш", предметом которого являлось предоставление наймодателем нанимателю жилой площади в размере"данные изъяты" кв.м. ("данные изъяты" койко-мест) для проживания в общежитие коечного типа по адресу:"адрес". Срок действия данного договора был установлен доДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленным квитанциям и счетам, имеющимся в материалах дела, истица регулярно производит оплату занимаемого ею спорного жилого помещения.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 2 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Как следует из представленных суду материалов, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко, расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО "НПО Энергомаш".
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской областиN отДД.ММ.ГГГГ построенному по типовому проекту"данные изъяты" этажному блочному зданию (стр."адрес") на"данные изъяты" койко-мест, расположенному по адресу:"адрес", принятому в эксплуатацию государственной комиссиейДД.ММ.ГГГГ, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на"данные изъяты" мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России отДД.ММ.ГГГГN общежитие было оставлено на балансе ОАО "НПО Энергомаш" для совместного использования с местной администрацией.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области отДД.ММ.ГГГГN "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", здание общежития, расположенного по адресу:"адрес" было принято в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", что подтверждается актом приема-передачи имущества отДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Главы г.о. Химки Московской областиN отДД.ММ.ГГГГ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу:"адрес", приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО "НПО "Энергомаш им. академика В.П. Глушко".
Постановлением Главы г.о. Химки Московской областиN отДД.ММ.ГГГГ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области отДД.ММ.ГГГГN внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: "Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО "НПО "Энергомаш им. Академика В.П. Глушко" согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу:"адрес", сДД.ММ.ГГГГ
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской областиДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что"данные изъяты"-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью"данные изъяты" кв.м., расположенное по адресу:"адрес", принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения отДД.ММ.ГГГГN и акта приема-передачи отДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с нимДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации заN.
Указом Президента РФ от 10.01.93 г. N8 "Об использовании объектов социально-кулътурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий" было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
Согласно плану приватизации "Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко", утвержденному распоряжением Мингосимущества России отДД.ММ.ГГГГN объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. N235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ? " было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России отДД.ММ.ГГГГN о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО "НПО Энергомаш", общежитие по адресу:"адрес" вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России отДД.ММ.ГГГГN общежитие было оставлено на балансе ОАО "НПО Энергомаш" для совместного использования с местной администрацией.
Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты? организации местного самоуправления в Российской Федерации" N122-ФЗ от 22.08.2004 г.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ N8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ N 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ N 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч. 11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимущества РФN отДД.ММ.ГГГГ указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).
Как установлено в ходе судебного разбирательства,ДД.ММ.ГГГГ Буравцова Н.А. обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой передать ей в собственность в порядке приватизации жилое помещение площадью"данные изъяты" кв.м. по адресу:"адрес", однако письмом отДД.ММ.ГГГГN Первый заместитель Главы Администрации г.о.Химки МОФИО отказал истице в удовлетворении ее просьбы, указав, что в соответствии с ЖК РФ, Положением "О муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г.о. Химки", утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки отДД.ММ.ГГГГN: жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории г.о. Химки, на период работы для временного проживания из расчета не менее 6кв.м. жилой площади на 1 человека с заключением договора найма жилого помещения в общежитии; жилые помещения в общежитиях не могут быть приобретены гражданами в собственность.
Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает истица представляет собой жилое помещение, состоящее из одной комнаты площадью"данные изъяты" кв.м. в квартире"адрес", что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.
Довод Ответчика о том, что в квартире отсутствует кухня, и здание находится в значительном отдалении (через магистраль"адрес" М-10) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ, в связи с чем, следует отказать в удовлетворении иска, суд отклоняет как необоснованный, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного конкретного спора.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истицей, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Истица была вселена в спорное жилое помещение на основании договоров найма жилого помещения в общежитии, фактически проживала в нем, что подтверждается представленными Истицей доказательствами, оплачивала указанное жилое помещение.
Спорное жилое помещение относится в жилищному фонду социального использования.
Удовлетворяя требования истицы, суд исходит из того, что у истицы возникли правоотношения с Администрацией г.о. Химки, которая является собственником жилого зданияN, регулируемые нормами о договоре социального найма.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статья 2 упомянутого выше Закона предусматривает, что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. .. приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", а именно: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передай жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
При этом, Конституционный суд РФ Постановлением от 15.06.2006 г. N 6-П признал не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (часть 2), положение части первой ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. "О приватизации жилищного фонда в РФ" (в редакции ст. 12 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Согласно ст. 8 упомянутого Закона, решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
Как было установлено судом, в приватизации спорного жилого помещения истице было отказано.
Как установлено, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 г. N 6- П, установив в ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.
Между тем, единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально- юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Судом установлено, что правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования истица не пользовалась, что подтверждается имеющимися в деле документами.
Оценивая представленные по делу доказательства каждое в отдельности и в совокупности, принимая во внимание, что спор возник по поводу квартиры, переданной истице в соответствии с договором найма, несмотря на то, что договор социального найма заключен не был, однако правоотношения возникли из договора социального найма, суд считает, что отказ Ответчика в передаче помещения Буравцовой Н.А. в собственность не может служить основанием к ограничению жилищных прав истицы, в том числе и права последней на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РФ", (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е III И Л:
Исковые требования БуравцовойН.А. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права собственности на жилое помещение, 3-е лицо - ОАО "НПО Энергомаш", - удовлетворить.
Признать за БуравцовойН.А. право собственности на однокомнатную квартируN, общей площадью"данные изъяты" кв.м., жилой площадью"данные изъяты" кв.м., в"адрес".
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.