Решение Химкинского городского суда Московской области от 10 августа 2011 г.
(Извлечение)
Дело N
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2011 года г.Химки, МО
Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кучинского Е.Н. при секретаре Кистайкиной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Химкинского городского прокурора Московской области в интересах Степанова В.К. к Администрации городского округа Химки Московской области, с участием третьего лица: ОАО "ЦНИИМЭ" об обязании Администрацию городского округа Химки Московской области заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Химкинский городской прокурор Московской области в интересах Степанова В.К. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области об обязании Администрацию городского округа Химки Московской области заключить договор социального найма.
В обоснование заявленного требования Химкинский городской прокурор сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ в Химкинскую городскую прокуратуру поступило заявление Степанова В.К. о нарушении жилищных прав.
Степанов В.К. работал "данные изъяты" отдела проектных работ СКБ ЦЦИИМЭ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего был переведен в эксплуатационно-хозяйственное управление ОАО "ЦНИИМЭ" на должность "данные изъяты".
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Степанов В.К. был уволен из ОАО "ЦНИИМЭ" по ст. 80 ТК РФ по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.
По сообщению ОАО "ЦНИИМЭ" с учетом того, что Степанов В.К. работал в ЦНИИМЭ более "данные изъяты" лет, являлся "данные изъяты" института, руководство ОАО "ЦНИИМЭ" в ДД.ММ.ГГГГ предоставило Степанову В.К. комнату в общежитии ЦНИИМЭ по адресу: "адрес" сначала по договору о временном проживании, а затем на основании постоянной регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Степанов В.К. ответственно исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, что подтверждается квитанциями об оплате за наем и коммунальные услуги и справкой ОАО "ЦЦИИМЭ" об отсутствии задолженности. В соответствии с указанными счетами за проживание Степанов В.К. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в комнате N "адрес"
Кроме того, Степанов В.К. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".Строительство здания, расположенного по адресу: "адрес" осуществлялось Государственным предприятием ЦНИИМЭ Всероссийского научно-производственного объединения лесной промышленности (ВНПОлеспром). Главным архитектурно-планировочным управлением "адрес" ЦНИИМЭ выдано разрешительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ N, Управлением госархстройконтроля "адрес" ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по приемке здания в эксплуатацию. Согласно приказу Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N в целях создания нормальных жилищно-бытовых условий аспирантам очного и заочного обучения, молодым специалистам и командированным из других предприятий и организаций, во вновь выстроенном здании, расположенном по вышеуказанному адресу организована гостиница-общежитие на "данные изъяты" койко-мест. Приказом Министерства. тесной и деревообрабатывающей промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с "Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям", утвержденным постановлением Госкомцен СССР от ДД.ММ.ГГГГ N гостинице-обшежитию ЦНИИМЭ присвоен "данные изъяты".
Решением Исполкома Химкинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N зданию N по "адрес" присвоен статус общежития для молодых семей.
В соответствии с решением Мособлкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден план приватизации ЦНИИМЭ, при которой здание общежития в уставный капитал ОАО "ЦНИИМЭ" правомерно не вошло. Вместе с тем начиная с момента, ввода указанного здания в эксплуатацию использование по назначению, ремонтные работы, оплату коммунальных услуг осуществлял балансодержатель: до приватизации ГП ЦНИИМЭ ВНПОлеспром а, за ем его правопреемник ОАО "ЦНИИМЭ".
Во исполнение распоряжений Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 06.03.2007 г. N 165 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области" и от 25.12.2009 г N01 "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 06.03.2007 г. N 165 и в акте приема-передачи имущества от 13.03.2007 г." администрацией г.о. Химки МО издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N о приемке в муниципальную собственность г.о. Химки МО от ОАО "ЦНИИМЭ" здания, расположенного по адресу: "адрес", в связи с чем указанное здание по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передано в муниципальную собственность.01.03.2011 Администрацией городского округа Химки Московской области отказано Степанову В.К. в заключении договора социального найма жилого помещения.
Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В ст. 7 Федерального закона от 29.12.04г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, общежитие по адресу: "адрес", которое принадлежало ОАО "ЦНИИМЭ" и было передано в ведение органов местного самоуправления городского округа Химки Московской области, утратило статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Согласно акту проверки жилищных условий Степанова В.К. нумерация комнаты, исходя из номера присвоенного ранее администрацией ВНПОлеспром, фактически соответствует комнате N "адрес" по плану БТИ, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с техническим паспортом здания по адресу: "адрес", составленному ТУП МО "МОБТИ" г.о. Химки, размер комнаты N ( N), занимаемой Степановым В.К. в данном общежитии составляет "данные изъяты" кв. м.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защит) прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Вышеуказанные ограничения не распространяются на заявления прокурора, основанием для которых является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Прокурор просит суд обязать Администрацию городского округа Химки Московской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу заключить со Степановым В.К. договор социального найма жилого помещения на занимаемую им жилую площадь в размере "данные изъяты" кв. м по адресу: "адрес".
Представитель ответчика Администрации г.о.Химки в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом повесткой.
Представитель третьего лица ОАО "ЦНИИМЭ" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом
Выслушав пояснения прокурора и Степанова В.К., изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Степанов В.К. работал главным конструктором проекта отдела проектных работ СКБ ЦЦИИМЭ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего был переведен в эксплуатационно-хозяйственное управление ОАО "ЦНИИМЭ" на должность слесаря ремонтника.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Степанов В.К. был уволен из ОАО "ЦНИИМЭ" по ст. 80 ТК РФ по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.
Из документов следует ОАО "ЦНИИМЭ" с учетом того, что Степанов В.К. работал в ЦНИИМЭ более "данные изъяты" лет, являлся "данные изъяты", руководство ОАО "ЦНИИМЭ" в ДД.ММ.ГГГГ. предоставило Степанову В.К. комнату в общежитии ЦНИИМЭ по адресу: "адрес" сначала по договору о временном проживании, а затем на основании постоянной регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Степанов В.К. оплачивает коммунальные платежи, что подтверждается квитанциями об оплате за наем и коммунальные услуги и справкой ОАО "ЦЦИИМЭ" об отсутствии задолженности. В соответствии с указанными счетами за проживание Степанов В.К. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в комнате N "адрес" г.о. Химки МО.
Кроме того, Степанов В.К. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Строительство здания, расположенного по адресу: "адрес" осуществлялось Государственным предприятием ЦНИИМЭ Всероссийского научно-производственного объединения лесной промышленности (ВНПОлеспром). Главным архитектурно-планировочным управлением г. Москвы ЦНИИМЭ выдано разрешительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ N Управлением госархстройконтроля г. Москвы ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по приемке здания в эксплуатацию. Согласно приказу Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N в целях создания нормальных жилищно-бытовых условий аспирантам очного и заочного обучения, молодым специалистам и командированным из других предприятий и организаций, во вновь выстроенном здании, расположенном по вышеуказанному адресу организована гостиница-общежитие на "данные изъяты" койко-мест. Приказом Министерства. тесной и деревообрабатывающей промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с "Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям", утвержденным постановлением Госкомцен СССР от ДД.ММ.ГГГГ N гостинице-обшежитию ЦНИИМЭ присвоен "данные изъяты".
Решением Исполкома Химкинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N зданию N по "адрес" присвоен статус общежития для молодых семей.
В соответствии с решением Мособлкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден план приватизации ЦНИИМЭ, при которой здание общежития в уставный капитал ОАО "ЦНИИМЭ" правомерно не вошло. Вместе с тем начиная с момента, ввода указанного здания в эксплуатацию использование по назначению, ремонтные работы, оплату коммунальных услуг осуществлял балансодержатель: до приватизации ГП ЦНИИМЭ ВНПОлеспром а, за ем его правопреемник ОАО "ЦНИИМЭ".
Во исполнение распоряжений Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области" и от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и в акте приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ" администрацией г.о. Химки МО издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N о приемке в муниципальную собственность г.о. Химки МО от ОАО ""ЦНИИМЭ"" здания, расположенного по адресу: МО, г.о. Химки, "адрес", в связи с чем указанное здание по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передано в муниципальную собственность. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Химки Московской области отказано Степанову В.К. в заключении договора социального найма жилого помещения.
Суд считает, что отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В ст. 7 Федерального закона от 29.12.04 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, общежитие по адресу: "адрес", которое принадлежало ОАО "ЦНИИМЭ" и было передано в ведение органов местного самоуправления городского округа Химки Московской области, утратило статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Согласно акту проверки жилищных условий Степанова В.К. нумерация комнаты, исходя из номера присвоенного ранее администрацией ВНПОлеспром, фактически соответствует комнате N "адрес" по плану БТИ, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с техническим паспортом здания по адресу: МО, г.о. Химки, "адрес", составленному ТУП МО "МОБТИ" г.о. Химки, размер комнаты N ( N), занимаемой Степановым В.К. в данном общежитии составляет "данные изъяты" кв. м.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Указом Президента РФ от 10.01.93г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий" было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
Постановлением правительства РФ от 07.03.95 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения..." было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации" N122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, Определение КС РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, Определение КС РФ N от ДД.ММ.ГГГГ), отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч.11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимущества РФ N 473 от 14 мая 2007 года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что Ибрагимовы имеют право на заключение, с ними договора социального найма жилого помещения.
Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты жилого дома, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ" в таком жилом помещении, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение, и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателями.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).
Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 г. N 4-П "ст.7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилым помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истцами, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона.
Как уже указывалось выше в настоящем решении, в данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При таких данных указанные выше аргументы отказа в заключении договора социального найма жилого помещения не могут служить основанием к ограничению жилищных прав Ибрагимовых.
Ответчик не представил в суд никаких доказательств, подтверждающих факт непроживания Степанова В.К. в спорном жилом помещении, а имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт проживания Степанова В.К. в спорном жилом помещении.
Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. N5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Согласно Постановлению Конституционного суда от 02.02.1998 г. N4-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Химкинского городского прокурора Московской области в интересах Степанова В.К, к Администрации городского округа Химки Московской области об обязании Администрацию городского округа Химки Московской области заключить договор социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу заключить со Степановым В.К. договор социального найма жилого помещения на занимаемую им жилую площадь в размере "данные изъяты" кв. м по адресу: "адрес", ком. "данные изъяты" (по техническому паспорту БТИ комната N), на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Кучинский Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.