Решение Химкинского городского суда Московской области от 21 июля 2011 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Братилевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Доманиной Г.П. к Администрации г.о. Химки Московской области, третьему лицу - ОАО "НПО Энергомаш", о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск Доманиной Г.П. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации -
удовлетворить.
Признать за Доманиной Г.П., /дата/ рождения, уроженкой "адрес" право собственности на жилое помещение - комнату общей площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес", расположенной по адресу: "адрес", в порядке приватизации (бесплатно).
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Тягай
Дело /номер/
Решение
Именем Российской Федерации
21 июля 2011 года г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Братилевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Доманиной Г.П. к Администрации г.о. Химки Московской области, третьему лицу - ОАО "НПО Энергомаш", о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Доманина Г.П. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Химки, о признании права собственности в порядке приватизации (бесплатно) на жилое помещение - комнату общей площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес", расположенной по адресу: "адрес", обосновывая тем, что с /дата/ г. она проживает в данном общежитии в спорном жилом помещении, ранее - с /дата/ г. проживала в указанном общежитии в другой комнате, предоставленной ей как работнику "данные изъяты" на основании ордера /номер/ от /дата/, зарегистрирована по месту жительства. В /дата/ Истица обратилась в Администрацию г.о. Химки Московской области с заявлением о приватизации, однако ей было отказано в связи с наличием у дома статуса общежития, который в силу законодательства является незаконным, т.к. здание "адрес" принято в муниципальную собственность, а заключенный с Истицей договор найма жилого помещения в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения, отношения по проживанию Доманиной Г.П. регулируются нормами о договоре социального найма, а занимаемое ею жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду социального использования, в связи с тем, что статус вышеуказанного жилого дома, как общежития, прекращен прямым указанием закона, таким образом, отношения по проживанию Истицы регулируются нормами о договоре социального найма, поэтому она вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
В судебном заседании Истица Доманина Г.П. поддержала заявленные требования, по изложенным в иске основаниям, а также пояснив, что в ст.7 ФЗ-189 распространены отношения социального найма, на граждан проживавших в общежитии, которое в дальнейшем перешло в муниципальную собственность, поэтому в силу ст.ст.2,11 федерального закона о приватизации жилищного фонда Истица имеет право на приватизацию жилого помещения. Истица проживает и зарегистрирована в спорном жилом помещении. Квартплату Доманина Г.П. оплачивает регулярно. Просила суд иск удовлетворить.
Представитель Ответчика - Администрации г..о. Химки Московской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с п. 1 Решения Химкинского городского Совета народных депутатов от /дата/ /номер/ "введенному КБ Энергомаш строительному объекту /номер/ по адресу: "адрес" присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на "данные изъяты" мест". Таким образом, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П. Глушко было закреплено за ОАО "НПО Энергомаш" как объект федерального имущества. Согласно плану приватизации НПО Энергетического машиностроения им. Академика В.П. Глушко, утвержденному распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 11.02.1998 года здание общежития по адресу: "адрес" вошло в перечень имущества, не подлежащего приватизации. Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.1998 г..N 608-р здание общежития было оставлено на балансе ОАО "НПО Энергомаш" для совместного использования с местной администрацией в качестве общежития. Впоследствии, 22.11.2007 г..во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 14.05.2007 г..N 473 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", был утвержден Акт приема-передачи имущества, составляющего казну РФ, передаваемого в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", в соответствии с которым здание общежития, расположенного по адресу: "адрес" было передано в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области".
Однако, вышеуказанное здание стало принадлежать органу местного самоуправления в силу прямого указания закона ранее, а именно с 01 марта 2005 года (с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ), независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Более того, после вступления в силу Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус Здания как общежития был утрачен в силу закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Данная позиция подтверждена Определением ВС РФ от 23.06.2009 г. N 2-В09-1, Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09 июня 2009 г..N 5-В09-22. С гражданами, которые не обеспечены жильем в соответствующем населенном пункте, на период их работы, службы или учебы заключается договор найма жилого помещения в общежитии, который по своей сущности является договором найма специализированного жилого помещения (ст.ст. 94, 99, 100 - 105 ЖК РФ). В соответствии со статьями 99, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения (общежития) предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Единственным основанием для вселения в общежитие по действовавшему до 01.03.2005 г..жилищному законодательству, являлся Ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии (ст. 109 ЖК РСФСР и ст. 10 Примерного положения об общежитиях от 11.08.1998 г..N 328). Данная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда от 02.07.2009 г,. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ".
Договоры найма жилого помещения в общежитии, заключенные между истцом и ОАО "НПО "Энергомаш" по своей сущности являются договорами найма специализированного жилого помещения (заключены в связи с трудовыми отношениями истца, носят временный характер проживания, прекращают свое действие в связи с прекращением трудового договора нанимателя и др.). Ввиду утраты Заданием статуса общежития, начиная с 22.11.2007 г..жилые помещения в Здании могли предоставляться только в порядке улучшения жилищных условий по договору социального найма, следовательно как жилые помещения специализированного жилищного фонда гражданам предоставляться не могли. В связи с тем, что Здание было передано в ведение органа местного самоуправления, ОАО "НПО Энергомаш" начиная с 22.11.2007 г..утратило право по предоставлению расположенных в нем помещений. Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г..N 189-ФЗ "к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые, находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма". Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 4 от 11 апреля 2011 г..ст. 7 Вводного закона распространяется лишь в отношении граждан, которым жилые помещения были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) и проживающих в таких жилых помещениях.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлении от 11.04.2011 г..N 4 и Определении от 03.07.2007 г..N 425-О-О, введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. В связи с отсутствием ордера на право занятия жилой площади в спорном жилом помещении ( "данные изъяты"), в связи с тем, что в период с 29.06.1998 года по 22.11.2007 года совместного решения между органом местного самоуправления и ОАО "НПО Энергомаш", а также с 22.11.2007 года решения органа местного самоуправления о предоставлении истцу спорного жилого помещения для проживания не принималось, можно сделать вывод, что основания для законного вселения и проживания истца в спорном жилом помещении отсутствовали. Следовательно, положения ст. 7 Вводного закона в данном случае применяться не могут, в связи с отсутствием доказательств законности вселения истца в спорное жилое помещение. Следовательно, в связи с тем, что Доманина Г.П. никогда, в том числе на дату передачи в муниципальную собственность Здания, не являлась работником ОАО "НПО Энергомаш", положения ст. 7 Вводного закона в данном случае применяться также не могут, и отношения по проживанию истца в спорном жилом помещении не могут регулироваться нормами договора социального найма. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает на каких-либо иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе в общежитии.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" сама по себе регистрация по месту жительства никаких жилищных прав не порождает. Исходя из Постановления Конституционного Суда РФ N 3-П от 25.04.1995 регистрация или отсутствие таковой могут рассматриваться лишь как одно из доказательств наличия или отсутствия права пользования жилым помещением. При таких обстоятельствах регистрация истца в спорном жилом помещении сама по себе жилищных прав для него не порождает. Более того, истцом не представлено доказательств регулярной оплаты жилищно-коммунальных услуг, несения других расходов по содержанию спорного жилого помещения. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обстоятельства, порождающие в соответствии со ст. 10 ЖК РФ возникновение у истца права пользования спорным жилым помещением отсутствуют. В связи с тем, что статус Здания как общежития был утрачен, жилые помещения в Здании могли предоставляться только в порядке улучшения жилищных условий по договору социального найма. В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по правилам раздела III ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний и пр.).
Доказательств того, что наступили условия, предусматривающие право истца на предоставление ей жилых помещений по договору социального найма (признанна органом местного самоуправления нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подошла очередь, решение органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и др.), в том числе вне очереди, предоставлено также не было. В связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие наступление условий, предусматривающих в соответствии с разделом III ЖК РФ право истца на предоставление ей жилых помещений по договору социального найма (в том числе вне очереди) отношения по проживанию истца в спорном жилом помещении не могут регулироваться нормами договора социального найма. Согласно сведениям, содержащимся в выданном БТИ техническом паспорте здания (строения), жилые помещения в здании по адресу: "адрес" не являются квартирами. Спорная жилая площадь, является структурно обособленным помещением, в котором отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а именно отсутствует кухня, ванная и туалет отнесены к подсобным помещениям. Более того, вышеуказанное здание находится в значительном отдалении (через магистраль "адрес" от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Из приведенного выше следует, что жилые помещения, расположенные в Здании не соответствуют приведенным требованиям, установленным действующим законодательством, относящимся как к комнате так и к квартире. Просила суд полностью отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо - представитель ОАО "НПО "Энергомаш" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем письменно отзыве указал, что ОАО "НПО Энергомаш" рассмотрело документы, представленные истицей в качестве обоснования вышеуказанного требования, и считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко, расположенное по адресу: "адрес" входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО "НПО Энергомаш". Указом Президента РФ от 10.01.93 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурно и бытового назначения приватизируемых предприятий" было предусмотрено: при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда. Согласно плану приватизации научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко, утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.98 г. N 132-р объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации. Постановлением правительства РФ от 07.03.95 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения..." было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 вышеназванного Указа, подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом утверждение плана приватизации являлось решением о передаче объектов в соответствующую собственность. Между тем, в соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02 г. N 4411-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО "НПО Энергомаш", общежитие по адресу: "адрес" вошло в перечень имущества остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. N 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО "НПО Энергомаш" для совместного использования с местной администрацией. Тем не менее, общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность. Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в рамках ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты.... организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 122-ФЗ от 22.08.2004 года. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ N 8-П от 30.06.2006, Определение КС РФ N 542-О от 07.12.2006 года, Определение КС РФ N 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. При этом изначально предполагается обязательное волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу и согласованные действия между органами местного самоуправления и федеральными органами государственной власти. В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом1 органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями). Решение по вопросу передачи общежития в муниципальную собственность было принято Росимуществом РФ в распоряжении N 473 от 14 мая 2007 года, в котором конкретная дата перехода права собственности на общежитие не указана. Постановление Главы г.о. Химки N 1324 от 21.10.08 г. и Постановление Главы г.о. Химки N 328 от 31.03.09 г. содержат указание на дату, согласно которой здание общежития по принято в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области с 01.04.2009 г. Статьями 6, 7 действующего Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В определении от 30.07.07 г. N 425-О Конституционный суд РФ указал, что введение в действующее законодательство ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было обусловлено защитой прав тех граждан, которые после передачи органам местного управления общежитий оказались пользователями жилой площади принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Распространение законодателем на указанные жилые помещения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления. Причем, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, отношения между проживающими и наймодателем подпадают под действие норм о социальном найме, а значит нормы о найме жилого помещения в общежитии к данным отношениям не применяются. Учитывая, что истицей представлены доказательства правомерного проживания в вышеуказанном помещении, представитель третьего лица считал, что требования Доманиной Г.П. подлежат удовлетворению.
Дело с учетом мнения участников процесса рассмотрено в отсутствие третьего лица - представителя ОАО "НПО "Энергомаш" в порядке п.5 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФправосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерациикаждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФкаждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области N 357/6 от 24.03.1987 г. построенному по типовому проекту "данные изъяты", расположенному по адресу: "адрес", принятому в эксплуатацию государственной комиссией /дата/, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на "данные изъяты" мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. N 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО "НПО Энергомаш" для совместного использования с местной администрацией.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02 г. N 4411-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО "НПО Энергомаш", общежитие по адресу: "адрес" вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности.
22.11.2007 г. во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 14.05.2007 г. N 473 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", здание общежития, расположенного по адресу: "адрес" было принято в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", что подтверждается актом приема-передачи имущества от 22.11.2007 г.
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области N 1324 от 21.10.2008 г. здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: "адрес" приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО "НПО "Энергомаш им. Академика В.П. Глушко".
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области N 328 от 31.03.2009 г. в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от 21.10.2008 г. N 1324 внесены изменения, а именно п.1.1 следует читать в следующей редакции: "Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО "НПО "Энергомаш им. Академика В.П. Глушко" согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: "адрес", с 01.04.2009 г.
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области 13.10.2009 г. подтверждается, что "данные изъяты" здание с жилым назначением общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенное по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /дата/ /номер/ и акта приема-передачи от /дата/, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.10.2009 г. сделана запись регистрации за /номер/.
Как усматривается из материалов дела, /дата/ г. "данные изъяты" направил в адрес заместителя генерального директора предприятия "Энергомаш" письмо за /номер/, которым ходатайствовал о поселении в общежитии специалиста Доманину Г.П. - "данные изъяты".
/дата/ начальником жилищно-коммунального управления был выдан ордер /номер/ на право занятия служебной жилой площади в общежитии предприятия Энергомаш Доманиной Г.П. - "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Как указала Истица в судебном заседании, с /дата/ г. она проживает в комнате общей площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
Согласно, представленных Доманиной Г.П. платежных документов - "данные изъяты", она оплачивала проживание по спорному адресу в "адрес" /дата/ г.
Согласно выписки из домовой книги и финансовому лицевому счету от /дата/ Доманина Г.П., /дата/ рождения, постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", общежитие, с /дата/
Доманина Г.П. /дата/ обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки Московской области с просьбой предоставить ей право на приватизацию, однако письмом за /номер/ от /дата/ Администрация отказала Доманиной Г.П. в удовлетворении её просьбы, пояснив, что в соответствии с ЖК РФ, Положением "О муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г.о. Химки", утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки от 13.02.2007 г. N 104/4: жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории г.о. Химки, на период работы для временного проживания из расчета не менее 6кв.м. жилой площади на 1 человека с заключением договора найма жилого помещения в общежитии; жилые помещения в общежитиях не могут быть приобретены гражданами в собственность.
Из технического паспорта здания (строения), расположенного по адресу: "адрес", усматривается, что помещение, в котором проживает Истица, представляет собой "данные изъяты" "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м.
Судом установлено, что решение по вопросу передачи общежития в муниципальную собственность было принято Росимуществом РФ в распоряжении N 473 от 14.05.2007 г., в котором конкретная дата перехода права собственности на общежитие не указана. Вместе с тем, из содержания п.п.3, 6 данного документа усматривается, что моментом возникновения права собственности муниципального образования "Городской округ Химки Московской области" следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями), т.е. дату его утверждения этим органом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилогопомещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищногофонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имениуполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местногосамоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другойстороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование дляпроживания в нем на условиях, установленных законом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает Истица представляет собой "данные изъяты" имеющую все коммунальные удобства, что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.
Истица была вселены в спорное жилое помещение, фактически проживает в нем, что подтверждается представленными Истицей доказательствами, оплачивала указанное жилое помещение, с /дата/ зарегистрирована в нем постоянно.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое Истицей и "данные изъяты" находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона, а доводы Ответчика о том, что помещение находится в общежитии, поэтому приватизации не подлежит, суд находит несостоятельными по вышеуказанным основаниям.
Ст.40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с положениями ст. 7 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 г. N4-П, граждане, проживающие в жилых помещениях, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации конституционного права на жилище. Государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие ЖК РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение.
Спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования.
Таким образом, у Истицы возникли правоотношения с Администрацией г.о. Химки, которая является собственником жилого здания /номер/, регулируемые нормами о договоре социального найма.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статья 2 упомянутого выше Закона предусматривает,
что граждане, занимающие
жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. .. приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", а именно: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Однако при этом Конституционный суд РФ Постановлением от 15.06.2006 г. N 6-П признал не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (часть 2), положение части первой ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. "О приватизации жилищного фонда в РФ" (в редакции ст. 12 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Согласно ст. 8 упомянутого Закона, решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
Как было установлено судом, в приватизации спорного жилого помещения Истице было отказано.
Как установлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 г. N 6-П, установив в ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.
Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Судом установлено, что правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, Истица не пользовалась, что подтверждается сообщением об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имуществе и сделок с ним из Управления Федераьной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за /номер/ от /дата/, выпиской из материалов архива Химкинского филиала ГУП МО МОБТИ от /дата/
Оценивая представленные по делу доказательства каждое в отдельности и в совокупности, принимая во внимание, что спор возник по поводу квартиры, переданной Истице наймодателем в соответствии с договором найма, не смотря на то, что договор социального найма заключен не был, однако правоотношения возникли из договора социального найма, суд считает, что отказ Ответчика в передаче помещения, не может служить основанием к ограничению жилищных прав Истицы, в т.ч. и права последней на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность.
Кроме того, в соответствии сразъяснениями Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РФ", (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, накоторые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. N5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" предусмотрено, чторажданин Российской Федерации, изменившийместо жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.Орган регистрационного
учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Согласно Постановлению Конституционного суда от 02.02.1998 г. N4-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования Доманиной Г.П. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск Доманиной Г.П. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации -
удовлетворить.
Признать за Доманиной Г.П., /дата/ рождения, уроженкой "адрес", право собственности на жилое помещение - "данные изъяты" в "адрес", расположенной по адресу: "адрес", в порядке приватизации (бесплатно).
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Тягай
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2011 г.
Судья Н.Н. Тягай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.