Дело 2-600/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2012 года г.о. Химки
Химкинский городской Федеральный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Чибисовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Химкинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Грачевой З.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма,
Третьи лица: ОАО "НПО Энергомаш", Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области в г. Химки,
УСТАНОВИЛ:
Грачева З.В., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований истец положила то обстоятельство, что Грачева З.В. работает на предприятии ОАО "НПО Энергомаш" с 1986 года. Проживает в общежитии с 1988 года по адресу: "адрес". В 2000 году она взяла под опеку свою племянницу и была переселена в 2003 году в "адрес". Она является очередником Администрации с 1998 года с первоочередным правом (ребенок- инвалид). ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г.о. Химки с просьбой о заключении договора социального найма, однако получила отказ. Данные действия считает незаконными, нарушающими ее права.
Истец Грачева З.В. в судебное заседание явилась исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа Химки в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, суду пояснила, что в соответствии с решением Химкинского городского Совета народных депутатов "О присвоении статуса общежития для молодых семей и одиноких специалистов корпусу N 1 в г Химки, возведенному "Энергомашем", присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест. В соответствии с действующим до 2005 г. жилищным законодательством порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Основанием для вселения в общежитие по действующему до 01.03.2005 г. жилищному законодательству являлся ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии. Вышеуказанная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда от 02.07.2009 г, N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ". Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.11.2004 г. N122-ФЗ право собственности муниципального образования "Городской округ Химки, Московской области" на общежитие, расположенное по адресу: "адрес", возникло с момента утверждения Акта приема-передачи от 22.11.2007 г. Однако общежитие по адресу: "адрес" - является муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона, а именно с 01 марта 2005 года, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Данная позиция подтверждена Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09 июня 2009 г. N5-В09-22. Согласно техническому паспорту здания (строения), выданному БТИ, жилые помещения по вышеуказанному адресу не являются квартирами. Квартира в жилом помещении, на которое претендует истец, отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а именно: отсутствует кухня. Более того, ванная и туалет отнесены к подсобным помещениям. Из приведенного выше следует, что жилые помещения данного общежития не соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством, относящимся как к комнате, так и к квартире. Здание общежития находится в значительном отдалении (через магистраль Ленинградское шоссе М-10) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. На сегодняшний день право владения спорным жилым помещением истец не имеет. Учитывая изложенное, Администрация г.о. Химки просит в иске отказать.
Представитель 3-его лица ОАО "НПО Энергомаш" в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.
Представитель 3-его лица Управление опеки и попечительства г.о. Химки Шеманская О.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, оценив все в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области N 357/6 от 24.03.1987 г. зданию по указанному адресу был присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов КБ "Энергомаш".
Распоряжением Мингосимущества России от 11.02.1998 г. была разрешена приватизация НПО энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко.
Предметом спора является "адрес" площадью "данные изъяты" расположенная по адресу: "адрес".
Согласно постановлению от 01.09.2011 г. N1226 Администрации г.о. Химки за несовершеннолетней ФИО сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес".
Выпиской из домовой книги подтверждается, что по адресу: г "адрес" - зарегистрированы: Грачева З.В. с ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя ФИО с ДД.ММ.ГГГГ
На основании выписки из перечня лиц, проживающих в общежитии по адресу: "адрес" установлено, что в квартире N зарегистрированы Грачева З.В. постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО постоянно с ДД.ММ.ГГГГ
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Грачева З.В. и ФИО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ занимали квартиру под N, состоящую из двух жилых комнат, площадью "данные изъяты"
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО, с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и на неё распространяются социальные гарантии, предусмотренные ст. 148, 149 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из свидетельства о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что матерью ФИО является ФИО
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО лишена родительских прав в отношении ФИО
В материалах дела также имеются сообщения из Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, согласно которым Грачева З.В. и ФИО не имеют собственности на территории Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Химки Московской области отказано Грачевой З.В. в заключении договора социального найма жилого помещения.
Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В судебном заседании достоверно и объективно установлено, что истица с опекаемой проживают по адресу: "адрес", оплачивают коммунальные платежи, из чего вытекает, что они осуществляют пользование данным жилым помещением.
Факт проживания истцом в вышеуказанной квартире подтверждается справками об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, постановлением о предоставлении жилплощади и квитанциями об оплате коммунальных платежей, и не оспаривается ответчиком. Кроме этого, Грачева З.В. и ФИО зарегистрированы по спорному адресу.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Ч.1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Ввиду того, что Грачева З.В. и ФИО вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, фактически проживают там, оплачивают коммунальные платежи, Грачёва З.В. работает на территории г.о. Химки, обе зарегистрированы по спорному адресу, суд признает за Грачевой З.В. и ФИО право пользования спорным жилым помещением.
22.11.2007, во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 14.05.07 N 473 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", здание общежития, расположенного по адресу: "адрес", было принято в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о. Химки МО получила в УФРС по МО свидетельство о государственной регистрации права собственности на "адрес", в котором указано, что объектом права является жилое здание.
Таким образом, общежитие по адресу: "адрес", которое принадлежало ОАО "НПО Энергомаш" и было передано в ведение органов местного самоуправления городского округа Химки Московской области, утратило статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, без каких-либо ограничений.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В связи с принятием здания жилого "адрес" в муниципальную собственность заключенный договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения.
Постановлением главы городского округа Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N) жилой "адрес" принят в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшимся в качестве общежитий, и переданными в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, заявленные в основании иска.
Поскольку предоставленное истцу жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию и использовашемся в качестве общежития, и переданном в ведение органов местного самоуправления, суд признает, что отношения по проживанию регулируется нормами о договоре социального найма, а жилое помещение истцов в силу п. 1 ч.3 ст. 19 ЖК РФ относится к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г. прямо устанавливает, что договор социального найма является заключенным по самому факту пользования жилым помещением, не требует облечения его в письменную форму и не зависит от наличия таковой.
В связи с тем, что статус названного жилого дома как общежития прекращен прямым указанием закона, не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда.
Это прямо следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 г.", утвержденного постановлением президиума Верховного суда РФ от 07.06 и 14.06.2006 г., вопрос 20 ("Бюллетень Верховного суда РФ". 2006 г. N9), а именно: "? отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов".
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (изложенной в определении от 03.07.2007 г. N425-0-0, "...введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N89-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждения), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и заимодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и. соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Распространение законодателем, в полномочия которого входит определение действия закона по кругу лиц, на указанные жилые помещения действия норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органами местного самоуправления...".
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что в соответствии со ст. ст. 60, 61, 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, которое занимает истец и несовершеннолетняя, представляет собой жилое помещение, состоящее из "адрес" что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.
При этом передача жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную не должна приводить к ущемлению прав нанимателей жилых помещений.
К отношениям с жильем в бывших общежитиях должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Это не только гарантирует сохранность жилого фонда, но и дает гражданам возможность приватизации жилья.
При передаче собственности меняется правовой статус жилого помещения. КС указал, что изменение правового статуса - это и есть преобразование договора найма жилого помещения в договор социального найма. При этом моментом изменения правового статуса является передача общежития в ведение органов местного самоуправления, а не день введения в действие Жилищного кодекса РФ.
КС подчеркнул, что работники приватизированных предприятий, получившие жилье как до 1 марта 2005, так и после, представляют собой одну и ту же категорию субъектов жилищных отношений. Отнесение работников, получивших жилье после 1 марта 2005 года, к отдельной, с точки зрения правового статуса, группе, нарушает конституционный принцип равенства. А это, в свою очередь, влечет недопустимое ограничение конституционного права этих граждан на жилище.
Таким образом, Конституционный Суд признал неконституционными положения статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", не допускающие заключение договора социального найма с проживающими в бывших ведомственных общежитиях после введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истцами, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовавшемся в качестве общежития, и переданном в ведение Администрации г.о. Химки Московской области. В связи с этим статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Истец была вселена в спорное жилое помещение, фактически проживала в нем с 1988 года, что подтверждается представленными Истцом доказательствами, установила опеку над ФИО, оплачивала проживание и коммунальные услуги, обеспечивала сохранность жилого помещения и поддерживала его в надлежащем состоянии, то есть добросовестно исполняла обязанности, вытекающие из договоров социального найма жилого помещения.
Спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования.
Ст. 63 ЖК РФ устанавливает, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При таких данных суд считает заявленные истцом требования обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N315 от 21.05.2005 г., так как в нем содержатся все необходимые условия.
В нарушение требований п. 1 ст. 56 ГПК РФ администрацией г.о. Химки Московской области не представлено суду надлежащих и бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность возражений на исковые требования.
Доводы ответчика о том, что спорное помещение не отвечает признакам жилого, поскольку в нем отсутствует кухня, а также о том, что здание находится в значительном отдалении (через магистраль Ленинградское шоссе М-10) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не имеют значения для рассмотрения данного дела.
Доводы ответчика в части неоплаты истцом коммунальных платежей опровергается оплаченными квитанциями за проживание за май, июль, октябрь 2011 г., справкой об отсутствии задолженности.
Согласно Постановлению Конституционного Суда от 02.02.1998 г. N 4-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Следовательно, отказ Администрации г.о. Химки в заключении договора социального найма с Грачевой З.В. суд признает незаконным.
При изложенных обстоятельствах суд считает исковые требования Грачевой З.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грачевой З.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма удовлетворить.
Признать за Грачевой З.В. и несовершеннолетней ФИО право пользования жилым помещением -квартирой N по адресу: "адрес".
Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области заключить с Грачевой З.В. договор социального найма на квартиру по адресу: "адрес" - в соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения", указав в качестве члена семьи нанимателя опекаемую ФИО.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 07.02.2012 года.
Судья В.А. Татаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.