Решение Химкинского городского суда Московской области от 03 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи - Колмаковой И.Н.,
при секретаре - Жупановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курохтиной Т.А. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Курохтина Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Главному Управлению ПФР N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам в назначении досрочной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа (протокол N от /дата/).
Как указала истица, в ее специальный стаж не были зачтены следующие периоды ее педагогической деятельности:
- с /дата/ по /дата/, продолжительностью "данные изъяты", в должности "данные изъяты" в средней школе N "адрес",
- с /дата/ по /дата/, продолжительностью "данные изъяты", в должности "данные изъяты" в "данные изъяты" N,
- отпуск без сохранения содержания, продолжительностью "данные изъяты" (с /дата/ по /дата/ - "данные изъяты" день, с /дата/ по /дата/ - "данные изъяты").
Не согласившись с решением ответчика, истица просит суд признать решение комиссии ГУ-ГУ ПФР N5 по г. Москве и Московской области от /дата/ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; обязать ГУ-ГУ ПФР N5 по г. Москве и Московской области включить в ее специальный педагогический стаж периоды работы с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности "данные изъяты" в средней школе N "данные изъяты", с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности "данные изъяты" в Государственном образовательном учреждении Учебно-воспитательный комплекс N.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Ответчика ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области, не соглашаясь с заявленными требованиями, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Курохтиной Т.А. требования подлежат удовлетворению.
Так, по смыслу ст.27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях", право на досрочное получение пенсии по старости связывается не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
В соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Закона РФ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона РФ N 173-ФЗ, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи и правила исчисления сроков выслуги утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 Утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Кроме того, указанным Постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Таким образом, основными условиями для приобретения права на пенсию за выслугу лет по пп. 19 п. 1 ст. 27 "О трудовых пенсиях в РФ" являются: наличие выслуги определенной продолжительности в должностях и организациях, предусмотренных Списком.
Также, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1991 г. N 1067 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Из протокола N от /дата/ Заседания комиссии по рассмотрению вопрос реализации пенсионных прав граждан следует, что ответчиком не были приняты в специальный стаж истицы следующие периоды:
- работа в школе N "данные изъяты"; с /дата/ по /дата/, продолжительностью "данные изъяты", так как указанная должность отсутствует в "Списке должностей и учреждений?", утвержденными Постановлениями от /дата/ N, от /дата/ N, от /дата/ N;
- работа с /дата/ по /дата/, продолжительностью "данные изъяты", в должности учителя русского языка и литературы в Государственном образовательном учреждении Учебно-воспитательный комплекс N, так как указанная должность отсутствует в "Списке должностей и учреждений?", утвержденными Постановлениями от /дата/ N, от /дата/ N, от /дата/ N.
Как усматривается из трудовой книжки истицы, Курохтина Т.А. с /дата/ по /дата/ работала в должности "данные изъяты" в средней школе N "данные изъяты" (Приказ о зачислении - N по РУНО от /дата/, Приказ об увольнении - N по РУНО от /дата/); с /дата/ по /дата/ работала в "данные изъяты" в "данные изъяты" N Москвы (Приказ о зачислении - N от /дата/, Приказ об увольнении - N от /дата/).
Ст. 55 Закона РФ "Об образовании" говорит о том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на пенсию за выслугу лет.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно-полезной деятельности, ее объема и характера. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как усматривается из представленного Устава "данные изъяты" N "Детский сад-школа" от /дата/, "данные изъяты" государственным некоммерческим общеобразовательным учебным заведением, ориентированным на обучение и воспитание детей с 4-х лет.
Таким образом, суд включает период работы истицы с /дата/ по /дата/ в ее специальный трудовой стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях"; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2005 г. N9-Г04_35 следует, что в силу п.9 ст.30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального Закона. Согласно ст.96 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в период трудовой деятельности заявителя) трудовой стаж подтверждался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1978г. N24, Приказа Госкомитета СССР по народному образованию от 01.08.1989г. N635 "Об утверждении инструкции о порядке определения стажа научно-педагогической работы", в специальный стаж истицы должен быть зачтен период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы.
При этом, хотя в разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, должность организатора внеклассной и внешкольной работы не указаны и не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности " организатора внеклассной и внешкольной работы". С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период работы организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно справке N от /дата/, выданной ГБОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка N, истица работала в школе N с /дата/ по /дата/ "данные изъяты"
На основании изложенного, суд считает возможным включить в специальный стаж истицы периоды ее работы в должности организатора внеклассной работы с /дата/ по /дата/
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курохтиной Т.А. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N5 по г. Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Курохтиной Т.А. периоды ее работы: с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты") в должности "данные изъяты" в средней школе N "данные изъяты"; с /дата/ по /дата/ (продолжительностью "данные изъяты" в должности учителя "данные изъяты" в Государственном образовательном учреждении Учебно-воспитательный комплекс N.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.