Решение Химкинского городского суда Московской области от 09 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Рыбиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Никитина А.М., Алексейчик Л.А., Логачева В.А., Осокина Г.А., Юдаковой Л.И., Кузнецова С.В., Пушкина А.А. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконным порубочного билета, признании работ по вырубке зеленых насаждений незаконными, обязании восстановить озеленение, 3-и лица ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1", АУ "Химдор", МП "Комбинат по благоустройству и озеленению",
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконным порубочного билета, признании работ по вырубке зеленых насаждений незаконными, обязании восстановить озеленение, указывая, что с /дата/ по /дата/ на территории микрорайона N "адрес", в том числе на территории школы N Муниципальным предприятием "Комбинат по благоустройству и озеленению" было вырублено более 180 деревьев и кустарников. Работы по вырубке осуществлялись на основании договора N-к от /дата/. между АУ "ХИМДОР" в качестве заказчика и МП "КБиО" в качестве исполнителя работ, порубочного билета N от /дата/, выданного на АУ "ХИМДОР" Начальником Управления по землепользованию ФИО АУ "ХИМДОР", в свою очередь, является исполнителем работ по договору N от /дата/ с ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1".
По мнению истцов вырубка взрослых деревьев и кустарников, нарушает их права и законные интересы, поскольку в результате указанных действий возникло негативное экологическое состояние территории "адрес" также подтверждается экологическими картами, отсутствует компенсационное озеленение в требуемом объеме, непосредственная близость 4-го микрорайона к "адрес", происходит вырубка защитных зеленых насаждений вдоль "адрес" (для строительства торговых центров) и вырубка зеленых насаждений на территории микрорайона N, увеличивается количество автомобилей на территории "адрес" в связи с открытием торговых центров и сдачей в эксплуатацию новых многоквартирных жилых домов, оказывается негативное влияние неблагоприятной экологии на состояние
здоровья человека и продолжительность жизни.
Поскольку вырубка деревьев и кустарников на территории г/о Химки, составляющая хозяйственную деятельность Администрации, нарушает законные интересы истцов в сохранении здоровья и здоровья их семей и, следовательно, нарушает их право на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия проживания, истцы просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Истцы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель ответчика - Администрации г.о. "адрес" в судебное заседание явился, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1" в судебное заседание явился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель АУ "Химдор", в судебное заседание явился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель МП "Комбинат по благоустройству и озеленению" в судебное заседание явился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, истцы, обратившись в суд, указали, что с /дата/ по /дата/ на территории микрорайона N "адрес", в том числе на территории школы N Муниципальным предприятием "Комбинат по благоустройству и озеленению" было вырублено более 180 деревьев и кустарников. Работы по вырубке осуществлялись на основании договора N от /дата/ между АУ "ХИМДОР" в качестве заказчика и МП ""КБиО" в качестве исполнителя работ, порубочного билета N от /дата/, выданного на АУ "ХИМДОР" Начальником Управления по землепользованию ФИО АУ "ХИМДОР", в свою очередь, является исполнителем работ по договору N от /дата/ с ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1".
По мнению истцов вырубка взрослых деревьев и кустарников, нарушает их права и законные интересы, поскольку в результате указанных действий возникло негативное экологическое состояние территории "адрес" также подтверждается экологическими картами, отсутствует компенсационное озеленение в требуемом объеме, непосредственная близость 4-го микрорайона к "адрес", происходит вырубка защитных зеленых насаждений вдоль "адрес" (для строительства торговых центров) и вырубка зеленых насаждений на территории микрорайона N, увеличивается количество автомобилей на территории г/о Химки в связи с открытием торговых центров и сдачей в эксплуатацию новых многоквартирных жилых домов, оказывается негативное влияние неблагоприятной экологии на состояние
здоровья человека и продолжительность жизни.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что порубочный билет N от /дата/ выдан на законных основаниях, а работы по вырубке зелёных насаждений на территории микрорайона N, проведены в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий Администрации городского округа "адрес", не нарушающими права и свободы граждан, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.1. Положения "О защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области" (принятого решением Совета депутатов городского округа Химки МО от 14.03.2006 N 86/3) утверждённого Постановлением главы городского округа Химки МО от 20.03.2006 N 256 (ред. от 17.11.2010), вырубка деревьев и кустарников может быть разрешена в случаях реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта при наличии дендроплана и перечетной ведомости всех зеленых насаждений, расположенных на выделяемом участке.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских поселений, действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Кроме того, часть 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, запрещает осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", вводится в действие с 31 декабря 2012 года.
Таким образом, проект планировки части территории микрорайона N "адрес" в границах "адрес" утверждённый Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N от /дата/, является документом планировки территории, соответствующим действующему в настоящее время Генеральному плану г. Химки на 1999-2009 г., и достаточным для осуществления предусмотренных им работ.
Согласно указанному проекту планировки территории микрорайона N г. Химки Московской области в границах: "адрес", утверждённому Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N от /дата/, было запланировано строительство внутриквартальной дороги, которая, прежде всего, должна использоваться в качестве пожарного проезда от "адрес"
Организация строительства указанной дороги (проезда) в соответствии с письмом Администрации городского округа Химки Московской области N от /дата/, в частности, обусловлена требованиями пожарной безопасности в связи с тем, что существующие проезды в микрорайоне N узкие и, как правило, плотно заставлены автомобилями жителей, домов, что не может обеспечить проезд пожарной техники внутрь микрорайона.
Необходимость дополнительного пожарного проезда, в частности, подтверждается письмом Отдела надзорной деятельности по Химкинскому району УНД ГУ МЧС России по МО N от /дата/
Финансирование строительства внутриквартальной дороги (проезда) от "адрес" осуществляемого Администрацией городского округа Химки Московской области, как инициатор подготовки указанного Проекта планировки, приняло на себя ЗАО "ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1".
/дата/ ЗАО "ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1" был заключен Договор N-к, в соответствии с которым Автономное учреждение "ХИМДОР" приняло на себя обязательство по строительству данного объекта.
При детальном рассмотрении рабочего проекта выяснилось, что предполагаемая внутриквартальная дорога (проезд) должна пройти по автостоянкам существующих домов N "адрес" и N по "адрес", и будет узкой, расстояние от края проезжей части до стены здания превысит нормативы, установленные п 2* СНиП 2.07.01-89*, а её многочисленные повороты не позволят использовать дорогу для противопожарных целей.
В связи с чем ЗАО "ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1" обратилось в Администрацию городского округа Химки Московской области с проектом незначительной корректировки планируемого проезда.
Ввиду того, что планируемые изменения были не существенными, корректировка проекта планировки части территории микрорайона N "адрес" в границах: "адрес" не потребовалась, а предложенные изменения были согласованы и утверждены.
Таким образом, строительство указанной внутриквартальной дороги (проезда) проводится в соответствии с градостроительной документацией и действующим законодательством.
Согласно п. 2.4. Положения "О защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области" Автономное учреждение "ХИМДОР" одновременно с подачей соответствующего заявления предоставило в Комитет по землепользованию и охране окружающей среды дендроплан в двух экземплярах и перечётную ведомость зелёных насаждений.
После представления АУ "ХИМДОР" указанных документов, комиссия в составе представителей: Управления по землепользованию, Муниципального предприятия "АПУ-Химки", муниципального предприятия "Комбинат по благоустройству и озеленению" и заявителя, провели обследование зеленых насаждений, по результатам которого был составлен акт обследования зеленых насаждений. На основании указанного акта был произведён расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений, подлежащих вырубке, которая в соответствии со Счётом N от /дата/, составила "данные изъяты" рублей и была выплачена Закрытым акционерным обществом "ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1".
Кроме того, в /дата/ г. ЗАО "ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1", за счёт собственных средств, с привлечением своих сотрудников на территории расположенного в микрорайоне N "адрес" Парка культуры и отдыха "Дубки", в районе "адрес", были высажены 40 саженцев дуба в рамках программы по благоустройству г. Химки. При этом указанная посадка зеленных насаждений проводилась без учёта предстоящих восстановительных мероприятий по озеленению, так как подобное воспроизводство зеленых насаждений производится в соответствии с п. 4.3. Положения "О защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области" на основании распоряжения Главы городского округа Химки Московской области в ближайший благоприятный для этих целей сезон.
Таким образом, вырубка деревьев в микрорайоне N "адрес" в границах: "адрес" осуществлена в строгом соответствии с Положением "О защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области" (принятого решением Совета депутатов городского округа Химки МО от 14.03.2006 N 86/3) и утверждённым Постановлением главы городского округа Химки МО от 20.03.2006 N 256 (ред. от 17.11.2010), а предусмотренные указанной программой меры восстановления зеленых насаждений и озеленения на территории городского округа позволят улучшить экологическую обстановку.
Ссылка истцов на ответ Администрации городского округа Химки Московской области гражданке ФИО1 N от /дата/ о показателях соотношений озелененных территорий к территории застройки в г.о. Химки, не может быть принята во внимание, поскольку данный ответ, не содержит сведений об уровне озеленённости части территории микрорайона N "адрес" в границах: "адрес" а именно эта территория являлась предметом утверждённых проектов
планирования и межевания.
Довод истцов о том, что, в соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для строительства любого объекта капитального строительства требуется разрешение на строительство, не может быть принят судом во внимание по следующим обстоятельствам.
Так, Согласно Проекту планировки территории микрорайона N "адрес" в границах: Юбилейный проспект - "адрес", утверждённому Постановлением Администрации городского округа "адрес" N от /дата/, было запланировано строительство внутриквартальной дороги (которая, прежде всего, должна использоваться в качестве пожарного проезда) от "адрес".
Понятие автомобильной дороги содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах
полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -
защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 15 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Как следует из п. 2 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и ветрозащитные устройства, подобные сооружения.
Следовательно, внутриквартальная дорога (проезд), предусмотренная Проектом планировки территории микрорайона N "адрес" в границах "адрес", утверждённым Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N от /дата/, которая, прежде всего, должна использоваться в качестве пожарного проезда, не имеет полосы отвода, на которой могут располагаться объекты дорожного сервиса, и не имеет защитных дорожных сооружений, а значит не является линейным сооружением как утверждает заявитель.
В соответствии с п. 2 и 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение на строительство объектов капитального строительства вспомогательного назначения.
При таких обстоятельствах, строительство данной дороги (проезда), предназначенной для обеспечения противопожарной безопасности (объект вспомогательного назначения по отношению к уже построенным зданиям), проводимое на земельном участке, распоряжение которым, в силу ч. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от /дата/ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляется Администрацией городского округа г.о. Химки и не требует разрешение на строительство.
Также судом учитывается и тот факт, что, аналогичные претензии истцов ранее уже рассматривались Прокуратурой г. Химки Московской области, а также Химкинским городским судом Московской области и содержащиеся в них факты не нашли своего подтверждения
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что работы по вырубке зелёных насаждений на территории микрорайона N проведены в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий Администрации городского округа Химки Московской области и поэтому не нарушают права и свободы истцов, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Никитина А.М., Алексейчик Л.А., Логачева В.А., Осокина Г.А., Юдаковой Л.И., Кузнецова С.В., Пушкина А.А. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконным порубочного билета, признании работ по вырубке зеленых насаждений незаконными, обязании восстановить озеленение отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.02.2012 г.
Федеральный судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.