Решение Химкинского городского суда Московской области от 06 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Синюковой Н. В., Проскуриной И. В. о признании незаконным отказ в государственном кадастровом учете изменений земельного участка, заинтересованные лица - отдел кадастрового учета N 2 ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Администрация г.о. Химки Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Синюкова Н. В., Проскурина И. В., являющиеся собственниками земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м. по "данные изъяты" доли каждый, расположенного по адресу: "адрес", обратились в суд с заявлением об обжаловании решения ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от /дата/ об отказе проведения государственного кадастрового учета земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Заявители просили признать незаконным решение N N отдела кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
В обоснование заявленных требований указали, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от /дата/, выданным нотариусом Солнечногорского нотариального округа Московской области Дерезиным В.В. /дата/, Заявители являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м. по "данные изъяты" доли в праве каждый, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дачного строительства. В соответствии с правоустанавливающим документом площадь земельного участка составляет "данные изъяты" кв.м., который стоит на государственном кадастровом учете без описания местоположения границ объекта недвижимости, как это требует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости". Для устранения данного недостатка Заявители обратились в МП "Кадастровый центр" о подготовке межевого плана. После проведения измерений площадь земельного участка составила "данные изъяты" кв.м. Согласовав размеры данного земельного участка в том числе и с Администрацией г.о. Химки Московской области, Заявители обратились в отдел кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. Решением N от /дата/ отдел кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области отказал Синюковой Н.В., Проскуриной И.В. в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером N, поскольку площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%. Между тем, по мнению Заявителя, данное решение незаконно.
В судебном заседании представитель Заявителей по доверенности Цыганок Ю.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо - представитель филиала ФГУБ "ФКП Росреестра" по Московской области по доверенности Рачинская Л.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на законность принятого решения.
Заинтересованное лицо - представитель Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Дело с учетом мнения участников процесса рассмотрено в отсутствие представителя Администрации г.о. Химки Московской области в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление Синюковой Н.В., Проскуриной И.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено: Синюкова Н. В., Проскурина И. В., являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м. по "данные изъяты" доли каждый, расположенного по адресу: "адрес". Данный земельный участок перешел Заявителем в собственности в порядке наследования после смерти их отца - Артемьева В. А., умершего /дата/, которому данный земельный участок принадлежал на основании Постановления Главы А. Н. поссовета "адрес" от /дата/ за N "О перерегистрации земельных участков", что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, выданным А. Н. поссовета "адрес" от /дата/ за N.
Указанный земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес", и принадлежащий на праве общей долевой собственности Заявителям (по "данные изъяты" доле в праве каждый) поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер N Таким образом, согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" данный земельный участок является ранее учтенным.
Между тем суд отмечает, что
границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с ч.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Суд отмечает, что на момент вынесения Постановления Главы Администрации "данные изъяты" Химкинского района Московской области от /дата/ за N "О перерегистрации земельных участков" и выдаче Артемьеву В.А. свидетельства о праве собственности на землю действовала ст. 32 ЗК РСФСР, в соответствии с которой приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды; местный совет народных депутатов может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка. Однако, границы, выделенного наследодателю земельного участка установлены в натуре не были, равно как и не были они описаны в указанном постановлении, что свидетельствует об отсутствии как такового объекта передаваемого Артемьеву В.А. в собственность.
В 2011 г. МП "Кадастровый центр" проводились землеустроительные работы по установлению границ земельного участка, принадлежащего в настоящее время Заявителям в порядке наследования по закону. В ходе землеустроительных работ было определено, что общая площадь данного земельного участка составляет 1692 кв.м. В результате выполненных работ составлен проектный план границ земельного участка.
Установленные границы земельного участка согласованы с заинтересованными сторонами и смежными землепользователями, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка.
/дата/ Синюкова Н.В. и Проскурина И.В. обратились в отдел кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
/дата/ на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости отдел кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области принял решение N об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%.
Не согласившись с указанным решением об отказе, Заявители обжаловали его в суд.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости может быть осуществлен на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Законом для осуществления такого учета документов.
В силу статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим законом, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (часть 1). При учете изменений объекта недвижимости датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (часть 3).
Пунктом 6 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект в государственном кадастре недвижимости с заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при учете изменений объекта недвижимости в случае принятия соответствующего решения заявителю или его представителю лично под расписку выдается кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.
Исходя из комплексного анализа норм Федерального закона от /дата/ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях: отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка; если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить положение характерных точек границ на местности; исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.
Федеральный закон от /дата/ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установил следующий порядок внесения изменений в сведения о площади земельного участка:
Пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Из статьи 38 Закона о кадастре следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9).
В силу частей 1, 3 статьи 39, частей 1, 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Согласно статье 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего закона или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим законом (ранее учтенные объекты недвижимости) (часть 1). Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (часть 1). Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем (часть 12).
Из системного толкования названных норм следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок. С заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от /дата/ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Материалы дела свидетельствуют о том, что /дата/ Артемьеву В.А., наследниками которого являются Заявители, для дачного строительства предоставлен в собственность земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. Земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. прошел кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, но при этом его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены. В результате проведения землеустроительных работ определены границы земельного участка Заявителей общей площадью "данные изъяты" кв.м. Установленные границы земельного участка согласованы с заинтересованными сторонами и смежными землепользователями. В связи с установлением границ названного земельного участка Синюкова Н.В., Проскурина И.В. обратились в отдел кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N. Отдел кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре отказал Заявителям в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%.
Утверждение отдела кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области о том, что документы, представленные в судебное заседание подтверждают право Заявителей на участок площадью 1414 кв.м., в связи с чем превышение заявленной площади над подтвержденной составляет более чем на 10%, что также противоречит пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, судом не принимается, как основанное на ошибочном толковании правовых норм.
В соответствии с п. 1 ст. 33 ЗК РФ минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Химкинский район" Московской области N от /дата/ минимальный размер вновь предоставляемых земельных участков, предназначенных для дачного строительства установлен в размере 0,04 га.
Поскольку предельный минимальный размер земельного участка, предназначенный для дачного строительства установлен вышеуказанным Решением Совета депутатов муниципального образования "Химкинский район" Московской области N от /дата/, ссылки отдела кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области на п.1 ч.5 ст.27 Закона о кадастре, согласно которому установлено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае,
если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, необоснованны.
Результатом рассмотрения заявления гражданина, в случае признания заявления обоснованным, является решение, которым суд обязывает орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина (часть 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 255, 258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение отдела кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области N от /дата/ об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером N.
Обязать отдел кадастрового учета N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести изменения в государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Судья: Н.Н. Тягай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.