Решение Химкинского городского суда Московской области от 02 мая 2012 г. по делу N 2-1834/12
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Коноваловой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1834/12 по иску Тетеневой В. В. действующей в своих интересах и в интересах Тетеневой К. П. к Администрации г.о. "адрес" о признании права пользования, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, 3-е лицо - ОАО "НПО Энергомаш",
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к Администрации г.о. "адрес" в котором просила признать за ними право пользования жилым помещением комнату "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" квартире "адрес", признании права собственности, указывая, что с /дата/ а ее дочь Тетенева К.П. с /дата/ и по настоящее время зарегистрированы и проживают в указанном помещении.
Истица как работник КБ энергетического машиностроения подразделения 435 (7) (в настоящее время ОАО "НПО Энергомаш"), была вселена в общежитие, расположенное по адресу "адрес"
В настоящее время истица ее дочь проживают в спорной комнате. Истица с /дата/ работает в НПО "Энергомаш".
По мнению истицы, в связи с принятием жилого дома "адрес" в муниципальную собственность, заключенный с ними договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения. Однако, при обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, истицей был получен отказ, в связи с наличием у дома статуса общежития.
Истица, указывая на то, что статус вышеуказанного жилого дома как общежития прекращен, по ее мнению, прямым указанием закона, и не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда, истица просила суд признать за ними право пользования на жилое помещение, квартиру N "адрес", признать право собственности и зарегистрировать по месту жительства.
Истица в судебное заседание явилась, иск поддержала.
Представитель ответчика - Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание явился, в иске просил отказать.
Представитель 3-го лица ОАО "НПО Энергомаш" в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав лиц участников процесса исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение представляет собой жилое помещение комнату "адрес"
/дата/ между ОАО "НПО Энергомаш" (наймодатель) и Управлением по образованию "адрес" (наниматель) был заключен Договор N пользования жилой площадью в общежитии, по адресу: "адрес", который продлевался по /дата/.
В настоящее время истица проживает в спорной квартире, с /дата/ работает в НПО "Энергомаш".
Представленными в суд квитанциями и счетами, договором энергоснабжения жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности от /дата/ N подтверждается факт оплаты истицей занимаемого ею жилого помещения.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Как следует из представленных суду материалов, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко, расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО "НПО Энергомаш".
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов "адрес" N от /дата/ построенному по типовому проекту 16 этажному блочному зданию (стр. "адрес") на 960 койко-мест, расположенному по адресу: "адрес", принятому в эксплуатацию государственной комиссией /дата/, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на "данные изъяты" мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ N-р общежитие было оставлено на балансе ОАО "НПО Энергомаш" для совместного использования с местной администрацией.
/дата/ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по "адрес" от /дата/ N "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования " "адрес"", здание общежития, расположенного по адресу: "адрес" было принято в собственность муниципального образования " "адрес"", что подтверждается актом приема-передачи имущества от /дата/
Постановлением Главы г.о. "адрес" N от /дата/ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: "адрес", приняты в муниципальную собственность городского округа "адрес" от ОАО "НПО "Энергомаш им. академика В.П. Глушко".
Постановлением Главы г.о. "адрес" N от /дата/ в Постановление Главы г.о. "адрес" от /дата/ N внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: "Принять в муниципальную собственность городского округа "адрес" от ОАО "НПО "Энергомаш им. Академика В.П. Глушко" согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: "адрес", с /дата/
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по "адрес" /дата/ подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенное по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности г.о. "адрес" на основании Распоряжения от /дата/ N и акта приема-передачи от /дата/, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /дата/ сделана запись регистрации за N.
Указом Президента РФ от /дата/ N "Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий" было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
Согласно плану приватизации "Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко", утвержденному распоряжением Мингосимущества России от /дата/ N-р объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Постановлением Правительства РФ от /дата/ N "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ? " было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от /дата/ N-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО "НПО Энергомаш", общежитие по адресу: "адрес" вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ N-р общежитие было оставлено на балансе ОАО "НПО Энергомаш" для совместного использования с местной администрацией.
Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты? организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 122-ФЗ от /дата/
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ N-П от /дата/, Определение КС РФ N от /дата/, Определение КС РФ N-О-П от /дата/) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч. 11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимущества РФ N от /дата/ указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3,6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ "адрес" следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на заключение с ними договора социального найма жилого помещения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой заключить с нею договор о передаче в собственность, занимаемого ими помещения, однако письмом от /дата/ и от /дата/ Первый заместитель Главы Администрации г.о. Химки М.О. Валов А.В. отказал истице в удовлетворении ее просьбы, указав, что в соответствии с ЖК РФ, Положением "О муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г.о. Химки", утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки от /дата/ N: жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории г.о. Химки, на период работы для временного проживания из расчета не менее 6 кв.м. жилой площади на 1 человека с заключением договора найма жилого помещения в общежитии; жилые помещения в общежитиях не могут быть приобретены гражданами в собственность.
Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты жилым домом, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в таком жилом помещении должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателем.
Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает истица, представляет собой жилое помещение комнату "адрес", что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.
Как видно из текста письма Администрации городского округа Химки от /дата/ N Т-2566, также письма Администрации городского округа Химки от /дата/ N Т-3305, причиной отказа в оформлении договора передачи квартиры в собственность истицы в порядке приватизации (бесплатно), явилось отнесение указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ст.1 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на /дата/ год) N, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статья 2 упомянутого выше закона предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в частности, в том, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, истица не пользовалась.
При таких данных, указанные выше аргументы отказа в передаче помещения не могут служить основанием к ограничению жилищных прав истицы, в т.ч. и права последней на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ N "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РФ", (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких данных, суд считает заявленные истицей требования являются обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Тетеневой В. В. и Тетеневой К. П. право пользование на жилое помещение "адрес"
Обязать Администрацию г.о. "адрес" заключить с Тетеневой В. В. и Тетеневой К. П. договор социального найма жилого помещения на жилое помещение "адрес" на условиях, предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N от /дата/
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.