Решение Химкинского городского суда Московской области от 10 мая 2012 г. по делу N 2-1815/12
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Коноваловой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1815/12 по иску Картошкиной Н. Ю. к ГУ ГУПФ РФ N 5 по г. Москве и М.О. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Картошкина Н.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ ГУПФ РФ N 5 по г. Москве и М.О. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что Главным Управлением ПФР N 5 по Москве и Московской области ей было отказано в удовлетворении заявления о досрочном назначении трудовой пенсии, поскольку в зачет не были приняты периоды ее работы с /дата/ по /дата/ в должности учителя начальных классов в Государственном бюджетном образовательном учреждении "адрес" образования N имени А.С. Макаренко, поскольку указанное учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данный отказ истица считает незаконным, т.к. комиссией неправомерно не был засчитан в специальный стаж указанный период ее работы, поскольку Государственное бюджетное образовательное учреждение "адрес" образования N имени А.С. Макаренко является образовательным учреждением и в период работы в них она осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем указанный периоды ее работы в соответствии со Списком засчитывается в стаж для назначения досрочно пенсии, указанное обстоятельство было подтверждено ей при обращении в ГУ ГУПФ РФ N по "адрес" и М.О., истица просила засчитать ей в стаж указанный период дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ей пенсию с момента обращения.
Истица в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором заявленные требования поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ГУ ГУПФ РФ N 5 по г. Москве и М.О. в судебное заседание явился, просил в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от /дата/ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от /дата/ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочное назначение трудовой пенсии по старости производится независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ от /дата/ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 указанной статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ.
"Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства РФ от /дата/ N 781, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ N которым был утвержден "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым работа воспитателем в общеобразовательном учреждении засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как следует из материалов дела, истица в период с /дата/ по /дата/ работала в должности учителя начальных классов в Государственном бюджетном образовательном учреждении "адрес" образования N имени А.С. Макаренко.
Согласно приказа N/ак Департамента образования "адрес" от /дата/ года государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N имени А.С. Макаренко была переименована в государственное образовательное бюджетное учреждение "адрес" образования N имени А.С. Макаренко.
/дата/ была получена лицензия N на имя указанного выше образовательного учреждения на право осуществления образовательной деятельности.
Редакция N Устава ГБОУ "адрес" ЦО N имени А.С. Макаренко зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N по "адрес" /дата/, за государственным регистрационным номером N Общим собранием центра принята Редакция N Устава ГБОУ "адрес" образования N имени А.С. Макаренко, протокол /дата/ за N.
Согласно п. 1.2. Устава ГБОУ "адрес" образования N имени Макаренко А.С. является государственным бюджетным образовательным учреждением "адрес".
Согласно п.2.1.Устава Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами "адрес", нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правительства Москвы, полномочий "адрес" в сфере образования.
В пункте 2.3. указано, что для достижения целей деятельности, указанных в п.2.2, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, реализация основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания.
Согласно п.3.1 Учреждение состоит из трех ступеней: ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 1 года), 1-4 класс, ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет),5-9 классы, ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года), 10- 11 класс.
Истице присвоена высшая квалификационная категория учителя, она работает в должности учителя начальных классов в ГБОУ "адрес" образования N по настоящее время.
В соответствии с п.1 пп.19 ст.27 Федерального Закона от /дата/ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции ФЗ N N 319-ФЗ от /дата/) "Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей "" настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста". Основным критерием для получения пенсии при выслуге не менее 25 лет является именно педагогическая деятельность. Под педагогической деятельностью, понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Пункт 9 ст. 53 ФЗ "Об образовании" допускает к участию в педагогической деятельности лиц, прошедших аттестацию.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от /дата/ N, в данном списке значатся и школы и детские сады.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся учреждения, осуществляющие образовательный процесс, независимо от формы собственности, являющиеся юридическим лицом. ГБОУ ЦО N является юридическим лицом, государственным некоммерческим образовательным учреждением, учреждение, как следует из Устава, было переименовано из ГОУ Средней образовательной школы N в ГБОУ Центр образования N, но при этом у Центра те же цели и задачи, что и у школы, и Центр выполняет те же образовательные, педагогические функции, что и школа, т.к. деятельность учителя школы тождественна деятельности учителя Центра образования.
Следовательно, отсутствие в Списке такого учреждения не может служить основанием для отказа во включение в выслугу лет указанных периодов. Пенсия назначается в связи с конкретной работой педагога, учителя, а не в зависимости от правового статуса учреждения.
Работа в должности учителя начальных классов относится к педагогической деятельности, т.к. проходила и проходит в государственном учебном общеобразовательном учреждении и целью указанной работы является воспитание и обучение граждан, в эти же периоды я работала и работаю в настоящее время с полной нагрузкой учителя начальных классов, что подтверждается справкой Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Центра Образования б/н от /дата/.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от /дата/ N-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица в спорные периоды работала в должности учителя начальных классов в Государственном бюджетном образовательном учреждении "адрес" образования N имени А.С. Макаренко, при этом организационная форма данного учреждения не имеет правового значения, поскольку основанием для льготного исчисления трудового стажа для назначения досрочной пенсии является характер осуществляемой работником деятельности и выполнение определенной трудовой функции, а в судебном заседании установлено, что в спорный период истица выполняла трудовые функции воспитателя, то есть занимала должность поименованную Списком, при этом работала на полную ставку, полный рабочий день, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи, с чем вышеуказанные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ N "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрены ли действующими Списками или перестали считаться таковыми те должности, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к должностям, работа на которых ранее засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.
Истолкование перечисленных норм как позволяющих не включать время выполнения указанной работы в специальный стаж на том основании, что эти работы не предусмотрены Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что, по мнению суда недопустимо с точки зрения требований части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан, на социальное обеспечение предусмотренного частью 1 статьи 39 Конституции РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с /дата/ по /дата/ в должности учителя начальных классов в Государственном бюджетном образовательном учреждении "адрес" образования N имени А.С. Макаренко и считает возможным обязать ответчика назначить ей пенсию с /дата/
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Главное управление ПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области засчитать Картошкиной Н. Ю. в специальный стаж период работы с /дата/ по /дата/ в должности учителя начальных классов в Государственном бюджетном образовательном учреждении "адрес" образования N имени А.С. Макаренко и обязать назначить ей пенсию с /дата/
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.