Решение Химкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2012 г. по делу N 2-1827/12
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Продченко П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1827/12 по иску Чешихина Е. Ю. к ГУ ГУПФ РФ N по "адрес" и М.О. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ГУ ГУПФ РФ N по "адрес" и М.О. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что Главным Управлением ПФР N по Москве и "адрес" ему было отказано в удовлетворении заявления о досрочном назначении трудовой пенсии, в связи с тем, что ему не был засчитан в специальный стаж его работы в качестве выездного фельдшера городской станции скорой помощи с /дата/ по /дата/ и период работы в должности выездного врача бригады интенсивной терапии на городской станции скорой медицинской помощи с /дата/ по /дата/ из расчета один год равен одному году шесть месяцев, поскольку наименование должностей и структурного подразделения, в которых работал истец не соответствуют наименованиям должностей и структурного подразделения, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от /дата/ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный отказ считает незаконным, т.к. комиссией неправомерно не был засчитан в специальный стаж вышеуказанный период его работы, поскольку его работа была связана с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения, с учетом этого просил включить данные периоды, в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости из расчета один год равен одному году шесть месяцев и назначить ему пенсию с момента обращения.
Представитель истца в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель ГУ ГУПФ РФ N 5 по г. Москве и М.О. в судебное заседание явился, просил в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста производится лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 указанной статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения".
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как следует из материалов дела, истец в период с /дата/ по /дата/ работал в должности выездного фельдшера городской станции скорой помощи.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006 г. N 435 по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Истец занимал должность "выездной фельдшер" как указано в трудовой книжке, идентичную должности "фельдшер", и тождественным ей должностям. Отсутствие в трудовой книжке наименования структурного подразделения не может лишить истца, приобретенного им пенсионного права.
Кроме того, в постановлении Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года не содержится указания на то, что наличие или отсутствие наименования структурного подразделения является основанием для отказа в назначении пенсии.
Таким образом, следует признать должность истца "выездной фельдшер" тождественной должности "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи", а период работы в данной должности продолжительностью - 2 года 00 месяцев 22 дня подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от /дата/ N.
В период /дата/ по /дата/ истец работал на городской станции скорой медицинской помощи в должности выездного врача бригады интенсивной терапии.
В соответствии с постановлением Совета М. Р. N от /дата/ исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один го "адрес" месяцев.
Положения нового Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от /дата/ N 173-ФЗ, вступившего в действие с /дата/, не позволяя учитывать при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, время работы в иных учреждениях здравоохранения, в период до 01 января 1 02 года, лишают истца ранее приобретенного пенсионного права, что несовместимо с требованиями части 1 статьи 1, статьи 18, части 1 статьи 39 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, даже действующее Постановление Правительства РФ от /дата/ N "81 (в ред. Постановления Правительства РФ от /дата/ N), подпунктом б пункта 5, указывает, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается как год и 6 месяцев.
Так, пункт 2 перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее - перечень) устанавливает наименования структурных подразделений:
Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
При этом пункт 16 списка устанавливает наименования учреждений, а именно: станции скорой медицинской помощи; станции скорой и неотложной медицинской помощи; станции переливания крови.
Таким образом, период работы истца с /дата/ по /дата/ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении в отношении как 1 год работы за 1 го "адрес" месяцев.
Факт занятости истца в указанный период: копией трудовой книжки, из которой усматривается, что истец в спорные периоды истец осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ N "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрены ли действующими Списками или перестали считаться таковыми те должности, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к должностям, работа на которых ранее засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.
Истолкование перечисленных норм как позволяющих не включать время выполнения указанной работы в специальный стаж на том основании, что эти работы не предусмотрены Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что, по мнению суда недопустимо с точки зрения требований части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение предусмотренного частью 1 статьи 39 Конституции РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку факт того, что истец в период с /дата/ по /дата/ работал в должности выездного фельдшера городской станции скорой помощи, а также в должности выездного врача бригады интенсивной терапии на городской станции скорой медицинской помощи с /дата/ по /дата/, т.е. осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения, и стаж его работы в последнем периоде подлежит исчислению один год равен одному году шесть месяцев, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем истец имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Главное управление ПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области засчитать Чешихину Е. Ю. в специальный стаж период работы в должности выездного фельдшера городской станции скорой помощи с /дата/ по /дата/
Обязать Главное управление ПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области засчитать Чешихину Е. Ю. в специальный стаж период работы в должности выездного врача бригады интенсивной терапии на городской станции скорой медицинской помощи с /дата/ по /дата/ из расчета один год равен одному году шесть месяцев и обязать назначить ему пенсию с /дата/
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.