Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,
при секретаре Никифорове Е.Ю.,
с участием истца Мышкиной И.Н.,
представителя ответчика администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Королевой О.С.,
представителя третьего лица сектора опеки и попечительства Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Черняковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мышкиной И.Н. к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании включить в сводный список детей-сирот, предоставить по договору социального найма жилое помещение и признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Мышкина И.Н. обратилась в суд с иском к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании включить в сводный список детей-сирот, предоставить по договору социального найма жилое помещение и признании незаконным бездействия.
В обоснование исковых требований указано, что постановлением главы администрации Бокситогорского муниципального района N истец была определена в муниципальный детский дом в "адрес". За нею было закреплено право на жилую площадь по адресу "адрес". 00.00.0000 дом, в котором была закреплена жилая площадь, сгорел. В это время истец обучалась в "Профессиональном лицее N", обучение закончила в 00.00.0000. Истец полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основанию, установленному п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами. Ст.57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Дети-сироты согласно п.2 ст.57 ЖК РФ относятся к категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Об этом же гласит ст.5 закона Ленинградской области N65-ОЗ от 28.07.2005. Полагает, что органы местного самоуправления Подборовского сельского поселения после получения ходатайства образовательного учреждения, в котором истец проходила обучение, об обеспечении её жилым помещением, проявила бездействие, не рассмотрели вопрос о постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в результате чего истец не имеет жилого помещения, в котором могла бы проживать. Истец неоднократно обращалась в органы власти с целью получения жилого помещения. После того, как в 00.00.0000 жилое помещение, от вселения в которое истец отказалась, ввиду его непригодности для проживания, она полагала, что все необходимые меры приняты и ждала своей очереди на получение жилья.
В возражениях на исковое заявление администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. На момент обращения в Бокситогорский городской суд истцу исполнилось полных "данные изъяты" лет, поэтому она не подпадает под действие указанного Федерального закона. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями, утвержденного постановлением главы администрации, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, состоящим, в соответствии с законодательством РФ и Ленинградской области на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления городских и сельских поселений Бокситогорского муниципального района (по месту первичного выявления и дальнейшего устройства). Истец не состоит на учете в Подборовском сельском поселении в качестве нуждающейся в жилом помещении, а, значит, в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 годы (с 18 до 23 лет) ею не произведены необходимые действия для принятия её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как того требует ст.52 ЖК РФ. Ответчик считает, что Мышкина И.Н. в настоящее время не может быть отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, и не подлежит включению в сводный муниципальный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Ответчик также указал, что в 00.00.0000 году Мышкиной И.Н. предлагалось жилое помещение по адресу "адрес", от которого она отказалась. Данное жилое помещение до настоящего времени непригодным не признано. Именно в 00.00.0000 году истец должна была узнать о том, состоит ли она на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Оспаривание в суде бездействия органа местного самоуправления в соответствии со ст.256 ГПК РФ возможно в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Из искового заявления следует, что Мышкиной И.Н. должно было стать известным в "данные изъяты" году, к моменту подачи искового заявления истекли 6 лет, указанные сроки истекли также и с момента предоставления истцу ответа от 00.00.0000 на её обращение к Губернатору Ленинградской области.
Истец Мышкина И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющая жилого помещения имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Также пояснила, что с 00.00.0000 года и по настоящее время она зарегистрирована по месту жительства в "адрес". Также пояснила, что на день окончания учебного заведения ей уже было 18 лет, от жилья, предложенного ей по приезду в администрацию Подборовской волости в 00.00.0000 году, она отказалась, так как там не было для неё работы, местность удалена от транспортных узлов, сделать ремонт ей обещали лишь в случае постоянного её проживания в квартире, и на тот момент она не могла её приватизировать в связи с изменением законодательства. С заявлением о принятии её на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Подборовского сельского поселения она не обращалась. Своевременно она не обратилась в суд с иском из-за незнания законодательства в этой сфере, а также в связи с тем, что до недавнего времени проблемы с жильем у неё не было, но в силу сложившихся личных обстоятельств, она не может проживать по месту регистрации, в связи с чем, она и обратилась в суд с иском о предоставлении ей жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Королева О.С. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях, также пояснила, что законных оснований для предоставления жилого помещения Мышкиной И.Н. не имеется, поскольку она не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в связи с возрастом, не состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и пропустила срок исковой давности при обращении в суд с исковыми требованиями.
Представитель ответчика администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Представитель третьего лица органов опеки и попечительства Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Чернякова Е.М. полагала, что исковые требования Мышкиной И.Н. удовлетворению не подлежат, пояснила, что на день выхода из учетного заведения Мышкиной И.Н. уже было 18 лет, и она самостоятельно осуществляла все свои права, сведений об обращении Мышкиной И.Н. в органы опеки и попечительства по вопросу предоставления жилого помещения до 00.00.0000 года не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
В соответствии с постановлением главы администрации Бокситогорского района Ленинградской области N от 00.00.0000 Мышкина И.Н., 00.00.0000 года рождения, оставшаяся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, была определена в муниципальный детский дом "адрес", за Мышкной И.Н. было закреплено право на жилую площадь по адресу "адрес". Согласно справки, выданной администрацией Подборовского сельского поселения Мышкина И.Н. до 00.00.0000 была зарегистрирована по месту жительства по адресу "адрес", в ней же указано, что дом уничтожен огнем 00.00.0000. Факт уничтожения дома в результате пожара подтверждается также справкой начальника отделения ОГПН Бокситогорского района от 00.00.0000. Как следует из диплома ГОУ НПО "Профессиональный лицей N" Ленинградской области, обучение Мышкиной И.Н. в нем закончилось 00.00.0000.Таким образом, к моменту окончания учебного заведения Мышкиной И.Н. исполнилось 20 лет, по смыслу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", она являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оснований для продолжения опеки над нею не имелось.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, Мышкина И.Н. в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась и никогда не состояла на таком учете. На запрос комитета коммунального хозяйства, транспорта, связи и капитального строительства администрации МО "Бокситогорский район", к компетенции которой на тот момент относилась постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории района, администрацией была предложена к предоставлению свободная однокомнатная квартира в неблагоустроенном четырехквартирном жилом доме.
Как поясняет сама Мышкина И.Н., от предложенной в 00.00.0000 году квартиры она отказалась.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма всем категориям граждан, в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что следует из положений ст.49, ч.1 ст.57 ЖК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающие дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение указанной категории граждан, как и положения Областного закон Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" условий, освобождающих указанных лиц, от необходимости обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не содержат.
В связи с тем, что Мышкина И.Н. в администрацию Подборовского сельского поселения с соответствующим заявлением не обращалась, а от предложенного жилого помещения Мышкина И.Н. отказалась, оснований для признания бездействия администрации Подборовского сельского поселения по отношению к Мышкиной И.Н. незаконным не имеется.
Как установлено в судебном заседании истец Мышкина И.Н. ни по окончании её пребывания в учебном заведении, ни в настоящее время на учете в качестве нуждающейся не состояла и не состоит, с соответствующими заявлениями в органы местного самоуправления не обращалась, при этом принимая во внимание, что на момент окончания обучения Мышкина И.Н. достигла совершеннолетия, суд находит несостоятельными ссылки Мышкиной И.Н. на обязанность органов опеки и попечительства обратиться в её интересах с заявлением о её постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно п.2.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением главы администрации Бокситогорского муниципального района N652 от 15.09.2008, для включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, указанные лица, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны обратиться в сектор опеки и попечительства комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района и представить ряд документов. Дееспособная, совершеннолетняя Мышкина И.Н. должна была осуществить указанные действия самостоятельно, но исходя их пояснений представителя сектора опеки и попечительства комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района Черняковой Е.М., до 00.00.0000 года заявлений по вопросу обеспечения жилым помещением в сектор опеки и попечительства не поступало.
При указанных обстоятельствах, обязанность по включению Мышкиной И.Н. в сводный список и по предоставлению Мышкиной И.Н. жилого помещения у ответчиков не возникла, в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Одновременно суд находит, что в удовлетворении исковых требований Мышкиной И.Н. должно быть отказано и по причине пропуска срока исковой давности, о применении последствий которого было заявлено представителем ответчика администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
Как установлено в судебном заседании истец закончила обучение в учебном заведении, по выходу из которого у неё возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма, в 00.00.0000, из объяснений истца следует, что в том же 00.00.0000 году после того, как она отказалась от предложенного ей жилого помещения, ей уже было известно о том, что жилое помещение ей по договору социального найма не предоставлено, а закрепленное за ней жилое помещение уничтожено огнем. Указанное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что течение срока исковой давности началось в связи с тем, что у суда нет сведений о дате отказа, с 00.00.0000, при этом как следует из объяснений истца, начиная с 00.00.0000, когда она зарегистрировалась по месту жительства по адресу "адрес", у неё не было необходимости в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске
В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Положениями ст.205 ГК РФ установлено, что в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Доводы истца о том, что она полагала, что проблема обеспечения её жилым помещением должна быть решена органами опеки и попечительства, а также ссылки на отсутствие опыта в подобных делах, не могут быть признаны судом уважительными причинами пропуска срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мышкиной И.Н. к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании включить в сводный список детей-сирот, предоставить по договору социального найма жилое помещение и признании незаконным бездействия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья.
Решение в окончательной форме принято 10.02.2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.