Решение Волосовского районного суда Ленинградской области по делу N 2-99/2011
(Извлечение)
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Островской С.М.,
с участием прокурора Хитровой А.В.,
при секретаре Пехтеревой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волосовского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 4 Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 4 Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области.
Определением Волосовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ от прокурора Волосовского района принято уточненное заявление, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области N был утвержден "Устав Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области".
Устав опубликован в издании " Сельская новь" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время действует "Устав Курского сельского поселения
Волосовского муниципального района Ленинградской области"
утвержденный решением Совета депутатов Курского сельского поселения
Волосовского муниципального района Ленинградской области N от
ДД.ММ.ГГГГ в редакции с дополнениями и изменениями, внесенными
Решением Совета депутатов сельского поселения Волосовского
муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ,
опубликованные в издании " Сельская новь" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Вместе с тем, отдельные положения "Устава Курского сельского
поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области",
не соответствуют федеральному законодательству и подлежат отмене по
следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 года
N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
до 1 января 2008 года лесхозы подлежали преобразованию в соответствии с
гражданским законодательством.
Так в настоящее время, согласно статье 23 действующего Лесного
кодекса основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются
лесничества и лесопарки.
Согласно статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации границы
лесничества, лесопарков устанавливаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти. Указанные полномочия, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года N283(ред. от
27.01.2009 года) отнесены к введению Федерального агентства лесного
хозяйства.
Количество и границы лесничеств на территории Ленинградской
области установлены Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N " Об
определении количества лесничеств на территории "адрес" и
установлении их границ".
Вместе с тем, статьей 3 п.2 "Устава Курского сельского поселения
Волосовского муниципального района Ленинградской области",
посредством описания устанавливаются границы, в том числе с привязкой к
территории лесхозов.
Более того, в соответствии с п.2 2 ст. 10 Федерального закона N-
ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с которым
полномочия по установлению и изменению границ территорий
муниципальных образований устанавливаются и изменяются только
законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями,
предусмотренными статьями 11 - 13 Федерального закона N-Ф3 от
ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
Так, границы Курского муниципального образования посредством их
описания установлены "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-
оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом
муниципального образования Волосовский муниципальный район и
муниципальные образования в его составе ".
Однако согласно п.1 ст. 44 Федерального закона N-Ф3 от
ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (далее - Закона) установление и описание границ
поселения также не относится к вопросам регулирования Устава
муниципального образования.
При этом в соответствии данной статьей Закона установлен
исчерпывающий перечень положений, которые должны определяться
Уставом муниципального образования, в который порядок установления
границ поселения и их описание границ не входит, а именно:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов
местного значения, в том числе путем образования органов территориального (общественного самоуправления)
4) структура и порядок формирования органов местного
самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного
самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования
(обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального
образования, депутатов, членов иных выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а
также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и
лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой
ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе
основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц
местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных
органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного
бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав
муниципального образования.
Исключения из данного перечня установлены п. 2 ст. 44
Федерального закона N-ФЭ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" которым
предусмотрено, что Уставом муниципального образования регулируются
иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, регулирование данных иных вопросов должно
соответствовать общим принципам разграничения полномочий по правовому
регулированию установленных ст. 72 Конституции РФ и Федеральным
законом N-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" между федеральным
органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии п. "н" ч.1 ст. 72 Конституции РФ установление общих
принципов организации системы органов местного самоуправления
находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция
Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные
правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с преамбулой Федерального закона N-ФЭ от
ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" данный закон в соответствии с Конституцией
Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные,
организационные и экономические принципы организации местного
самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные
гарантии его осуществления.
В соответствии с п. 1, ст. 6 Федерального закона N-ФЭ от
ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
относятся: правовое регулирование вопросов организации местного
самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке,
установленных именно Федеральным законом N-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
В соответствии с п.п. 1,4 ст. 7 Федерального закона N-Ф3 от
ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" муниципальные правовые акты принимаются по
вопросам местного значения населением муниципальных образований
непосредственно и (или) органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления.
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить
Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным
законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и
иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также
конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам
субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Устав как учредительный и основополагающий
муниципальный правовой акт Курского сельского поселения не может
регулировать отношения по установлению и описанию границ
муниципального образования (по аналогии: также как и не могут
декларироваться и регулироваться муниципальными правовыми актами
права и свободы граждан, описанные в Конституции Российской Федерации,
поскольку вопросы данного правого регулирования отнесены к полномочиям
Российской Федерации, а не к органам местного самоуправления. Несмотря
на то, что описанные в муниципальных правовых актах права и свободы
граждан содержали бы в себе дословное содержание Конституции РФ
(дублирование) и не противоречили бы ей), а следовательно противоречит
требованиям федерального законодательства части разграничения предметов
правого регулирования между органами государственной власти и органами
местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона N-Ф3 от
ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" изменение границ муниципального образования
осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе
населения, органов местного самоуправления, органов государственной
власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов
государственной власти в соответствии с Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч.2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ
территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается
с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Таким образом, Федеральным законом N-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" предусмотрены процедуры установления и изменения границ
муниципальных образований, только посредством принятия
соответствующих законов субъектов Российской Федерации (применительно
к Курскому сельскому поселению законом "адрес"). При
этом федеральным законодательством не установлено какого-либо порядка
установления и изменения границ муниципального образования (в том числе
посредством их описания) путем внесения изменения в Устав
муниципального образования. Следовательно, принятия каких-либо
муниципальных правовых актов по данному вопросу установления,
изменения (посредством описания) границ муниципального образования
принято быть не может.
Данные обстоятельства дают основания полагать, что в случае
необходимости принятия закона субъекта Российской Федерации (закона
"адрес") по вопросу изменения границ (посредством из
описания) муниципального образования Курского сельского поселения
возникнет не предусмотренная ст.ст. 10 - 12 Федерального закона N-ФЭ
от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" необходимость принятия муниципальных правовых
актов по внесению изменений в Устав муниципального образования в части
описания границ муниципального образования, чем будет нарушено
гарантированное ч.2 ст. 131 Конституции РФ и п. 1 ст. 12 Федерального
закона N-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", как выше указано право
населения муниципального образования Курское сельское поселение на
изменение границ (в т.ч. путем их описания) с учетом из мнения в строгом в
соответствии с установленным федеральным законодательством порядке.
Таким образом, имеет место угроза нарушения гражданских прав
населения муниципального образования Курского сельского поселения при
необходимости в последующем принятия закона "адрес" по
вопросу изменения границ (как установлено судом посредством их описания)
данного муниципального образования, в т.ч. при уплате налогов (на землю и
на имущество, ставки по которым в соответствии с ч.4 ст. 12 НК РФ
устанавливают органы местного самоуправления поселений) по установленным в данном Курском сельском поселении или граничащих с
ним поселениях ставкам.
В соответствии со ст.ст. 11 и 12 Гражданского кодекса РФ защита
гражданских прав осуществляется в судебном порядке путем, в том числе
путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его
нарушения.
Таким образом, статья 3 п.2
"Устава Курского сельского поселения
Волосовского муниципального района "адрес"", не
соответствует требованиям федерального законодательства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор уполномочен обратиться с
заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. Поскольку ст. З.п.2
"Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального
района "адрес"" в части установления границ сельского
поселения затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на
территории Курского сельского поселения, на изменение границ территорий
поселения без учета их мнений, гарантированных ч. 2 ст. 131 Конституции
РФ и влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, при уплате
налогов (на землю, на имущество), по установленным в данном или
граничащим с ним поселениях ставках.
Просит признать недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 3. п. 2 "Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области".
В судебном заседании прокурор Волосовского района Хитрова А.В. поддержала заявление; дала объяснения, аналогичные указанным в заявлении; просит признать недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 3. п. 2 "Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области".
Заинтересованное лицо - глава администрации Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области Галацевич В.С. согласна, пояснив, что в настоящее время уже внесены изменения в Устав Курского сельского поселения.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ч. 3 ст. 252 ГПК РФ признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Как следует из Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Курского сельского поселения Волосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, в статье 3 п. 2 содержится описание границ, описаны границы поселения по смежеству с Каложицким сельским поселением, Большеврудским сельским поселением, Сабским сельским поселением, Беседским сельским поселением. Пункт 1 статьи 3 Устава гласит, что территория Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, определена областным законом от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе" (л.д.6-27)
Таким образом, согласно системному толкованию Устава какого-либо несоответствия требованиям федерального законодательства судом не установлено. Описание границ в статье 3 п. 2 Устава полностью соответствует картографическому описанию границ установленных в Приложении N к областному закону Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе".
Права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Курского сельского поселения на изменение границ территорий поселения с учетом их мнений описанием границ не нарушены. Угрозы нарушения прав при уплате налогов (на землю, имущество) по установленным в данном поселении, или граничащим с ним поселениях ставках никакой не установлено.
Напротив, суд считает, что картографическое описание границ в Уставе, который является более доступным для ознакомления населению Курского сельского поселения, чем областной закон, соответствует интересам неопределенного круга лиц, проживающих на территории Курского сельского поселения.
Позиция прокурора о том, что описание границ равнозначно установлению границ не основана на законе.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Картографическое описание границ населенных пунктов является приложением к Областному закону "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 64-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальных образований в его составе" (принят ЗС ЛО ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, текст заявления сформулирован прокурором таким образом, что по его смыслу нарушены права лесхозов при установлении границ населенных пунктов.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления прокурора, поскольку оно не основано на законе. Устав является нормативным правовым актом органа местного самоуправления и ст.3 п.2 Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального района "адрес" не противоречит действующему законодательству.
В силу части 2 статьи 11 ГПК РФ, только в случае несоответствия нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц признать недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 3 пункт 2 Устава Курского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.М. Островская
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.