Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,
При секретаре Ниязовой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании
С участием прокурора Дмитриева М.С., представителя ответчика Миронова В.В., представителя третьего лица на стороне ответчиков Чернявской М.Ю.,
гражданское дело по искам Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" об обязании произвести мероприятия по очистке земель лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза незаконно размещенных бытовых отходов на землях лесного фонда в квартале "данные изъяты" выдел "данные изъяты" и в квартале "данные изъяты" выдала "данные изъяты" "адрес" участкового лесничества "адрес" лесничества специализированным транспортом и организацией, имеющей на право обращения с отходами, на санкционированные полигон ТБО (л.д.3-5,
В судебном заседании в поддержание исковых требований прокурор указал, что в результате проверки в "адрес" участковом лесничестве "адрес" лесничества выявлены несанкционированные свалки в квартале "данные изъяты" выдел "данные изъяты" объемом "данные изъяты" куб.м., площадью "данные изъяты" кв.м., и в квартале "данные изъяты" выдела "данные изъяты" объемом "данные изъяты" куб.м., площадью "данные изъяты" кв.м. Принадлежность отходов установить не удалось. Участки, на которых обнаружены свалки, Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды "адрес" переданы в аренду ЗАО "Кингисеппский леспромхоз", в обязанности которого входит перемещение отходов в санкционированные места размещения. ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" обязано ликвидировать данные свалки, поскольку является арендатором квартала "данные изъяты" выдела "данные изъяты" и квартала "данные изъяты" выдела "данные изъяты" "адрес" участкового лесничества. При заключении договора аренды никаких обременений в виде свалки бытовых отходов на передаваемом в аренду лесном участке не имелось. Просил иски удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" исковые требования не признал. Не оспаривал наличие свалок бытовых отходов, указал на то, что действующим законодательством деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Бытовые отходы вывозятся в лес автомобилями Администрации МО "Усть-Лужское сельское поселение", в границах которого расположенные арендованные земельные участки. Факт незаконной организации свалки в одном из соседних кварталах был установлен постановлением Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области по делу об административном правонарушении. Обязанность по ликвидации свалок бытовых отходов, образовавшихся в результате неисполнения администрацией муниципального образования своих обязанностей по организации сбора и вывоза мусора, лежит на Комитете по природным ресурсам. Указал, что отходы от своей деятельности в связи с вырубкой деревьев ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" осуществляет в соответствии с договором аренды земель лесного фонда. Просил в исках отказать.
Представитель Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Ленинградское областное управление лесами" и Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Комитета представил письменный отзыв, где указали, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления (л.д.32, 58-59, 107).
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" с иском прокурора согласилась. Указала, что арендатор земельного участка обязан нести ответственность за состояние арендуемой территории. Права и законные интересы Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" данным спором не затрагиваются.
Представитель привлеченного судом к участию в деле третьего лица на стороне ответчика Администрации МО "Усть-Лужское сельское поселение" в судебное заседание не явился, просили дело рассматривать в их отсутствие (л.д.108, 115).
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит иски обоснованными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Статьей 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия)
Статьями 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что согласно актам N и N Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды "адрес" обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ в квартале "данные изъяты" выдела "данные изъяты" "адрес" участкового лесничества обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора площадью "данные изъяты" кв.м., примерный объем "данные изъяты" куб. м., в квартале "адрес" выдела "адрес" этого же лесничества обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора площадью "адрес" кв.м., примерный объем "адрес" куб. м. (л.д.15, 75).
ДД.ММ.ГГГГ Ленинградским областным государственным бюджетным учреждением "Ленинградское областное управление лесами" составлены протоколы о лесонарушении N и N (л.д.16, 76).
Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" заключен договор аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, в силу которого ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" приняло во временное владение и пользование лесной участок 40002 га, находящийся в государственной собственности, из категории земель: земли лесного фонда, с местоположением: "адрес" "адрес", в том числе кварталах "данные изъяты" (л.д. 6-14, 19).
Таким образом, материалы дела указывают на тот факт, что ЗАО "Кинргисеппский леспромхоз" является арендатором лесного участка с ДД.ММ.ГГГГ.
В договоре аренды лесного участка не содержится сведений относительно факта размещения на лесном участке, переданном арендатору, несанкционированного полигона ТБО.
По договору аренды ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" обязалось осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов, выполнять требования санитарных правил в лесах РФ, утверждены уполномоченным органом государственной власти РФ (л.д.9).
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Установленные судом обстоятельства, в том числе выявленные в ходе прокурорской проверки относятся к достаточным основаниям для удовлетворения исков, направленных на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и обязании именно ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" как арендатора лесного участка, на котором размещены несанкционированные свалки ТБО, ликвидировать эти свалки.
Доводы ответчика о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит также на органах местного самоуправления и других арендаторах этих же земельных участков не освобождают его от обязанности ликвидировать несанкционированные свалки.
Удовлетворяя исковые требования об обязании ответчика произвести определенные действия, суд находит, что срок шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу будет достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иски Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ЗАО "Кингисеппский леспромхоз" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда в квартале "данные изъяты" выдела "данные изъяты" и квартале "данные изъяты" выдела "данные изъяты" участкового лесничества Кингисеппского лесничества Ленинградской области путем вывоза бытовых отходов на специализированный полигон ТБО в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.