РЕШЕНИЕ по делу N 2-1044Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года г. Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Е.А.Клишиной,
с участием прокурора С.В. Рыбина,
при секретаре Соболевской П.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании незаконными отдельных положений Устава Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района",
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконными отдельных положений Устава Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области" на том основании, что 24 апреля 2009 года решением совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" N 45/236 утверждён Устав Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области", который был опубликован в газете приложении к газете "Киришский факел" N 27 (11461) от 09 июля 2009 года. Отдельные положения Устава Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области" не соответствуют федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям: абз.40 п.2 ст.23 Устава устанавливает, что к полномочиям совета депутатов МО "Будогощское городское поселение" относится объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, а также определение правил их охраны и использования в соответствии с действующим законодательством, однако, ч. 2. ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что памятники природы могут быть только федерального и регионального значения,при этом, в соответствии со ст. 26 указанного закона, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Одновременно, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Таким образом, наделение совета депутатов муниципального образования правом объявлять природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, а также определять правила их охраны и использования, не соответствует действующему законодательству.Кроме того, абз. 38 п.2 ст. 23 Устава совет депутатов муниципального образования Будогощское городское поселение наделен правом выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории поселения.Вместе с тем, приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществляется в судебном порядке в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ.Кроме того, ч. 2. ст. 36 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) "Об охране окружающей среды" также указывает, что в
случае нарушения требований в области охраны окружающей среды
приостановлениеразмещения,проектирования,строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется по решению суда.На основании изложенного, просит суд признать недействующими с момента вступления судебного решения в законную силу абз. 40 п.2 ст.23 в части слова "природы", а также абз. 38 ч.2 ст.23 в части слов "выносит решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории
поселения" Устава муниципального образования "Будогощское городское
поселение Киришского муниципального района Ленинградской области".
В судебном заседании Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, заявленное требование поддержал в полном объеме.
Полномочный представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района", действующий на основании доверенности, требование не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве, которые сводятся к тому, что ч.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" установлено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальную собственности. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Указанные статьёй памятники природы отнесены к особо охраняем природным территориям и соответственно могут находиться в собственности муниципальных образований. Часть 2 статьи 36 ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает лишь запрещение изменения стоимости проектных работ и утверждённых проектов, а не приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции по решению суда. Устав прошёл правовую проверку по всем изложенным в нём пунктам в Управлении Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и был зарегистрирован 15 июня 2009 года. Таким образом считает, что Устав МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" соответствует требованиям законодательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и документально подтверждено, что 24 апреля 2009 года решением совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" N 45/236 утверждён Устав Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области" (л.д. 6-9), который был опубликован в газете приложении к газете "Киришский факел" N 27 (11461) от 09 июля 2009 года (далее - Устав).
Согласно п.п. 40 п.2 ст.23 Устава к полномочиям совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" относится: объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, а также определение правил их охраны и использования в соответствии с действующим законодательством (л.д.9).
Согласно ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями.
Из данной нормы следует, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды; природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (п. 13).
Таким образом, объявление природных объектов и комплексов памятниками природы федеральным законодательством отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а потому положения п.п. 40 п. 2 ст. 23 Устава Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района", утверждённого 24 апреля 2009 года решением совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" N 45/236, в части слова "природы,", как наделяющие Совет депутатов муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" правом объявлять природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, противоречат вышеуказанным нормам Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", и должны быть признаны недействительными.
Согласно п.п. 38 п. 2 ст. 23 Устава Совет депутатов муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" наделен правом выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории поселения.
Указанное в оспариваемом положении Устава полномочие Совета депутатов не отнесено ст.ст. 14, 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, либо к правам органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.
Согласно ч. 2 ст. 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения поселений, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Кроме того, положения ст.ст. 7, 12, 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривают полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, среди которых к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; оказание содействия гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды; обращение в суд об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Из смысла вышеуказанных нормы права следует, что вопросы об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, решаются в судебном порядке, а потому не могут быть отнесены к полномочиям Совета депутатов муниципального образования.
В силу изложенного положения п.п. 38 п. 2 ст. 23 Устава Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района", утверждённого 24 апреля 2009 года решением совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" N 45/236, в части наделяющей Совет депутатов муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" правом выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и строительных норм должны быть признаны недействительными.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными и недействительными с момента вступления настоящего решения в законную силу положения: п.п. 40 п. 2 ст. 23 Устава Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района", утверждённого 24 апреля 2009 года решением совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" N 45/236, в части слова "природы,", и п.п. 38 п. 2 ст. 23 Устава Муниципального образования "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района", утверждённого 24 апреля 2009 года решением совета депутатов МО "Будогощское городское поселение Киришского муниципального района" N 45/236, в части слов ", выносит решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и строительных норм".
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Леноблсуд через Киришский федеральный суд в течение 10 дней.
Судья: Е.А. Клишина
Решение не обжаловано в Ленинградском областном суде, вступило в законную силу 27.12.2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.