Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шулындиной С.А.
при секретаре Козиной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Будаевой Н.В. к садоводческому некоммерческому товариществу "Рассвет-1" о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Будаева Н.В. обратилась в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Рассвет-1" (далее - СНТ "Рассвет-1") о признании права собственности на земельный участок N, находящийся по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года является членом СНТ "Рассвет-1", где ей предоставлен земельный участок N площадью "данные изъяты" кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией "адрес" было видно Свидетельство о праве собственности за земельный участок по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. N 177, первый экземпляр которого ею утрачен.
Государственная регистрация права собственности на указанный участок в "упрощенном порядке" приостановлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в связи с тем, что истцом для осуществления государственной регистрации прав не представлено подлинное Свидетельство о праве собственности на землю N 169-33 с от 20.10.1993 г., а хранящийся в архиве Управления Росреестра по Ленинградской области второй экземпляр Свидетельства, не может служить основанием для государственной регистрации права.
В судебное заседание истец и ее представитель не явились. Представитель истца Сильванович М.В., действующая на основании доверенности от 08.09.2011 года, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, иск поддерживает.
Ответчик СНТ "Рассвет-1" надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Администрация Лужского муниципального района надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, возражений по существу заявленных требований не представила.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, действующего в момент возникновения правоотношений, граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
В силу положений ст. 8 ЗК РСФСР 1991 года, земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
При этом, в коллективную совместную собственность граждан могли быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
Земельные участки могли передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно-долевую собственность граждан могли передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе сельскохозяйственных предприятий (ст. 9 ЗК РСФСР 1991 года).
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись на основании ст. 66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдавался документ, удостоверяющий право на землю.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.
Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определялся их уставами.
В отдельных случаях земельные участки могли предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.
Постановлением главы администрации Лужского района Ленинградской области N 36/14 от 01.02.1993 г. "О перерегистрации права на землепользование садоводческого товарищества "Рассвет-1" ЛПО "Красный треугольник" под садоводство членам садоводческого товарищества предоставлено 43 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность - 27, 78 га, в коллективно-совместную собственность - 15,42 га.
10 февраля 1993 года на садоводческое товарищество "Рассвет-1" было выдано свидетельство о праве собственности на выделенную землю.
Постановление Главы администрации Лужского района Ленинградской области N 36/14 от 01.02.1993 года на момент его принятия не соответствовало требованиям Земельного кодекса РСФСР 1991 года в части передачи в коллективно - долевую собственность земель занятых участками садоводов, поскольку ст. 66 ЗК РСФСР предусматривала возможность предоставления данных участков садоводам лишь в собственность или пожизненно-наследуемое владение, в подтверждение прав на землю каждому садоводу должен был выдаваться соответствующий документ. Садоводству предусматривалась выдача документа только на земли общего пользования.
В силу ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Пленум Верховного Суда РФ в части 2 пункта 7 постановления от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" разъяснил судам, что оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
С учетом требований перечисленных норм можно сделать вывод, что постановление главы администрации Лужского района, в части передачи в коллективно-долевую собственность земель, занятых участками садоводов, не может быть принято во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку в момент его вынесения оно не соответствовало закону.
Решением общего собрания членов СНТ "Рассвет-1" от ДД.ММ.ГГГГ года Будаева Н.В. была принята в члены садоводческого товарищества "Рассвет-1" и за ней закреплен участок N (л.д. 25).
Согласно копии Свидетельства о праве собственности на землю Nс от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главой администрации Лужского района по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. N 177, Будаева Н.В. является собственником земельного участка N площадью "данные изъяты" кв.м. в СНТ "Рассвет-1".
В тексте Свидетельства о праве собственности на землю указано, что оно составлено в двух экземплярах, из которых первый выдан Будаевой Н.В., второй хранится в Лужском райкомземе.
В связи с произведенной реорганизацией земельных комитетов, вся архивная документация передана в Управление Росреестра по Ленинградской области, в том числе и второй экземпляр Свидетельства о праве собственности на землю N 169-33с от 20.10.1993 г., копия которого имеется в материалах дела.
Согласно копии Свидетельства о праве собственности на землю N 169-33с от 20.10.1993 г., она заверена печатью и подписью руководителя Лужского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области.
В связи с чем, у суда отсутствуют основания сомневаться в подлинности выданного истцу документа о правах на земельный участок.
Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, земельный участок N расположен по адресу: "адрес", его площадь составляет "данные изъяты" кв. м., участку присвоен кадастровый N (л.д. 10).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о правах на участок, расположенный по адресу: "адрес", участок N (выписка из ЕГРП от 23 января 2012 года) (л.д. 16).
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под государственной регистрацией понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
По смыслу данной нормы и других положений названного Федерального закона государственная регистрация сама по себе не порождает право, а лишь подтверждает его наличие или возникновение со стороны государства путем внесения соответствующей записи о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 г. N 177, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании указанной нормы закона, выданное Будаевой Н.В. Свидетельство о праве собственности на землю Nс от ДД.ММ.ГГГГ признается действительным и имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что истец является собственником спорного земельного участка, право собственности у иных лиц на указанный участок не возникло, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Будаевой Н.В. к садоводческому некоммерческому товариществу "Рассвет-1" о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за Будаевой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой "адрес" (паспорт гражданина РФ N, выдан N Отделом милиции "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения N), место жительства которой зарегистрировано по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", право собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый N с разрешенным использованием для ведения садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: "адрес", участок N.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.