Решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области
(Извлечение)
Сосновоборский городской суд "адрес" в составе:
Председательствующего судьи Колотыгиной И.И.
при секретаре ФИО1
с участием заявителя ФИО5, представителя заинтересованного лица ФИО2, действующей по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 Людмилы Андреевны об оспаривании действий местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указывая, что принимала участие в ликвидации последствии аварии на ЧАЭС. Является инвалидом 2 группы, причина инвалидности - увечье связано с аварией на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в администрацию о постановке на очередь на получение жилья, как льготника, т.к. действительно является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Проживает с сыновьями в комнате, площадью 13 кв.м. Заявление ФИО5 было удовлетворено, а ДД.ММ.ГГГГ постановлением мэра за N ее исключили из льготной очереди, но оставили в общей очереди. В январе 2011г. заявитель вновь обратилась в Администрацию с аналогичным заявлением, в котором вновь просила вернуться к рассмотрению вопроса о выделении ей жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку ликвидаторы ЧАЭС подпадают под "Программу" Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством федеральной целевой программы "Жилище". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала ФИО5 во включении в списки на предоставление жилья по целевой программе "Жилье". Считает отказ администрации в предоставлении жилья на льготных условиях по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством федеральной целевой программы "Жилище" не законным, в соответствии со ст. 1 Областного Закона N-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", п.3 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". Полагает, что в связи с вынесением Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-П, вышеуказанный закон одинаков для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты. Просила признать незаконным решение Администрации МО Сосновоборский городской округ об исключении ФИО5 из льготной очереди на получение жилья как инвалиду ЧАЭС. Признать отказ Администрации МО Сосновоборский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении жилья на льготных условиях незаконным.
В судебном заседании ФИО5 поддержала заявленные требования. Уточнила, что просит признать незаконным решение Администрации МО Сосновоборский городской округ об ее исключении из льготной очереди на получение жилья как инвалиду ЧАЭС от ДД.ММ.ГГГГ Поясняла суду, что на самом деле, впервые обратилась в Администрацию для решения вопроса о постановке на учет нуждающихся в ноябре 2004г., но ей пояснили, что комиссия собирается раз в два месяца, и в 2004г. она не успеет собрать документы, поэтому, собрав все необходимые документы, по предложению работника администрации, заявление ею было написано только в феврале 2005г. Решение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, полученное ею в январе 2006г., об исключении из льготной очереди, в судебном порядке не обжаловала. Но обращалась устно к главе администрации, впоследствии писала письма Президенту РФ, но в льготной очереди ее не восстановили. Почему не обжаловала решение в суде, точно ответить не могла, пояснила, что не знала об этом. Впоследствии, узнав в начале 2011г. о вынесении Постановления Конституционным судом от ДД.ММ.ГГГГ N-П, вновь обратилась в Администрацию, на что получила отказ. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации МО Сосновоборский городской округ ФИО2, действующая по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований ФИО5 Считает, что в нарушение ст. 256 ГПК РФ, ФИО5 заявлены требования о признании незаконным решение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данной статьей установлен срок обжалования - 3 месяца, который заявитель пропустила. Поэтому в первой части требования просила отказать ФИО5 Что касается второго требования, поясняла суду, что действительно на основании Постановления Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N-П, положения п.2 ч.1 ст. 14 и п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" признаны не соответствующими Конституции РФ. Однако, в соответствии со ст. 80 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ - в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующимКонституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, то Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке. На сегодняшний день какие-либо изменения в закон не внесены, поэтому считает отказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 ч.1 и 2 Конституции РФ - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 255 ГПК РФ оспорены в порядке гражданского судопроизводства могут быть такие решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что на основании заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37), она была принята на учет по улучшению жилищных условий в очередь по месту жительства, согласно Постановления Администрации МО "Город Сосновый Бор" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.35).
Согласно Постановления Администрации МО "Город Сосновый Бор" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 33) ФИО5 была исключена из льготной очереди участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, с сохранением в общей очереди по месту жительства под N1363, в льготной очереди под N612.
Как пояснила сама ФИО5 постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ было ею получено в январе 2006г.
Данное постановление ФИО5 в установленном законом порядке обжаловано не было. ФИО5 не просила восстановить пропущенный срок, более того, ею не представлено доказательств уважительности пропуска срока, либо доказательств, что имелись какие-либо обстоятельства, препятствовавшие ее обращению с заявлением (жалобой) в суд.
Согласноч. 2 ст. 256 ГПК РФ причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Следовательно, предусмотренный законом срок на обжалование решения Администрации МО "Город Сосновый Бор" от ДД.ММ.ГГГГ N пропущен ФИО5 без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении ее заявления в данной части.
При этом, суд учитывает, что вынесенное Постановление Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N-П, о котором заявитель узнала, с ее слов, только в январе 2011г., не является основанием для восстановления вышеуказанного срока обжалования решения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в суд. Более того, ФИО5 не просила восстановить срок для обжалования указанного решения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована постоянно и проживает по адресу: "адрес" (площадь 12,7 кв.м.). Совместно с ней зарегистрированы сыновья ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, который, также является собственником указанного жилого помещения (л.д.10).
Также судом установлено, что ФИО5 в период с 1992г. по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала в различных жилых помещениях (л.д.20-23), сменила 4 адреса.
Со слов ФИО5, которой у суда нет оснований не доверять, известно, что она с детьми и родителями производили неоднократно обмен жилыми помещениями, которые являлись муниципальной собственностью. Последнее жилое помещение, по месту жительства, "адрес", приватизировали, продали, и приобрели в собственность сына - ФИО4 жилое помещение, где она в настоящее время зарегистрирована и проживает (где также зарегистрирован и второй сын ФИО3). А в собственность сына ФИО3 приобрели квартиру в "адрес".
В 2011г. ФИО5 обратилась в Администрацию МО Сосновоборский городской округ с заявлением (л.д.9) о восстановлении на очередь на выделение жилья на льготных основаниях.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Админстрации МО Сосновоборский городской округ (л.д.7-8) ФИО5 было отказано в удовлетворении ее заявления.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты(пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью(пункт 3 части первой статьи 15).
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральныйзакон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которымстатьи 14 и15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и9 статьи 3).
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федеральногозакона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью.
На основе названногоЗакона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целеваяпрограмма по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целеваяпрограмма "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 675).
Федеральнымзаконом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после ДД.ММ.ГГГГ обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищнымзаконодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации принялоПостановление от ДД.ММ.ГГГГ N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии состатьями 14 и15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии сПостановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, было предоставлено право на участие вподпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В соответствии спунктом 2 части первой статьи 14 ипунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищнымкодексом РСФСР, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и Жилищнымкодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральномузакону от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ.
Согласностатье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Жилищнымкодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
На основании Постановления Конституционного Суда РФ N-П от ДД.ММ.ГГГГ положенияпункта 2 части первой статьи 14 ипункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, еестатьям 19 (часть 2),40,42 и55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты.
В статье 80 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ, с изм. и доп., вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ) указано, что в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующимКонституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании. Также указаны порядок и сроки внесения законопроектов, и их рассмотрение уполномоченными на то органами.
Поскольку, в настоящее время, каких-либо изменений в действующее законодательство внесено не было, гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Жилищнымкодексом РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым в удовлетворении части требований ФИО5 о признании отказа Администрации МО Сосновобюорский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилья на льготных условиях, отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО3 Людмилы Андреевны о признании незаконными решения Администрации МО Сосновоборский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ и отказ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилья на льготных условиях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд "адрес" в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Колотыгина И.И.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Колотыгина И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.