Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гусева А.И.
при секретаре Мещеряковой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савиновой В.А., к ФГУП "Центр управления Федеральной собственностью", об обязании заключить договор безвозмездной передачи в собственность жилое помещение в порядке приватизации гражданам,
УСТАНОВИЛ:
Савинова В.А. обратилась в суд с иском к Федеральному агентству по управлению Федеральным имуществом, "данные изъяты" в котором просила обязать ФГУП "Центр управления Федеральной собственностью" заключить с ней договор передачи в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В обосновании иска истец указал, что в спорном жилом помещении постоянно зарегистрирована на основании договора социального найма Савинова В.А. Бывший супруг истца ФИО5 снят с регистрационного учета в спорном жилом помещении с 05.12.2000 г., что подтверждается справкой Ф-9 от 19.03.2012 г.
Истица имеет намерение воспользоваться своим правом, установленным Конституцией РФ, а также ст. 2 и ст.11 Федерального Закона N 1541-1 " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемое жилое помещение.
"Северо-западный центр" ФГУП "ЦУФС" отказал истцу в удовлетворении заявления о приватизации спорного жилого помещения в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании Савинова В.А. не присутствовала, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр управления Федеральной собственностью" государственной корпорации атомной энергии "Росатом" в лице филиала "Северо-Западный центр", извещенный о времени и мете судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, представил в суд отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.ч. 2 и 3 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч.2).
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3).
Из материалов дела следует и установлено судом, что в спорном жилом помещении по адресу: "адрес". зарегистрирована постоянно с 09.09.1991 г. истец Савинова В.А., что подтверждается справкой Ф-9 от 19.03.2012 г. Жилое помещение было предоставлено ФИО5 на основании ордера N выданного "данные изъяты" на основании решения администрации и профкома, что подтверждается копией ордера.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N от 20.11.2008 г. д. N, расположенный по адресу: "адрес", находится в хозяйственном ведении ФГУП ЦУФС.
Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Законодательно установлено, что жилищный фонд не переходит в собственность вновь образованных юридических лиц, поскольку такая передача была бы связана с ущемлением жилищных прав граждан, а лишь передается им в хозяйственное ведение или оперативное управление ( ст. 294 и 296 ГК РФ) или в ведение органов местного самоуправления. Иными словами, в этих случаях за нанимателями жилых помещений и членами их семей сохраняются прежние права и обязанности. Особо подчеркивается, что они имеют право на приватизацию жилого помещения. Порядок приватизации жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда определен Законом о приватизации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что между титульным владельцем спорного жилого помещения "Северо-западный центр" ФГУП "ЦУФС" и Савиновой В.А. при указанных обстоятельствах фактически заключен договор социального найма однокомнатной квартиры "адрес".
Занимая указанное жилое помещение по договору социального найма, на законных основаниях Савинова В.А. изъявила желание его приватизировать, в связи с чем, обратились к ответчику, но получили отказ.
В соответствии со ст. 1. Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 Закона, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Отказывая истцам в передаче в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения, ответчик ссылается на статус жилья, в доказательство представляет технический паспорт от 19.10.09 г. на объект, и санитарный паспорт от 02.12.1997г.
Согласно Техническому паспорту от 12.03.1987 г. (по состоянию на 19.10.2009 г.) д. N, расположенный по адресу: "адрес", является девятиэтажным Зданием общежития (лит. А), инвентарный N (правоустанавливающим документом не является).
Согласно Санитарному паспорту от 02.12.97г., дом N, расположенный по "адрес", является общежитием.
На момент рассмотрения данного дела санитарный паспорт, подтверждающий статус общежития спорного дома N, выданный после 2005 года (после введения в действие ЖК РФ) или какие-либо иные документы, подтверждающие, что дом N, по "адрес" является общежитием или специализированным жилищным фондом, ответчиком не представлен.
Согласно требованиями ст. 94 ЖК РФ Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что спорое жилое помещение предназначено для временного проживания на период службы, работы, обучения граждан, что оно укомплектовано мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами, ответчик в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, не представил.
Судом установлено, что вопрос о передаче жилого помещения по адресу: "адрес", находящегося в собственности Российской Федерации и хозяйственном ведении ФГУП "ЦУФС", несмотря на согласие обеих сторон, в муниципальную собственность до настоящего момента не решен по техническим причинам, каких-либо доказательств, что указанное жилое помещение имеет статут общежития, на момент рассмотрения дела в суде не имеется, однако ФГУП "ЦУФС" препятствует истцам в приватизации занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения - квартиры "адрес".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в Постановлении N 8 от 24.08.93г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями внесенными в постановлением Пленума N 6 от 06.02.07г.) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.04 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, согласно изменениям, внесенным Законом Российской Федерации от 23.12.92 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в ст. 18 названного Закона, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление преемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и на приватизацию жилья.
Из указанной нормы закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов.
Согласно ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд, в рассматриваемом случае ФГУП "Центр управления Федеральной собственностью".
С учетом изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Савиновой В.А. удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр управления Федеральной собственностью" заключить договор безвозмездной передачи в собственность в порядке приватизации гражданке Савиновой В.А. "данные изъяты", жилого помещения, "адрес".
Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Гусев А.И.
Копия верна
Судья Гусев А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.