Савеловский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Демидовой Э.Э.
при секретаре Борискиной Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6968\11
по заявлениям Богомолова Николая Тимофеевича, Богомоловой Виолетты Юсуфовны об оспаривании действий и бездействия государственных органов,
УСТАНОВИЛ:
Богомолов Н.Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и бездействий государственных органов, в котором просил признать незаконным действия Отделения по вопросам оформления гражданства российской Федерации, разрешения на временное проживание и вида на жительство Отдела Управления ФМС России по г.Москве в САО г.Москвы и Управления ФМС России по г.Москве в части предъявления требований о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ о гражданстве, признать незаконным бездействие Управления ФМС России по г.Москве, выразившееся в ненаправлении заявления заявителя о приеме в гражданство Российской Федерации с представленными документами и заключениями УФМС России и УФСБ России по г.Москве в ФМС России в установленные законом сроки. Свои требования заявитель мотивировал тем, что он является гражданином Узбекистана, 01.10.2008 г. получил статус беженца в Российской Федерации. 18.11.2010 г. он обратился в Отделение по вопросам оформления гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание и вида на жительство Отдела Управления ФМС России по г.Москве в САО с заявлением о приеме в гражданство в общем порядке на основании пункта "в" части 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Заявление было в тот же день принято к рассмотрению должностным лицом Отделения по вопросам оформления гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание и вида на жительство Отдела Управления ФМС России по г.Москве в САО. За период с 18.11.2010 г. заявление более 7 раз возвращалось Управлением ФМС России по г.Москве в Отделение по вопросам оформления гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание и вида на жительство Отдела Управления ФМС России по г.Москве в САО с требованиями предоставить дополнительные документы, не предусмотренные законодательством о гражданстве РФ в качестве необходимых для рассмотрения вопроса о приеме в гражданство РФ в общем порядке. Заявление о приеме в гражданство РФ с представленными документами и заключениями Управления ФМС России по г.Москве и Управления ФСБ по г.Москве, в нарушение сроков, предусмотренных российским миграционным законодательством, не переданы Управлением ФМС России по г.Москве в ФМС России.
Богомолова В.Ю. обратилась в суд с аналогичным заявлением.
Определением Савеловского районного суда г.Москвы от 29.09.2011 г. гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.
В судебном заседании заявители и их представитель ФИО6 заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель УФМС России по г.Москве по доверенности ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, представила отзыв на заявления в письменном виде.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев личные дела Богомолова Н.Т., Богомоловой В.Ю. полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается, в частности, в случае признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Перечень документов, которые необходимо предоставить вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ на основании статьи 13 Закона предусмотрен п.10 Положения о рассмотрении вопросов о гражданстве, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2020 г. N 1325. Представление вида на жительство не требуется от лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
Согласно п.8 Положения заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.
В соответствии с п.9 Положения заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю.
Согласно п.35 Положения заявление об изменении гражданства в общем порядке, поданное лицом, проживающим на территории Российской Федерации, и представленные заявителем документы после их проверки вместе с заключениями территориального органа Федеральной миграционной службы и территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иными имеющими отношение к делу материалами направляются в Федеральную миграционную службу.
Федеральная миграционная служба и Министерство иностранных дел Российской Федерации дают заключения на заявление и направляют его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также содержащихся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает соответствующее заключение.
Заявление вместе с документами и материалами, включая указанные заключения, направляется в Комиссию для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявлений в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из указанных органов.
Как установлено судом, заявители Богомолов Н.Т. и Богомолова В.Ю. являются гражданами Узбекистана.
Богомолов Н.Т. 01.10.2008 г. получил статус беженца в РФ, Богомолова В.Ю. получила статус беженца в РФ 23.10.2008 г., что подтверждается копиями соответствующих удостоверений.
18.11.2010 г. заявители обратились в Отделение по вопросам оформления гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание и вида на жительство Отдела Управления ФМС России по г.Москве в САО с заявлениями о приеме в гражданство в общем порядке на основании пункта "в" части 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Заявления были в тот же день приняты к рассмотрению должностным лицом Отделения по вопросам оформления гражданства российской Федерации, разрешения на временное проживание и вида на жительство Отдела Управления ФМС России по г.Москве в САО, что подтверждается справками, выданными указанным Отделением, регистрационные номера 456 и 455 от 18.11.2010 г. и личными делами заявителей, обозреваемыми в ходе судебного разбирательства.
В силу п. 8 Положения, а также п.16.1 Административного Регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19.03.2008 г. N 64, факт регистрации заявлений во входящем журнале и выдачи заявителям справки о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, свидетельствует о подаче заявителями полного пакета документов и принятии должностным лицом решения о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. При этом факт предоставления заявителями полного пакета документов 18.11.2010 г. подтверждается также личными делами заявителей.
Таким образом, датой сдачи полного пакта документов и заявления о приеме в гражданство РФ, в данном случае является 18.11.2010 г., и с указанной даты должен исчисляться 2-месячный срок рассмотрения данных заявлений территориальным органом ФМС России - Управлением ФМС России по г.Москве, структурным подразделением которого является Отделение по вопросам оформления гражданства российской Федерации, разрешения на временное проживание и вида на жительство Отдела Управления ФМС России по г.Москве в САО.
В отзыве на заявления представитель Управления ФМС России по г.Москве указывает, что полный пакет документов заявителями представлен в УФМС России по г.Москве только 19.07.2011 г.
Однако в подтверждение этих доводов Управлением ФМС России по г.Москве в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено никаких доказательств, факт предоставления документов в указанную дату - 19.07.2011 г. объективно материалами дела не подтверждается. Так, последние из имеющихся в личных делах документы датированы мартом-апрелем 2011 г., при этом заключение УФСБ России по г.Москве и Московской области было дано 14.12.2010 г., в то время как заключение УФМС России по г.Москве подготовлено только 08.08.2011 г. и заявления Богомоловых о приеме в гражданство с необходимыми заключениями направлены в ФМС России только 23.08.2011 г., т.е. с нарушением установленного п.35 Положения 2-хмесячного срока рассмотрения заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При таких обстоятельствах доводы заявителей о бездействии УФМС России по г.Москве, выразившихся в ненаправлении заявлений о приеме в гражданство с представленными документами и заключениями УФМС России по г.Москве и УФСБ России по г.Москве в ФМС России в установленный законом срок, являются обоснованными, в связи с чем заявления в данной части подлежат удовлетворению.
Заявители также утверждают, что Управление ФМС России выдвигало необоснованные требования о предоставлении дополнительных документов для рассмотрения вопроса о приеме в гражданство РФ.
Однако каких-либо доказательств, подтверждающих выдвижение УФМС России по г.Москве подобных требований заявителями не представлено. При обозрении личных дел заявителей факт направления им каких-либо требований о предоставлении дополнительных документов не подтверждается. В личных делах имеются документы, датированные более поздней датой, чем дата подачи заявителями заявлений о приеме в гражданство РФ, в частности, справок о доходах, однако, сам по себе факт нахождения этих документов в личных делах подтверждает только факт их предоставления заявителями, но не факт затребования этих документов.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителей о признании незаконными действий в части предъявления требований о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ о гражданстве, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Богомолова Николая Тимофеевича, Богомоловой Виолетты Юсуфовны признать обоснованным в части.
Признать не соответствующим закону бездействие Управления ФМС России по г. Москве по рассмотрению заявлений Богомолова Николая Тимофеевича, Богомоловой Виолетты Юсуфовны о приеме в гражданство Российской Федерации и направлении заявлений Богомолова Николая Тимофеевича, Богомоловой Виолетты Юсуфовны с представленными документами и соответствующими заключениями в ФМС России.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Савеловский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.