Ломоносовский районный суд города федерального значения Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Евпета О.В.,
при секретаре Карасевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюКороткова А.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области, Военному комиссариату Санкт-Петербурга, Военному комиссариату Ленинградской области о признании незаконным решения о признании недействительным свидетельства о правах на льготы и об отмене ежемесячной денежной выплаты, о восстановлении права на ежемесячную денежную выплату как участнику боевых действий, об обязании начислить ежемесячную денежную выплату с**.**.****г., и др.
руководствуясь ч.5 ст.167, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияКороткова А.К. - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Военного комиссариата Санкт-Петербурга от**.**.****г., выраженное в протоколеN**
Обязать Военный комиссариат Ленинградской области произвести перерасчёт и начислениеКороткову А.К. пенсии за период с**.**.****г. по настоящее время с учетом мер социальной поддержки, установленных для ветеранов боевых действий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ломоносовский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: Евпета О.В.
дело N 2-839/10 "14" октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города федерального значения Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Евпета О.В.,
при секретаре Карасевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюКороткова А.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области, Военному комиссариату Санкт-Петербурга, Военному комиссариату Ленинградской области о признании незаконным решения о признании недействительным свидетельства о правах на льготы и об отмене ежемесячной денежной выплаты, о восстановлении права на ежемесячную денежную выплату как участнику боевых действий, об обязании начислить ежемесячную денежную выплату с**.**.****г., и др.
УСТАНОВИЛ:
Коротков А.К. обратился в Ломоносовский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области о восстановлении права на ежемесячную денежную выплату и возмещении недоначисленных денежных средств, начиная с**.**.****г..
Впоследствии истец, неоднократно уточнив первоначально заявленные требования, обратил свой иск к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области, Военному комиссариату Санкт-Петербурга и Военному комиссариату Ленинградской области, в котором просит суд: 1) восстановить его (Короткова А.К.) право на ежемесячную денежную выплату, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ломоносов и Ломоносовском районе ЛО не допускать в дальнейшем прекращения данной денежной выплаты; 2) признать незаконным решение Военного комиссариата Санкт-Петербурга от**.**.****г., выраженное в протоколеN**, о признании недействительным свидетельства о праве на льготы и прекращении выплаты ЕДВ; 3) возместить недоначисленные денежные средства, начиная с**.**.****г. по настоящее время.
В обоснование заявленных требований Коротков А.К. указывает, что он с**.**.****г. по**.**.****г. проходил службу в штате корабля**** (в/чN**) в составе экипажа, в группе обеспечения связи штаба****. Плавбаза "****" в указанный период находилась в порту****, где в те годы велись боевые действия.
На основании архивной справки Центрального военно-морского архива от**.**.****г., в которой содержались сведения о нахождении истца с**.**.****г. по**.**.****г. на территории**** и его участии в боевых действиях, истец был отнесен к числу участников боевых действий, в связи с чем ему**.**.****г. было выдано бессрочное свидетельство о праве на льготы.
В соответствии со ст.1, а также п.3 ст.3 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 года N5-ФЗ он (Коротков А.К.) как ветеран боевых действий, на основании свидетельства о праве на льготы получал ежемесячную денежную выплату. Однако с**.**.****г., без какого-либо уведомления данная выплата ему была прекращена.
Военный комиссариат Санкт-Петербурга истцу на его обращения сообщил, что свидетельство о праве на льготы было ему выдано на основании ДирективыN** от**.**.****г., которая в**.**.****г. была отменена и в**.**.****г. вступила в силу ДирективаN** от**.**.****г., объявившая Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС СССР, принимавших участие в боевых действиях в****, куда войсковые частиN** иN** не включены.
Поскольку удостоверение о праве на льготы было выдано Короткову А.К. в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством, истец считает, что ни Военный комиссариат Санкт-Петербурга, ни Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ломоносов и Ломоносовском районе ЛО не вправе были принимать решение о признании свидетельства истца недействительным и о прекращении выплаты ему ЕДВ как участнику боевых действий, в связи с вновь принятыми начальником Генерального штаба ВС РФ, а также начальником Главного штаба ВМФ Директивами от**.**.****г.N** и от**.**.****г.N** соответственно, отменившими ДирективуN** от**.**.****г., на основании которой и было выдано данное удостоверение.
Истец Коротков А.К., а также его представитель - Семёнова М.А., допущенная к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, в судебное заседание явились, исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносов и Ломоносовском районе ЛО - Ярошенко А.С., чьи полномочия подтверждены доверенностьюN** от**.**.****г. в судебное заседание явился, исковые требования не признаёт, полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком в данном споре, поскольку не принимало самостоятельного решения о прекращении Короткову А.К. ежемесячной денежной выплаты. Указанная выплата не осуществляется истцу с**.**.****г. в связи с получением УПФ РФ из Центра социального обеспечения Военного комиссариата Санкт-Петербурга сообщения о том, что пенсионер Коротков А.К. утратил статус ветерана боевых действий, ранее выданное ему свидетельство о праве на льготы подлежит изъятию, как выданное без должных оснований.
Представитель ответчика - Военного комиссариата Ленинградской области - Акишин А.Н. (доверенность б/н от**.**.****г.) в судебное заседание явился, исковые требования не признаёт, суду пояснил, что личное дело Короткова А.К. действительно**.**.****г. было передано из Военного комиссариата СПб в ВКЛО, где находится по настоящее время. Исковые требования Короткова А.К., по мнению представителя ответчика, необоснованны, поскольку Военный комиссариат СПб при принятии решения о признании свидетельства на льготы недействительным и о прекращении выплаты ЕДВ учел, что ДирективаN** от**.**.****г. не соответствовала ст.3 Закона РФ "О ветеранах" и Инструкции Минтруда РФ N69 от 2009 года. В Федеральном законе "О ветеранах" выполнение интернационального долга, как вид деятельности личного состава сил и частей на территориях других государств, где велись боевые действия, отсутствует. Данным законом к категории ветеранов боевых действий на территории других государств отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас, направленные органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ в другие государства и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах (Перечень государств и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приведен в приложении к ФЗ "О ветеранах"). К таким отнесено только участие личного состава кораблей и вспомогательных судов ВМФ СССР в боевых действиях в Бангладеш и участие личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов в разминировании зоны Суэцкого канала. Порядок и условия реализации прав и льгот ветеранам боевых действий на территории других государств, установленных ФЗ "О ветеранах", определен приказом Министра обороны от 1996 года N185, согласно которому свидетельство о праве на льготы этим лицам выдается военными комиссариатами на основании архивных справок учреждений и иных документов, подтверждающих факт участия военнослужащих в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств. Аналогичный порядок был установлен и ранее постановлением Совета Министров СССР 1989 года N529. Однако, не смотря на это, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР были приняты Директивы от 17.07.1991 N730/1/1438 и от 23.07.1991 года N730/1/01028, которыми предусмотрено, что предоставление льгот подлежит личному составу кораблей, судов и частей Военно-морского флота (Перечень кораблей, судов и частей Военно-морского флота приведен в Директиве), выполнявшему интернациональный долг в странах, где велись боевые действия (независимо от участия военнослужащих в боевых действиях). На основании данных Директив Центральный военно-морской архив в течение долгого времени выдавал справки, подтверждающие право военнослужащих на льготы. Поскольку Федеральный закон "О ветеранах" не содержит отсылки к Перечню кораблей, судов и частей Военно-морского флота при придании военнослужащему статуса ветерана боевых действий, Директивой начальника Генерального штаба ВС РФ от 01.08.2000 года N350/13/1 ранее изданное директивное указание начальника ГШ ВС СССР от 17.07.1991 года N730/1/1438 было признано недействующим в ВС РФ, а Директивой начальника Главного штаба ВМФ от 24.01.2003 года N730/1/179 признана утратившей силу Директива Главного штаба ВМФ N730/1/01028 от 23.07.1991 года. Учитывая то, что Директивы начальника Генерального штаба ВС СССР от 17.07.1991 года N730/1/1438, а также начальника Главного штаба ВМФ от 23.07.1991 года N730/1/01028 противоречили закону, военными комиссариатами было принято решение об изъятии у военнослужащих свидетельств о праве на льготы, выданных на основании отмененных Директив, и о снятии надбавки к пенсии за участие в боевых действиях при отсутствии других оснований. Именно поэтому, а также ввиду того, что никаких документов, свидетельствующих о личном участии Короткова А.К. в боевых действиях****, не имеется, военным комиссариатом Санкт-Петербурга свидетельство Короткова А.К. было признано недействительным как необоснованно выданное и прекращена выплата ЕДВ.
Представитель ответчика - Военного комиссариата Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Коротков А.К. является военнослужащим, уволенным с зачислением в запас (л.д.147).
С**.**.****г. по**.**.****г. Коротков А.К. проходил военную службу в составе экипажа корабля Плавбазы**** (в/чN**), в группе обеспечения связи****. В период с**.**.****г. по**.**.****г. истец находился в**** и принимал участие в боевых действиях (выписка из послужного списка Короткова А.К. - л.д.28-33).
**.**.****г. Центральным военно-морским архивом истцу была выдана справка о том, что с**.**.****г. по**.**.****г. он находился на территории**** и принимал участие в боевых действиях, в связи с чем имеет право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР 1989 года N529 (Приказ Министра обороны СССР 1989 года N300). При этом в качестве одного из оснований к выдаче данного документа начальником архива указана ДирективаN** от**.**.****г. (л.д.152-153).
**.**.****г. войсковой частьюN** на основании вышеупомянутой справки Короткову А.К. было выдано бессрочное свидетельство о праве на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР от**.**.****г., которые предоставлялись истцу как ветерану боевых действий (л.д.8).
Из материалов дела усматривается, что Директивой**.**.****г. от**.**.****г. до сведения командования флотов, начальников главных управлений, Центрального аппарата ВМФ и т.д. был доведен Перечень кораблей, судов и частей Военно-морского флота, личный состав которых выполнял интернациональный долг, в странах, где велись боевые действия, объявленный Директивой ГШ ВС СССР от**.**.****г.N** (л.д.123-138 - Перечень, л.д.165-166 - сообщение из Центрального военно-морского архива).
Согласно данному Перечню к числу таких судов и войсковых частей относилась Плавбаза**** (в/чN**), пребывающая в зоне боевых действий в**** в период с**.**.****г. по**.**.****г. (л.д.136).
Директива**** от**.**.****г.N** признана недействующей с**.**.****г., а ДирективаN** от**.**.****г. признана утратившей силу**.**.****г. Директивой начальникаN** (Директива от**.**.****г.N** - л.д. 160, сообщение из Центрального военно-морского архива - л.д.165-166).
**.**.****г. комиссией Военного комиссариата Санкт-Петербурга было принято решение, выраженное в протоколеN**, в соответствии с которым свидетельства о праве на льготы, выданные на основании указаний начальника ГШ ВС СССР от**.**.****г.N** и от**.**.****г.N**, на удостоверения ветеранов боевых действий военнослужащим, проходящим военную службу на кораблях и в подразделениях ВМФ в период с**.**.****г. по**.**.****г., обмену не подлежат, ранее выданные свидетельства необходимо изъять, надбавку к пенсии за участие в боевых действиях снять, о принятом решении информировать Управления ПФ РФ, УСЗН районов и пенсионеров МО РФ, в отношении которых данные действия проведены (л.д.110-111). При этом в данном решении также указано, что при определении права на обмен свидетельства о праве на льготы на удостоверение участника боевых действий необходимо направлять повторный запрос в ЦВМА и ставить запрос о наличии сведений, подтверждающих участие военнослужащего в боевых действиях на территории****
Из материалов дела следует, что**.**.****г. Коротков А.К. обратился в военный комиссариат**** с заявлением о замене свидетельства о праве на льготы на удостоверение нового образца (л.д.61).
Данное заявление, а также необходимые документы были перенаправлены военному комиссару Ленинградской области (л.д.75), а затем в Военный комиссариат Санкт-Петербурга, которым в Центральный военно-морской архив был сделан запрос о сообщении сведений об участии Короткова А.К. в**.**.****г. в боевых действиях в****.
Согласно справкам ЦВМА от**.**.****г.N**, а также от**.**.****г.N** Коротков А.К. в период с**.**.****г. по**.**.****г. проходил службу в войсковой частиN**. Приказом командира войсковой частиN** от**.**.****г. лейтенант Коротков А.К., прибывший в командировку, зачислен на котловое довольствие с**.**.****г.. В командировке в войсковой частиN** лейтенант Коротков А.К. находился по**.**.****г.. Согласно вахтенным журналам войсковая частьN** с**.**.****г. по**.**.****г. находилась в****, где в период с**.**.****г. по**.**.****г. велись боевые действия (приложение к ФЗ РФ "О ветеранах" 1995г. N5-ФЗ). Сведений об участии личного и прикомандированного состава в/чN** и непосредственно Короткова А.К. в боевых действиях в**** за**.**.****г. не имеется (л.д.59-60).
Сведения, изложенные в данных справках, послужили основанием к направлению Военным комиссариатом Санкт-Петербурга в Управление Пенсионного фонда РФ сообщений, указывающих на утрату Коротковым А.К. статуса ветерана боевых действий, на необходимость изъятия ранее выданного свидетельство о праве на льготы, как выданного без должных к тому оснований, на необходимость принятия мер по прекращению выплаты ЕДВ как ветерану боевых действий (л.д.89, 90, 142).
В связи с данными Военным комиссариатом Санкт-Петербурга указаниями Управлением Пенсионного фонда**.**.****г. было принято решение о прекращении с**.**.****г. ежемесячной денежной выплаты Короткову А.К. по категории "ветеран боевых действий" по причине утраты права (л.д.91).
Федеральный закон "О ветеранах" в статье3 определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом1 пункта1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий:
- фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана;
- оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.
В настоящее время реализация прав и льгот, предусмотренных комментируемым Законом, осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утв. Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 года N 69.
В соответствии с названной Инструкцией права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются на основании соответствующих удостоверений. Порядок и основания выдачи удостоверений устанавливаются подзаконными нормативными актами.
Помимо удостоверений, документами, подтверждающими права ветеранов боевых действий, является, в том числе, свидетельства о праве на льготы, выданные в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27.
Как уже было указано ранее, Короткову А.К. свидетельство о праве на льготы было выдано**.**.****г. в соответствии с данным постановлением.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 30 июня 1989 года N 529 "О распространении некоторых льгот, установленных для военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей, на военнослужащих, выполнявших интернациональный долг до 1 декабря 1979 года в странах, где велись боевые действия, и их семьи" предусмотрено, что решение о предоставлении льгот военнослужащим принимаются Министерством обороны СССР и Комитетом государственной безопасности СССР на основании документов, подтверждающих их участие в боевых действиях.
Такое решение в отношении Короткова А.К. было принято Министерством обороны СССР в лице его уполномоченного органа - войсковой частиN**.
Таким образом, судом достоверно установлено, что свидетельство о праве на льготы было выдано Короткову А.К. в установленном порядке как лицу, соответствовавшему предъявляемым на тот момент требованиям, установленным компетентным органом для получения удостоверений о праве на льготы, на основании документов, признававшихся подтверждающими факт участия в боевых действиях, что не оспаривалось ответчиком.
Согласно ст.28 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Следовательно, в силу названного законоположения уполномоченные органы государственной власти обязаны обеспечить предоставление льгот в отношении граждан, которым ранее на законных основаниях были выданы удостоверения (свидетельства о праве на льготы) единого образца.
В Постановлении Конституционного Суда РФ N 9-П от 23 апреля 2004 года по данному поводу также указано, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых публично-правовых обязательств, и что для лиц, у которых ранее возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, при издании нормативных правовых актов, изменяющих порядок реализации льгот, должно быть выполнено условие о том, что совокупный объем льгот и выплат не может быть уменьшен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что свидетельство о праве на льготы было выдано Короткову А.К. в порядке, установленном в период, когда действовавшим законодательством и иными нормативно-правовыми актами он был отнесен к числу лиц, имеющих право на льготы, установленные для воинов - интернационалистов Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года, суд приходит к выводу о незаконности принятого комиссией Военного комиссариата Санкт-Петербурга**.**.****г. решения (протоколN**), в связи с чем полагает исковые требования Короткова А.К. в данной части подлежащими удовлетворению, как и требования об обязании произвести перерасчёт и начисление неполученных ежемесячных денежных выплат, начиная с**.**.****г. по настоящее время с учетом мер социальной поддержки, установленных для ветеранов боевых действий. И поскольку личное дело пенсионера Короткова А.К.**.**.****г. было передано Военным комиссариатом СПб в Военный комиссариат Ленинградской области суд возлагает данную обязанность на Военный комиссариат ЛО.
Вместе с тем, суд полагает подлежащими отклонению требования истца, заявленные к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносов и Ломоносовском районе ЛО, ввиду того, что в данном случае Управление не обладало полномочиями по принятию самостоятельного решения. Управлением ПФ РФ Короткову А.К. была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная выплата в связи с наличием у него статуса ветерана боевых действий, который был придан ему военными органами. Вопросы правомерности или неправомерности лишения данного статуса в компетенцию Управления не входят. В связи со сказанным суд находит оправданной позицию представителя УПФ РФ о том, что Управление по данному делу является ненадлежащим ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ч.5 ст.167, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Короткова Александра Константиновича - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Военного комиссариата Санкт-Петербурга от**.**.****г., выраженное в протоколеN**
Обязать Военный комиссариат Ленинградской области произвести перерасчёт и начисление Короткову Александру Константиновичу пенсии за период с**.**.****г. по настоящее время с учетом мер социальной поддержки, установленных для ветеранов боевых действий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ломоносовский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: Евпета О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.