Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 02 марта 2012 г.
(Извлечение)
Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи А.А.Васильева,
при секретаре В.В.Шатеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузиной ФИО19, действующей в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО10 и ФИО2 об оспаривании распоряжения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Зеленоградском административном округе города Москвы.
УСТАНОВИЛ:
Кузина И.Е., действующая в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО10 и ФИО2 обратилась в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Зеленоградском административном округе города Москвы, ссылаясь на то, что она обратилась в Управление Департамента Жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Зеленоградского АО с заявлением о признании её, а также Кузиной И.Е., ФИО2 и ФИО10 нуждающимися в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городской программы, как отдельная семья, ведущая раздельное хозяйство. Основанием к обращению послужило то, что в квартире вместе с Кузиной И.Е. и её "данные изъяты" детьми проживает ФИО5, которая состоит на учете в ПНД "данные изъяты" и имеет заболевание, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, однако в постановке ей было отказано. Истец просит признать не соответствующим закону распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Зеленоградском административном округе ФИО16 об отказе в признании граждан Кузиной И.Е., ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО2., ФИО10, ФИО7, нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, и обязать указанное должностное лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя и препятствие к осуществлению заявителем его прав- рассмотреть заявление в установленном порядке.
Кузина И.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила суду, что произошло нарушение п.3 ч.1 ст.8 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29 ФИО16, просила признать несоответствующим закону распоряжение и обязать ФИО16 устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав в установленном законом порядке. Пояснила, что на человека в семье приходится более "данные изъяты" кв.м., квартира трехкомнатная, приватизирована в долях.
Начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы ФИО16 в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, отзыв на исковое заявление, в котором просила в требованиях отказать(л.д.57-62), указав, что оснований, предусмотренных Законами г.Москвы в признании нуждающимися заявителя и членов её семьи нет.
Выслушав заявителя, огласив возражения от начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кузина ФИО19(заявитель), её мать ФИО6, отец ФИО7, сын ФИО2 "данные изъяты" года рождения, сын ФИО10 "данные изъяты" рождения, сестра ФИО5, сын сестры ФИО7 "данные изъяты" года рождения зарегистрированы в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения "данные изъяты" кв.м., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.21-23). ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы и ФИО6 был заключен договор социального найма на квартиру по адресу: "адрес". Согласно условиям данного договора наймодатель в лице Департамента передал нанимателю в бессрочное владение и пользование вышеуказанное жилое помещение для использования в целях проживания ФИО6. ФИО7 (муж), ФИО5 (дочь), ФИО17 (дочь), ФИО7 (внук), ФИО2 (внук).(л.д.49), все лица указаны как члены семьи нанимателя.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, с одной стороны, и ФИО6, ФИО7, ФИО5, Кузиной И.Е., ФИО7, ФИО2. был заключен договор передачи "адрес" в собственность указанных граждан (по 1/6 доле каждому)(л.д.24). ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" был зарегистрирован сын заявительницы ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно медицинским справкам ФИО5(сестра заявителя) является инвалидом "данные изъяты" группы, имеет право на первоочередное получение жилой площади по Приказу Минздрава СССР от 28.03.1983г. N 330, право пользования дополнительной жилой площадью по Циркуляру НКВД РСФСР от 15.01.1928г. N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. N 15. Постановлению Правительства РФ от 21.12.2004г. N 817, а также права на жилищные льготы по Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".(л.д.33-36).
Из представленного суду отзыва на заявления (л.д.57-62) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в службу "одного окна" Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Зеленоградском административном округе было подано заявление о признании "данные изъяты" человек - Кузиной И.Е., ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО7, ФИО2., ФИО10 нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Также был представлен пакет документов, а именно - копия договора передачи "адрес", копии свидетельств о праве собственности на ФИО6, ФИО7, ФИО5, Кузину И.Е., ФИО7, ФИО2., копии свидетельств о рождении на ФИО7, ФИО2, ФИО10, копия свидетельства о расторжении брака между ФИО2. и Кузиной И.Е., справка УСЗН "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, копия справки об инвалидности на ФИО5, копия свидетельства о заключении брака ФИО6 и ФИО7, копии паспортов ФИО6, ФИО5, Кузиной И.Е., ФИО7 При этом, в заявлении указано, что заявителями являются Кузина ФИО19, ФИО5. ФИО6, ФИО7. ФИО7, ФИО2, ФИО10: заявление подписано от имени Кузиной И.Е. (которая также является законным представителем "данные изъяты" сыновей ФИО2. "данные изъяты" г.р., ФИО10 "данные изъяты".р. (в силу ст. 64 СК РФ). ФИО5 (которая также является законным представителем несовершеннолетнего сына ФИО7 1997 г.р. (в силу ст. 64 СК РФ), ФИО6 и ФИО7 Таким образом, утверждение Кузиной И.Е. о том, что она обращалась с заявлением о признании 3 человек нуждающимися в содействии как отдельной семьи, не соответствует действительности. Кроме того, как следует из обстоятельств дела (вселение в квартиру по ордеру, заключение договора социального найма и договора передачи по заявлению от членов одной семьи, проживание в квартире по одному договору, заключенному в отношении одного объекта - трехкомнатной квартиры) и в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 29, граждане разными семьями не являются, поскольку указывают себя как члены одной семьи нанимателя(л.д.49-50) или заявителя(л.д.18-19).
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
Согласно п. 4 ст. 13 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ имеют полномочия по определению иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ. Также в силу п. 9 ст. 13 ЖК РФ в полномочия субъекта РФ входят иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере.
Город Москва является субъектом Российской Федерации. Законом г.Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29) определена особая категория граждан, не предусмотренная федеральным законодательством, которой предоставляются жилые помещения из жилищного фонда г.Москвы или помощь г.Москвы в приобретении жилых помещений в собственность, определены условия и основания для постановки таких граждан на учет.
Закон N 29 в ст. 4.1. установил, что жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (далее - нуждающиеся в содействии) для улучшения жилищных условий путем предоставления жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы, участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилья, приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности г.Москвы, предоставления или приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.
Порядок признания граждан нуждающимися в содействии устанавливается Правительством Москвы (ч. 1 ст. 4.1. Закона N 29).
При этом, ч. 9 ст. 1 Закона N 29 определила, что жители г.Москвы, признанные нуждающимися в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, - это жители г.Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 настоящего Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
То есть, для признания жителей г. Москвы нуждающимися в содействии необходимы условия:
Наличие основания - проживание жителей г.Москвы в жилом помещении, в котором размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы;
наличие условий в соответствии пунктами 2 - 4 ст. 7 Закона N 29, а именно:
гражданство РФ (п.2 ст.7 Закона N 29);
проживание в г.Москве по месту жительства на законных основаниях
в общей сложности не менее 10 лет (п. 3 ст.7 Закона N 29);
не совершение за 5 лет, предшествующих подаче заявления, действий,
повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п.4 ст.7 Закона N 29);
подача в установленном порядке заявления о признании нуждающимися
в содействии.
При этом, следует учитывать следующие положения Закона N 29, что: - члены семьи заявителя - это супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты)(ч.2ст.1 Закона N 29);
- учетная норма площади жилого помещения (далее - учетная норма) -минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет (ч.6ст.1 Закона N 29);
- площадь жилого помещения - состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 3 ст. 1 Закона N 29);
- учетная норма устанавливается в размере "данные изъяты" кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир (ч. 3 ст. 9 Закона N 29).
Поскольку основанием для признания граждан нуждающимися в содействии г.Москвы необходимо, чтобы размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составлял менее "данные изъяты" кв.м (размер учетной нормы для отдельных квартир), а в данном случае 7 человек проживают в отдельной квартире площадью жилого помещения "данные изъяты" кв.м, то есть занимают жилое помещение размером более учетной нормы, следовательно, они не могут быть признаны нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Суд не находит обоснованным довод заявителя о нарушении порядка рассмотрения её заявления и отсутствие полномочий у ФИО16 на издание и подписание оспариваемого распоряжения.
Как следует из представленных приказов Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-а(л.д.51) и от ДД.ММ.ГГГГ N(л.д.52), ФИО16 была уполномочена издавать и подписывать распоряжения, в том числе и по вопросам признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В соответствии со ст. ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая представленные суду доказательства, суд находит обоснованным и законным распоряжение Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Зеленоградском административном округе города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N У60-4077 "Об отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", при таких обстоятельствах, требования Кузиной И.Е. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.72 Конституции Российской Федерации, Законом г.Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ст.ст.12,56,167,194-198,254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Кузиной ФИО19, действующей в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО10 и ФИО2 в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Зеленоградском административном округе города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд города Москвы в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.