Решение Видновского городского суда Московской области от 09 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волковой Ю.С.,
при секретаре Адамян Л.В.,
с участием: истца Борисюк А.Ю., представителей истца - Ремизовой О.Н., Ботнева А.С., представителя ООиП - Гордейчук Н.Ю., представителя третьего лица - Макушкиной Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисюк ФИО12 действующей в интересах несовершеннолетних детей - Борисюк Марии ФИО13, Борисюк ФИО14 к Борисюку ФИО15, ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России о признании действий не законными, обязании подать рапорт и обязании восстановить детей в списках нуждающихся в получении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истица действуя в интересах несовершеннолетних детей Борисюк ФИО16, Борисюк ФИО17, обратилась в суд с иском к Борисюк А.В. с требованиями о признании действий Борисюк А.В. направленные на исключение детей из списка нуждающихся в получении жилого помещения не законными. Просит обязать Борисюк А.В. подать рапорт о включении детей в списки нуждающихся в получении жилого помещения. Обязать жилищную комиссию 294 Центра по проведению спасательных операций особого риска МЧС восстановить детей в списках нуждающихся в получении жилого помещения. (л.д. 65).
В обоснование иска истица указала, что ее бывший муж является военнослужащим. С ДД.ММ.ГГГГ г. состояли на очереди в получении жилья в Московской области. В ДД.ММ.ГГГГ г. на семью было предоставлено служебное жилье - квартира в общежитии по адресу: "адрес" С ДД.ММ.ГГГГ г. брак расторгнут, после чего ответчик перестал заботиться о детях, и стал совершать действия противоречащие интересам детей. В соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. было определено место жительства детей с истицей по адресу: "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик подал рапорт о снятии детей с очереди на получение жилья. Согласно выписке из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. дети исключены из списка нуждающихся в получении жилых помещений, до этого, ответчик также подал рапорт о расторжении договора найма служебного жилого помещения в котором проживает истица с детьми. Истица считает, что действия ответчика Борисюка А.В. и жилищной комиссии являются противоречащими интересам детей, не законными, т.к. они направлены на ухудшение жилищных условий несовершеннолетних детей. Исключение детей из списков нуждающихся в получении жилых помещений влияет на право детей, как членов семьи военнослужащего, на которых распространяются гарантии установленные ФЗ О статусе военнослужащих. Истица считает, что действия Борисюка А.В. по подаче рапорта об исключении детей из списков нуждающихся противоречат ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, что привело к умалению и ограничению прав детей. Иных оснований у жилищной комиссии войсковой части помимо рапорта Борисюка А.В. исключать детей из списков не было.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России, в ведение которого переданы все жилищные дела военнослужащих и функции по решению вопроса о предоставлении жилья и принятия соответствующих решений.
Истица и ее представители требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Дополнили, что войсковая часть не имела полномочий распоряжаться жилым помещением, письмом уполномоченного по правам ребенка признано, что действия ответчика нарушают права детей.
Представитель ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, (л.д. 92), из которого следует, что против удовлетворения требований возражают, просят рассмотреть дело в отсутствие.
Ответчик Борисюк А.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель третьего лица 294 Центра в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поясняя, что неправильно определен ответчик по делу, решение было принято жилищной комиссией, и решением суда дана оценка правомерности принято решения. Рапорт Борисюка А.В. является только констатацией факта, что его дети совместно с ним не проживают.
Представитель органа опеки и попечительства оставила решение вопроса на усмотрение суда, пояснила, что в действиях Борисюка А.В. усматривается нарушение прав детей.
Представитель войсковой части 35489 в судебное заседание не явился, извещался, возражений по иску не представил.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что Борисюк А.Ю. и ответчик Борисюк А.В. состояли в зарегистрированном браке до 15.06. 2010 г. (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ г. между 294 Центром и Борисюком А.В. заключен договор найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого, нанимателю Борисюку А.В. и членам его семьи - Борисюк А.Ю., несовершеннолетним Борисюк М., Борисюк А., предоставлено жилое помещение в общежитии 1 комната 405. (л.д. 14).
На основании решения мирового судьи 295 судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., с ответчика Борисюка А.В. в пользу Борисюк А.Ю. взысканы алименты на содержание детей - Борисюк А., Борисюк М. (л.д. 24).
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. определено место жительства несовершеннолетних Борисюк М. и Борисюк А., по месту жительства их матери - Борисюк А.Ю., по адресу: "адрес". (л.д. 13).
Из материалов дела, паспортных данных истца и ответчика установлено, что они зарегистрированы по адресу: "адрес". (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик Борисюк А.В. обратился с рапортом по вопросу снятия с общей очереди на служебное жилье членом его семьи - дочь Борисюк ФИО18 и дочь Борисюк ФИО19, в связи с проживанием отдельно. (л.д. 35).
Истица - как бывший член семьи военнослужащего, в связи с расторжением брака, исключена из списка нуждающихся в получении жилых помещений, что следует из выписки из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.10).
Согласно выписки из протокола N N заседания жилищной комиссии 294 Центра по проведению спасательных операций особого риска от ДД.ММ.ГГГГ г., (л.д.11), на основании обращения Борисюка А.В. с рапортом об исключении из списка нуждающихся в получении служебных жилых помещений дочерей ФИО20 и ФИО21, принято решение в соответствии со ст. 15 ФЗ О статусе военнослужащих, исключить из списка нуждающихся в получении служебных жилых помещений Борисюк ФИО22 и Борисюк ФИО23, и считать состав семьи майора Борисюка А.В. 1 человек.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ г. "адрес" (л.д. 30), следует, что с ответчиком Борисюком А.В. расторгнут договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. с ДД.ММ.ГГГГ г.
Отказывая истице в удовлетворении иска, суд исходит из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05. 1998 г. N 76- ФЗ О статусе военнослужащих, Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановления Правительства РФ от 04.05. 1999 г. N 487 Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министреством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба,
Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Сведения о предоставляемых военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещениях отражаются в учетных документах жилищно - эксплуатационных организаций (частей) в порядке, определенном Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" к членам семьи военнослужащего относит супруга, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, которые стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также иждивенцев военнослужащего (п. 5 ст. 2).
Жилищный кодекс Российской Федерации определяет круг членов семьи нанимателя жилого помещения.
Так, согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (вне зависимости от их возраста). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В целях разрешения данной коллизии Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 своего Постановления от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в редакции от 6 февраля 2007 г.) отметил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ.
Таким образом, необходимыми условиями обеспечения жильем вместе с военнослужащим иных лиц являются их близкое родство (либо нахождение гражданина Российской Федерации у военнослужащего на иждивении) и совместное с ним проживание.
Право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации необходимо выполнение определенных действий - сбор документов, свидетельствующих об отсутствии жилых помещений в данном населенном пункте либо о несоответствии размера имеющегося жилого помещения нормам принятия на учет и др. В рапорте в жилищную комиссию военнослужащий указывает состав своей семьи, прилагает документы, подтверждающие данные сведения.
Жилищная комиссия воинской части, принимая решение о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилья, одновременно принимает решение и о постановке совместно с военнослужащим в очередь нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке в данную очередь) членов семьи военнослужащего. Для решения данного вопроса необходимо указание об этом в рапорте военнослужащего (волеизъявление), а также приложение к рапорту документов, свидетельствующих об отсутствии у членов семьи военнослужащего права пользования на иное жилое помещение (об истечении пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения ими жилищных условий).
Следовательно, в протоколе жилищной комиссии по рапорту военнослужащего должны отражаться и решения по всем указанным в рапорте членам его семьи. И этот документ о принятом решении не позднее чем через три рабочих дня со дня его утверждения командиром воинской части должен быть выдан или направлен военнослужащему, подавшему соответствующий рапорт о принятии на учет (ч. 6 ст. 52 ЖК РФ).
В силу ст. 3 ГПК РФ, Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов,
Основания возникновения жилищных прав и обязанностей установлены в ст. 10 ЖК РФ. Способы защиты права предусмотрены ст. 11 ЖК РФ.
Из оснований иска следует, что истица ставит вопрос о защите жилищных прав несовершеннолетних детей.
Как следует из материалов дела, дети проживают отдельного от военнослужащего, однако внесены в личное дело военнослужащего, что подтверждено справкой, ответчик выплачивает алименты на содержание детей.
Однако, анализируя указанные нормы права, проживание детей военнослужащего отдельно от военнослужащего, формально является самостоятельным основанием для отказа в обеспечении детей жилым помещением от военного ведомства.
Суд также отмечает, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства. Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего.
Кроме этого, судом обращено внимание, что ответчиком подан рапорт о снятии детей с учета на получение служебного, а не социального жилья.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-О сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой "военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу".
Статус члена семьи военнослужащего не предполагает выполнение публичных конституционно значимых функций, законодатель не относит их к той категории граждан, которым жилье предоставляется бесплатно либо за доступную плату (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Вывод подтверждается и буквальным толкованием абз. 1 и 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих": государство несет бремя ответственности по жилищному обеспечению военнослужащего; сам военнослужащий имеет право на улучшение жилищных условий в период прохождения военной службы.
Суд обращает внимание, что сторона истца требований к 294 центру не предъявляла, кроме этого, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Борисюк А.Ю. о признании незаконным решения жилищной комиссии 294 Центра, оформленной протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ г., об исключении Борисюк М.А. и Борисюк А.А. из списка нуждающихся в получении служебных жилых помещений отказано. (л.д. 39).
Суд не усматривает оснований для применения срока исковой давности, ст. 256 ГПК РФ, заявленной стороной ответчика (л.д.93), поскольку, дело рассматривается в исковом производстве и на данные правоотношения распространяется общий срок исковой давности - 3 года. (ст. 196 ГК РФ).
Руководствуясь ст ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Борисюк ФИО24 действующей в интересах несовершеннолетних детей - Борисюк ФИО25, Борисюк ФИО26 к Борисюку ФИО27, ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России о признании действий не законными, обязании подать работ и обязании восстановить детей в списках нуждающихся в получении жилого помещения, - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Судья: Волкова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.