Решение Видновского городского суда Московской области от 16 мая 2012 г.
(Извлечение)
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волковой Ю.С.,
при секретаре Адамян Л.В.,
с участием: истца Черникова В.Н., ответчика Кроткова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черникова ФИО10 к ФГБУ Кадастровая палата по Московской области, Администрации Ленинского района, Кроткову ФИО11, Карапетяну ФИО12 о снятии земельных участков с кадастрового учета, и признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованиями об обязании ФГБУ Кадастровая Палата по Московской области аннулировать сведения в ГКН о местоположении координат характерных точек земельных участков: с кадастровым номером N "адрес" 2, с кадастровым N N: "адрес", с кадастровым N: "адрес". Просит также признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1479 кв.м., с кадастровым номером N, по адресу: "адрес". Обязать ФГБУ Кадастровая Палата внести изменения в сведения ГКН в части уточнения местаположения границ земельного участка согласно приложения схемы "адрес" площадь 1479 кв.м., адреса земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"
В обоснование иска указав, что он является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес". Данный земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи N от "адрес" года, заключенного между Муниципальным образованием - Ленинский район Московской области, Распоряжением Администрации Ленинского района Московской области N-р/о от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на указанный выше земельный участок зарегистрирован в установленном законом порядке.
При межевании земельного участка было выявлено, что участок истца имеет пересечение с другими земельными участками, которые были поставлены на учет ранее. Так, в ходе проведения геодезических работ было установлено, что границы смежных земельных участков N с кадастровым номером N: N N с кадастровым номером N с кадастровым номером N: N фактически расположены на земельном участке истца (101 кв.м, 139 кв.м и 19 кв.м соответственно).
Истец считает, что границы земельных участков N установлены ошибочно, с нарушением сложившегося порядка землепользования. Истец не имеет возможности уточнить местоположение,границы и площадь принадлежащего ему земельного участка, а также осуществить его кадастровый учет.
Кроме того, в ходе проведения обмера земли выяснилось, что площадь земельного участка истца по фактическому пользованию составляет 1479 кв.м., то есть отличается от площади, указанной в правоустанавливающем и правоподтверждающем документах. Истец указывает, что до настоящего времени границы земельного участка не были установлены в соответствии с законодательством.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФГБУ Кадастровая палата по Московской области в судебное заседание не явился. О дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Администрация Ленинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился. О дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований.
Ответчик Карапетян В.А. в судебное заседание не явился. О дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Кротков С.В. явился, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" Данный земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Муниципальным образованием - Ленинский район Московской области, Распоряжением Администрации Ленинского района Московской области N-р/о от ДД.ММ.ГГГГ года. Право собственности истца на указанный выше земельный участок зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из правоустанавливающего документа, на момент совершения сделки купли-продажи спорного земельного участка границы последнего были надлежащим образом описаны и удостоверены в соответствии с требованиями законодательства, действующим на момент совершения сделки.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего:
Согласно ст. 3 ГПК РФ, Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов,
Истец ставит вопрос о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 1479 кв.м.
Основания возникновения права собственности установлены в ст. 218 ГК РФ, ст. 15 ЗК РФ.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из представленных документов установлено, что истцу по договору купли продажи был передан в собственность земельный участок площадью 1200 кв.м., границы которого были описаны и установлены, данные внесения в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, право собственности зарегистрировано.
Таким образом предметом договора купли продажи был земельный участок площадью 1200 кв.м.
Истец просит признать за ним право собственности на земельный участок по указанному адресу площадью 1479 кв.м., т.е. на иной объект права. Каких либо законных и правовых оснований для признания за истцом прав собственности на новый объект - земельный участок площадью 1479 кв.м. не имеется, поскольку, указанный объект не являлся предметом договора купли продажи.
Отказывая в удовлетворении требований о внесении изменений в данные государственного кадастрового учета относительно земельного участка N при доме "адрес", суд исходит из следующего:
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Как следует из отзыва Администрации Ленинского района, в настоящее время в городском поселении Видное генеральный план, правила землепользования и застройки и градостроительный регламент не приняты.
Таким образом, предельные (максимальные и минимальные) размеры в отношении спорного участка в данном случае не применяются.
Фактическая площадь спорного земельного участка составляет 1479 кв.м., и превышает указанную в свидетельстве о праве собственности на более чем десять процентов, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Кроме этого, объект права - спорный земельный участок площадью 1200 кв.м. сформирован, прошел процедуру межевания и поставлен на кадастровый учет, т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, истец не имеет права на оформление в собственность земельного участка площадью 1479 кв.м., и оснований для понуждения орган кадастрового учета внести изменения в сведения ГКН в части уточнения местаположения и площади участка не имеется.
В соответствии с заявленными требованиями истец просит аннулировать сведения в ГКН о местоположении координат характерных точек земельного участка N с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", так как границы указанных земельных участков пересекают уточненные границы земельного участка истца.
Межевание земельного участка осуществлено в соответствии с ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ, действующим на момент совершения истцом сделки по приобретению спорного земельного участка.
Земельные участки N, в отношении которых заявлены требования об аннулировании данных ГКН, были поставлены на кадастровый учет.
Из содержания искового заявления следует, что в данном деле истцом оспаривается законность действий ФГБУ Кадастровая палата по МО и его предшественников по постановке на кадастровый учет смежных земельных участков. При этом каких-либо материально-правовых требований к Кроткову С.В. и Карапетяну В.В. как собственникам смежных участков, связанных с разрешением спора о праве, в частности, требований об установлении смежной границы, истцом не заявлено.
Поэтому, учитывая, что требования истца, по сути, сводятся к оспариванию законности действий уполномоченных органов по проведению государственного кадастрового учета изменений характеристик смежных земельных участков, подлежащие разрешению в порядке главы 25 ГПК РФ, суд, руководствуясь Постановлением Пленума ВС РФ N 10 от 29 апреля 2010 года, определяет, что в качестве значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному спору является проверка того, совершены ли оспариваемые действия уполномоченным органом, и соблюдена ли данным органом предусмотренная законом процедура постановки земельного участка на кадастровый учет.
Доказательств нарушения уполномоченным органом процедуры постановки смежных земельных участков на кадастровый учет суду не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Черникова ФИО13 к ФГБУ Кадастровая палата по Московской области, Администрации Ленинского района, Кроткову ФИО14, Карапетяну ФИО15 о снятии земельных участков с кадастрового учета, и признании права собственности на земельный участок,- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Судья: Волкова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.