Волоколамский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ногиной О.С.,
с участием заявителя Ким Б.А.,
представителя Администрации сельского поселения Осташевское
Волоколамского муниципального района Московской области Устиновой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ким Б. А. об обжаловании действий органа местного самоуправления - Администрации сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "адрес",
УСТАНОВИЛ:
Ким Б.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером N N, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории- земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес"
Ким Б.А. обратился в Волоколамский городской суд "адрес" с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления - Администрации сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области, в котором просит признать отказ администрации сельского поселения в согласовании ордера на право производства земляных работ, выраженный в письме N N от ДД.ММ.ГГГГ- незаконным и возложить на администрацию сельское поселение Осташевское обязанность в минимально-короткие сроки согласовать ордер на право производства земляных работ по устройству примыкания подъездной дороги к принадлежащему ему земельному участку.
В обоснование своей жалобы Ким Б.А. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером N N, расположенного в д. "адрес".
На основании градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Главы Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за N N, ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Однако, до настоящего времени он не имеет возможности пользоваться своим земельным участком и начать строительство, поскольку не имеет подъезда к своему участку. На дату приобретения участка, проезд к нему существовал между участками N N по "адрес" "адрес", о чем свидетельствует топографический план от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО " "данные изъяты"." Однако, администрация сельское поселение Осташевское отказывалась согласовывать градостроительный план земельного участка, мотивируя передачей таких полномочий Волоколамскому муниципальному району. В свою очередь администрация района настаивала на согласовании плана с администрацией сельского поселения Осташевское.
В ДД.ММ.ГГГГ года выяснилось, что причиной затягивания данного вопроса явилось оформление и постановка на кадастровый учет земельного участка N N по "адрес", границы которого были изменены в период с ДД.ММ.ГГГГ, после чего устройство подъездной дороги к его участку в данном месте стало невозможным. Чертеж градостроительного плана его земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был изменен ДД.ММ.ГГГГ, а подъездная дорога к участку перенесена вдоль участка N N по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Волоколамского муниципального района N N, градостроительный план земельного участка Ким Б.А. был утвержден.
ДД.ММ.ГГГГ Ким Б.А. представил для согласования в сельское поселение Осташевское градостроительный план земельного участка, в чем ему было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ N N по причинам: не соответствия факта топографической основы чертежа градостроительного плана; отсутствие технических условий на примыкание подъездной дороги от земельного участка к автодороге "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ была выполнена повторная топографическая съемка земельного участка примыкания к автодороге "адрес", разработан проект организации дорожного движения автотранспорта и пешеходов на период строительства и эксплуатации примыкания подъездной автодороги к земельному участку, согласованный с ГУМО Мосавтодор, Волоколамским ОГИБДД, отделом архитектуры и градостроительства района.
Устраиваемый съезд в дальнейшем предполагается использовать для обеспечения подъезда к его земельному участку и дому.
Поскольку строительство примыкания связано с возможностью повреждения, расположенных на территории поселения подземных коммуникаций линейных объектов, Отделом архитектуры и градостроительства ДД.ММ.ГГГГ была проведена экспертиза, имеющихся у Ким Б.А. документов и выдан заполненный Ордер на право производства земляных работ для согласования с соответствующими организациями, эксплуатирующими подземные коммуникации, автомобильные и железные дороги, инспекцией по безопасности дорожного движения.
ДД.ММ.ГГГГ Ким Б.А. заключил договор с подрядной организацией ООО " "данные изъяты"", на которую был выдан ордер Отделом архитектуры и градостроительства. После чего, получив необходимые согласования, ДД.ММ.ГГГГ обратился за согласованием в администрацию сельского поселения Осташевское, представив для этого: проект организации дорожного движения и устройства примыкания к существующей автодороге "адрес"; градостроительный план земельного участка; топографический план земельного участка примыкания подъездной дороги к автодороге "адрес" ордер на производство земляных работ.
ДД.ММ.ГГГГ Ким Б.А. получил отказ сельского поселения Осташевское в согласовании ордера по причинам: необходимости первоначального обращения в Отдел архитектуры; необходимости оформления Акта выбора земельного участка под устройство съезда; необходимости уточнения топографического плана, который не соответствует фактическому плану земельного участка.
Ким Б.А. считает данный отказ незаконным и необоснованным, а действия Администрации сельского поселения Осташевское направленными на нарушение его прав и законных интересов, вследствие которых он не может свободно распоряжаться своим земельным участком в течение более года и влекущие для него существенные финансовые и моральные потери, а также длительный простой подрядной организации.
В судебном заседании Ким Б.А. поддержал доводы своей жалобы и пояснил, что считает отказ сельского поселения Осташевское в согласовании ордера на право производство земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, основания отказа необоснованными. Ссылка администрации сельского поселения на то, что для согласования ордера, необходимо сначала обратиться к Главному архитектору "адрес" ФИО3 не основана на нормах Правил производства земляных работ на территории Волоколамского муниципального района и действующего законодательства. Считает, что согласование ордера проводится каждой согласующей организацией независимо друг от друга и связано с наличием у согласующего субъекта подземных коммуникаций или линейных объектов, либо отсутствием таковых. Требование администрации сельского поселения Осташевское о том, что для устройства примыкания подъездной дороги к его земельному участку первоначально должен быть оформлен Акт выбора земельного участка также не обоснованно. Территория примыкания является территорией общего пользования, границы полосы отвода автодороги "адрес" не сформированы, что исключает формирование самостоятельного земельного участка, но не препятствует строительству примыкания подъездной дороги к земельному участку, так как примыкание подъездной дороги планируется в пределах полосы отвода автомобильной дороги и при формировании такой полосы, этот участок войдет в нее. Считает, что вопросы экспертизы, представленного топографического плана, не относится к компетенции администрации сельского поселения, поскольку вопросы земельного контроля не отнесены к полномочиям сельского поселения, так как такие полномочия переданы в соответствии с соглашением Волоколамскому муниципальному району.
Просит суд признать отказ администрации сельского поселения Осташевское в согласовании ордера на право производства земляных работ, выраженный в письме N N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на них обязанность в минимально-короткие сроки согласовать ордер на право производства земляных работ по устройству примыкания подъездной дороги к принадлежащему ему земельному участку.
Представитель администрации сельского поселения Осташевское Устинова Н.Б. считает жалобу Ким Б.А. не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 1.2.3 соглашения N5 от ДД.ММ.ГГГГ полномочия сельского поселения Осташевское по вопросам землепользования, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения и иным вопросам, касающимся земли, переданы Волоколамскому муниципальному району. Администрация сельского поселения Осташевское считает, что данная претензия заявителя к ним не относятся. Градостроительный план земельного участка Ким Б.А. разрешает ему строительство непосредственно в границах своего земельного участка и не имеет отношения к строительству съезда с автодороги. Кроме того, именно при разработке градостроительного плана земельного участка должны учитываться технические условия примыкания к автомобильной дороге, отсутствие подъездной дороги к данному земельному участку. При покупке земельного участка Ким Б.А. не мог не видеть отсутствие подъездных путей к нему, так как его земельный участок находиться среди поля на берегу Рузского водохранилища. В сельском поселении отсутствует план застройки данной территории, поэтому участок Ким Б.А. до настоящего времени не имеет конкретного адреса. Также, в ордере на право производства земляных работ, речь идет о работах по строительству примыкания к подъездной автодороге, при этом нет разрешения на строительство непосредственно самой подъездной дороги к его участку, которую Ким Б.А. намерен строить самостоятельно и которая будет проходить по границе залива Рузского водохранилища, что вызывает возражения со стороны жителей деревни.
Свидетель ФИО2 в суде показала, что работает главным специалистом отдела архитектуры Волоколамского муниципального района, проверяла документы Ким Б.А. на получение ордера на право проведения земляных работ по устройству примыкания подъездной дороги к его земельному участку. Поскольку земельный участок заявителя располагается непосредственно вблизи водоохраной зоны Рузского водохранилища, потребовалось дополнительное согласование с компетентными организациями- Московско-Окским бассейновым водным управлением и "адрес", в связи с чем, начальником отдела архитектуры Управления строительства ФИО1 было отказано Ким Б.А. в согласовании проекта примыкания подъездной автодороги к его земельному участку без заключения вышеуказанных организаций.
Рассмотрев заявленные требования, заслушав доводы представителей сторон по делу, свидетеля, изучив материалы данного дела, суд считает, что заявление Ким Б.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
По правилам ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от ДД.ММ.ГГГГ N N, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания жалобы обоснованной необходимо наличие двух условий- нарушение прав и свобод заявителя, а также не соответствия решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что заявитель Ким Б.А. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.154-158).
Границы участка установлены и утверждены, местоположение их описано, участок не огорожен, объекты недвижимости отсутствуют.
Согласно кадастрового план данной территории от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок Ким Б.А. расположен в кадастровом квартале N N на берегу Рузского водохранилища. На момент его приобретения земельный участок не имел и не имеет подъездных путей (л.д.168).
ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры Управления строительства администрации Волоколамского муниципального района был подготовлен градостроительный план земельного участка.
На основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного Постановлением Главы Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Ким Б.А. обратился к главе Осташевского сельского поселения с заявлением о согласовании градостроительного плана земельного участка в части организации съезда от земельного участка на автомобильную дорогу "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения Осташевское отказала в согласовании по причине не соответствия фактического расположения земельного участка Ким Б.А. топографической основе чертежа градостроительного плана и отсутствия технических условий примыкания к автомобильной дороге.
ДД.ММ.ГГГГ Ким Б.А. обратился к главе Осташевского сельского поселения с заявлением о согласовании ордера на производство земляных работ по устройству примыкания подъездной дороги к своему земельному участку.
На тот момент данный ордер был согласован с организациями: Западные электрические сети филиала ОАО "МОЭСК" "Волоколамский РЭС",Волоколамская УЭС, ОАО "Ростелеком", филиал ГУП "Мособлгаз", ГУ МО УАДМО "Мосавтодор" РДУ-1, Волоколамский ОГИБДД, ООО "Газпром связь".
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела архитектуры Управления строительства уведомил Ким Б.А. о том, что согласовать проект примыкания подъездной автодороги к его земельному участку не представляется возможным, поскольку не представлены заключения и согласования проекта примыкания (съезда) подъездной автодороги с Московско-Окским бассейновым водным управлением и Роспотребнадзором Московской области. Также необходимо откорректировать лист 2 схемы проекта организации дорожного движения автотранспорта и пешеходов на период строительства и эксплуатации примыкания подъездной дороги к земельному участку по адресу: "адрес"(л.д.153).
ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения Осташевское, рассмотрев обращение Ким Б.А. по вопросу согласования ордера на право производства земляных работ по устройству подъездной дороги к земельному участку разъяснил ему, что сначала необходимо обратиться к начальнику Отдела архитектуры управления строительства. Также, необходимо оформить акт выбора земельного участка с последующей подготовкой соответствующего проекта; предложено уточнить представленный топографический план, который не соответствует фактическому размещению залива Рузского водохранилища (л.д.28).
Полагая, что данное письмо можно расценивать как отказ администрации сельского поселения Осташевское в согласовании ордера на право производства земляных работ, Ким Б.А. обратился в суд.
Суд считает, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления в согласовании ордера на право производства земляных работ не противоречить нормам Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, ФЗ N131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Правилам производства земляных работ на территории сельских поселений Волоколамского муниципального района Московской области, утвержденным Постановлением главы Волоколамского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N и не нарушает права заявителя.
Часть 3 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской федерации" N191-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Согласно гл. 3, 4 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование территорий направлено в целях обеспечения устойчивого развития территорий с учетом обеспечения интересов граждан.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 14 ФЗ N131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Вышеуказанные вопросы местного значения зафиксированы и в п.20 ст. 10 Устава сельского поселения Осташевское, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Осташевское от ДД.ММ.ГГГГ N N (л.д.58).
Согласно п. 1.2.3 соглашения N5 от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче органам местного самоуправления Волоколамского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения Осташевское", данные полномочия сельского поселения Осташевское, переданы Волоколамскому муниципальному району Московской области (л.д.40).
Как усматривается из материалов данного дела, Ордер на право производства земляных работ является приложением N N к Правилам производства земляных работ на территории сельских поселений Волоколамского муниципального района "адрес", утвержденным Постановлением главы Волоколамского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N (л.д.133-137).
Для получения Ордера гражданин должен представить в отдел архитектуры Управления строительства администрации Волоколамского муниципального района следующие документы: заявление на получение разрешения (Ордера); разрешение на строительство, согласованный рабочий проект; схему организации движения транспорта и пешеходов в случае закрытия или ограничения движения на период производства работ, согласованную с подразделениями ГИБДД ОВД по Волоколамскому муниципальному району.
Согласно вышеуказанных Правил, отдел архитектуры Управления строительства администрации Волоколамского муниципального района, проводит экспертизу представленных документов и выдает строительной (подрядной) организации (гражданину) заполненный бланк Ордера для согласования с организациями, эксплуатирующими подземные коммуникации, автомобильные и железные дороги, инспекцией по безопасности дорожного движения, в том числе и с сельским поселением Осташевское.
То есть, на момент выдачи Ордера требуется наличие всех необходимых документов и заключения компетентных организаций, в том числе непосредственно самого разрешения на строительство, рабочего Проекта примыкания (съезда) подъездной автодороги к земельному участку заявителя.
Вместе с тем, отдел архитектуры Управления строительства администрации Волоколамского муниципального района своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ приостановил согласование Проекта примыкания (съезда) подъездной автодороги к земельному участку Ким Б.А., поскольку требуется согласование с Московско-Окским бассейновым водным управлением и Роспотребнадзором Московской области (л.д.153).
Таким образом, своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации сельского поселения Осташевское не нарушил гражданских прав и законных интересов Ким Б.А., поскольку заявителем еще не был согласован один из основных документов- непосредственно сам проект примыкания подъездной автодороги к его земельному участку.
Как усматривается из самого текста ответа главы администрации сельского поселения Осташевское от ДД.ММ.ГГГГ, в нем содержатся предложения к заявителю совершить определенные дополнительные мероприятия по решению данного вопроса.
Согласно статье 209 ГК РФ действия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба окружающей природной среде.
Как усматривается из писем главы администрации Осташевского поселения, адресованных начальнику отдела архитектуры управления строительства от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, действия администрации сельского поселения по данному вопросу были направлены на проверку обоснованности и законности документов заявителя, в целях не допущения нарушения прав и законных интересов других землепользователей и жителей сельского поселения в рамках своих полномочий, предусмотренных Уставом.
На основании вышеизложенного, суд считает, что Администрация сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "адрес" правомерно отказала Ким Б.А. в согласовании ордера на право производства земляных работ, в связи с чем, жалоба заявителя на действия Администрации сельского поселения Осташевское удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.255-258, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Ким Б. А. на действия Администрации сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "адрес" по отказу в согласовании ордера на право производства земляных работ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Волоколамский городской суд Московской области.
Судья Капцова Т.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.