Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Хорьковой Л.А., при секретаре Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной защиты населения Московской области, (Дмитровское управление социальной защиты населения Минсоцзащиты М.О.) к Козловой Е.А. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерство социальной защиты населения Московской области, (Дмитровское управление социальной защиты населения Минсоцзащиты М.О.) - ( далее - Дмитровское Управление) обратились к Козловой Е.А. о взыскании денежных средств, излишне выплаченных ежемесячных пособий на ребенка в сумме "данные изъяты" рублей. Свои требования истец мотивирует тем, что при проверке представленных сведений о доходах семьи ответчика с ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что представленные сведения не являются достоверными, в связи с чем, расчет задолженности был произведен с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в заявленном объеме.
Ответчик Козлова Е.А. - исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что с мужем совместно не проживает. Справки о его заработной плате он передает через ее мать и ей неизвестно о том, где он проживает и работает. Также истица просит применить срок исковой давности по взысканию заявленной суммы.
Выслушав стороны исследовав представленные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 3, 16, 18 Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
Как усматривается из установленных при рассмотрении настоящего гражданского дела обстоятельств, ответчик Козлова Е.А. является получателем ежемесячного пособия на сына ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.
В целях реализации Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" постановлением Правительства Московской области от 6 марта 2006 г. N 153/8 был утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий (в ред. постановлений Правительства МО от 09.04.2008 N 272/12, от 16.12.2008 N 1118/49, от 28.12.2009 N 1170/55).
Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
(в ред. Закона МО от 02.12.2011 N 203/2011-ОЗ)
Право на ежемесячное пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением. (часть 5 введена Законом МО от 02.12.2011 N 203/2011-ОЗ)
Ежемесячное пособие назначается и выплачивается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя, с которым проживает ребенок.
Одним из документов для назначения и выплаты ежемесячного пособия является заявление о назначении ежемесячного пособия и документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, либо отсутствие дохода. При обращении за пособием по истечении трех месяцев с месяца рождения ребенка документы, подтверждающие сведения о доходах семьи либо его отсутствие, представляются за весь период истекшего времени, на который может быть назначено ежемесячное пособие.
Территориальное структурное подразделение в случае представления документов, содержащих противоречивые сведения, в течение 7 рабочих дней со дня обращения направляет запросы в соответствующие органы (организации), владеющие информацией, о чем в течение 3 рабочих дней со дня направления запроса уведомляет заявителя.
Решение о назначении ежемесячного пособия либо об отказе в назначении ежемесячного пособия, а также о продлении, приостановлении, возобновлении, прекращении выплаты ежемесячного пособия принимается руководителем территориального структурного подразделения или уполномоченным им должностным лицом в течение 10 рабочих дней со дня обращения.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных подпунктом "п" пункта 11 Порядка назначения и выплаты социальных пособий, утвержденного Постановлением Правительства МО от 06.03.2006 N153\8, а также в случае представления заявителем документов, содержащих противоречивые сведения, по решению руководителя территориального структурного подразделения или уполномоченного им должностного лица срок, в течение которого принимается решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия, продлевается до 45 рабочих дней со дня обращения.
В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячного пособия территориальное структурное подразделение уведомляет заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения с указанием основания для отказа.
В судебном заседании представитель истца ссылается на то, что ответчик при подаче заявления указала, что ни где не работает и трудовой книжки не имеет. При этом, согласно представленной копии трудовой книжки ответчица значится работающей в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ, а трудовая книжка была заведена в ДД.ММ.ГГГГ. Также истец утверждает, что представленные справки из ООО " "данные изъяты"" о доходах мужа (бывшего) ФИО7 являются поддельными, поскольку в указанной организации он не работал с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, а также не представление ответчиком в установленный срок сведений о доходах семьи с ДД.ММ.ГГГГ и отказ в добровольном порядке возвратить денежные средства, истец просит взыскать с ответчика все ранее выплаченные платежи в размере "данные изъяты" рублей.
Получатели государственных пособий обязаны своевременно (не позднее трех месяцев со дня наступления изменений) извещать учреждение о наступлении обстоятельств, влекущих изменение выплачиваемых размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты (ст. 18 Закона).
Как установлено в настоящем судебном заседании при предоставлении сведений о доходах, истица представляла справки, выдаваемые учреждениями и организациями, заверенными подписями и печатями. В настоящем судебном заседании представленные ответчиком справки ни кем не признаны поддельными или незаконными. Также суд обращает внимание, что при подачи Козловой Е.А. заявления на период ДД.ММ.ГГГГ ответчица действительно ни где не работала, о чем свидетельствует записи в копии трудовой книжки (л.д.40), поскольку исходя из представленного в дело свидетельства о рождении первого ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответчица должна находиться в отпуске по уходу за ребенком.
Вместе с тем, истцом не представлены суду доказательства о надлежащем уведомлении ответчика о предоставлении подлинных сведений о доходах семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ. Имеющееся в деле письмо (л.д.37-38) не подтверждает того, что оно было получено ответчицей. Также руководителем не принято какое либо решение о приостановлении или отказе выплат, в дело представлены решения об установлении меры социальной поддержки (л.д.28,34).
Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше 20% суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей, или заработной платы (денежного довольствия) получателя в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине учреждения, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 19 Закона).
Доводы представителя истца о том, что переплата произошла по вине ответчика Козловой Е.А. (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров), являются необоснованными в части указания вины ответчицы, поскольку ответчица проживает в "адрес", у нее на иждивении двое малолетних детей и получение справок о доходах с места работы от бывшего мужа, которые истец посчитал недостоверными не могут свидетельствовать о том, что ответчица предоставляет недостоверные сведения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Кодекса).
В силу ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Статья 205 ГК РФ предусматривает, что в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.д.) нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние 6 месяцев срока давности.
Оплата пособия ответчику производилась с ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, и сумму задолженности просит взыскать с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении 6-ти лет. Представителем истца не представлено суду доказательств, что срок пропущен по уважительной причине, а также ходатайства о восстановлении срока ни в исковом заявлении, ни в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, заявлено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения истца в суд с иском в заявленной сумме пропущен без уважительной причине.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, и руководствуясь Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Законом Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области"ст.ст. 195, 199, 203, 205, ГК РФ, ст. 193 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства социальной защиты населения Московской области, (Дмитровское управление социальной защиты населения Минсоцзащиты МО) к Козловой Е.А. о взыскании денежных средств - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца через Дмитровский городской суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.