Решение Долгопрудненского городского суда Московской области
(Извлечение)
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Сухарева А.В.,
при секретаре Олейниковой С.А.,
с участием прокурораФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюФИО1,ФИО2 об оспаривании решения Совета депутатов г. Долгопрудного от 27 декабря 2010 годаN,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 иФИО2 обратились в суд с заявлением, уточнив его, в котором просили признать недействующим (незаконным) решение Совета депутатов г. Долгопрудного от 27 декабря 2010 годаN "О согласовании корректировки прохождения границ городского округа Долгопрудный Московской области". В обоснование своих требований заявители указали, что оспариваемым решением границы городского округа были скорректированы таким образом, что 3,8 га территории городского округа Долгопрудный Московской области переходят городскому округу Химки Московской области. Между тем подобное решение может быть принято с обязательным выяснением мнения населения всего муниципального образования, которое должно быть получено на местном референдуме. Такового не проводилось, чем были нарушены их (заявителей) права на осуществление местного самоуправления на определенной территории, а также положения ч. 3 ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 4, 18 Устава городского округа Долгопрудный Московской области.
В судебном заседании заявители поддержали свое заявление по основаниям, изложенным в нем.
Представитель заинтересованных лиц - Совета депутатов г. Долгопрудного и главы г. Долгопрудного - с заявлением не согласился, указав, что оспариваемым решением не производилась корректировка границ городского округа. Оспариваемым решением выражено лишь мнение представительного органа местного самоуправления относительно корректировки (уточнения) границ городского округа. Этот вопрос рассматривался по обращению Министра по делам территориальных образований Московской области. Для этого проведение местного референдума не требуется. Окончательно вопрос об изменении границ может быть решен лишь законом Московской области. При этом о рассмотрении Советом депутатов г. Долгопрудного вопроса об изменении границ муниципального образования было помещено информационное сообщение на сайте администрации г. Долгопрудного. Гражданам было предложено высказать свое мнение по данному вопросу. Решение было принято в установленном порядке.
Прокурор полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется, поскольку оспариваемым решением не изменяются границы городского округа, а выражается лишь мнение представительного органа, которое предварительно выясняется для решение на уровне Московской области вопроса о корректировке (изменении) границ муниципального образования. При этом процедура принятия решения была соблюдена.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прокурора, исследовав материалы дела, считает, что не имеется оснований для удовлетворения заявления.
Советом депутатов 27.12.2010 г. было принято, а главой г. Долгопрудного в тот же день подписано решениеN "О согласовании корректировки прохождения границ городского округа Долгопрудный Московской области" (л.д. 13). Указанное решение было официально опубликовано в "Вестнике-Долгопрудный" от 29.12.2010 г.N (л.д. 9-35).
Этим решением была согласована корректировка прохождения границы городского округа Долгопрудный Московской области с городским округом Химки Московской области. Описание скорректированных границ приводится в приложении к указанному решению.
Как следует из объяснений сторон, согласно описанию границ уменьшиться площадь территории городского округа Долгопрудный на 3,8 га. При этом в данном случае какие-либо населенные пункты (в целом) из состава одного поселения (г. Долгопрудного) в состав другого не переходят.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Наделение муниципальных образований статусом городского округа осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотреннымистатьями 11 -13 настоящего Федерального закона.
Границы муниципального образования городской округ Долгопрудный были утверждены Законом Московской области от 25.02.2005N "О статусе и границе городского округа Долгопрудный".
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации в том числе и по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом
Министр по делам территориальных образований Московской области обратился к главе г. Долгопрудного с просьбой согласовать изменение границы муниципального образования городской округ Долгопрудный (л.д. 72).
Согласно п. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Формы выражения мнения населения в тех или иных случаях установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 12 указанного Федерального закона изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Таким образом, в случае, если изменение границ муниципального образования не предполагает отнесение отдельных населенных пунктов (в целом) к территории другого муниципального образования, выяснение мнения населения осуществляется через представительный орган местного самоуправления.
Часть 3 ст. 12 указанного Федерального закона, на который ссылаются заявители, предполагает выяснение мнения населения посредством проведения местного референдума лишь в случае, если отдельные входящие в состав поселения населенные пункты переходят в состав другого поселения, что, как уже выше указано, в рассматриваемом случае не имеет место.
Указанные выводы сформулированы также в Определении Конституционного Суда РФ от 06.03.2008 г. N 214-О-П. В частности, в указанном Определение отмечено, что положениечасти 4 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает изменение границ муниципальных районов и поселений с учетом мнения населения, выраженного представительными органами этих муниципальных образований, в тех случаях, когда оно не влечет за собой упразднение, преобразование или изменение территориальной принадлежности существенной части территории населенных пунктов или поселений, которые выступают объектом территориальных изменений.
С учетом приведенных положений закона в данном случае не предусматривается проведение местного референдума - мнение населения по вопросу указанного изменения границ должно быть выражено представительным органом городского округа.
Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах компетенции Совета депутатов г. Долгопрудного. Соответственно права заявителей на выражение их мнения посредством проведения местного референдума не нарушены.
Статьи 4 и 18 Устава городского округа Долгопрудный также оспариваемым решением не нарушены.
Так в п. 4 ст. 4 Устава городского округа Долгопрудный установлено, что изменение границ городского округа производится в порядке, установленном федеральными законами. Как уже выше указано, оспариваемое решение принято в соответствии с этим порядком.
Статья 18 Устава городского округа Долгопрудный непосредственно не устанавливает основания для вынесения вопроса об изменении границ городского округа на местный референдум. Эти основания (случаи, когда мнение населения выясняется на местном референдуме, а не представительным органом) при изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправления, установлены приведенным выше федеральным законом.
Процедура принятия указанного решения также нарушена не была.
Информация о рассмотрении вопроса о согласовании изменения границ муниципального образования городской округ Долгопрудный была заранее размещена на официальном сайте администрации г. Долгопрудного, желающие могли предоставить свое мнение по указанному вопросу в Совет депутатов г. Долгопрудного (л.д. 68-69, 78-79, 70, 71).
Согласно выписке из протокола заседания Совета депутатов г. Долгопрудного (л.д. 67) указанное решение было принято большинством от числа депутатов Совета.
С учетом изложенного, оснований для признания оспариваемого решения незаконным (недействующим) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленияФИО1,ФИО2 об оспаривании решения Совета депутатов г. Долгопрудного от 27 декабря 2010 годаN отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Долгопрудненский городской суд в течение 10 дней со дня подготовки мотивированного решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.