Одинцовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Лодочкин А.П.
при секретаре Гильфановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации городского округа Краснознаменск Московской области об оспаривании решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Краснознаменск обратилась в суд с требованиями о признании решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6 утвержден "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области" противоречащим федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области, имеющим большую юридическую силу недействующим полностью со дня его принятия. В обоснование указали, что Решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6 утвержден "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области". Данный документ опубликован 8 апреля 2010 года в газете "Новости Краснознаменска" N 14 (77). Администрация городского округа Краснознаменск Московской области считает, что данный Порядок принят в нарушение норм действующего законодательства и подлежит отмене, так как утвержден в нарушение норм ГК РФ и ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N7-ФЗ. Также оспариваемый порядок принят в нарушение Устава городского округа Краснознаменск Московской области.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений", утвержденный Решением Совета депутатов, разработан без учета норм действующего законодательства, регламентирующих правила создания и ликвидации муниципальных организаций, что фактически нарушает права администрации города на реализацию компетенции по решению вопросов местного значения, установленной как федеральным законодательством, так и муниципальными нормативными актами. Порядок создания и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений регламентирован нормами гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N7-ФЗ, поэтому нормы местного самоуправления должны соответствовать Федеральным законам.
Представители заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области в судебном заседании возражали против заявленных требований, пояснили, что обжалуемое Решение Совета депутатов городского округа принято в соответствии с Федеральным законодательством, и Уставом городского округа Краснознаменск Московской области. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (Статья 8 ч.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ). Согласно п. 6 ч. 5 ст. 24 Устава городского округа, в исключительной компетенции Совета депутатов городского округа находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с ч. 2 ст. 66 Устава городского округа, решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений принимаются в порядке, установленном решением Совета депутатов. На основании вышеуказанных норм Советом депутатов городского округа, в пределах полномочий, было принято обжалуемое решение N 114/6 "Об утверждении "Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области". Решением Совета депутатов городского округа от 23.03.2010 г. N 114/6, признано утратившим силу ранее действовавшее решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 06.10.2006 N 115/15 "Об утверждении положения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области". Согласно Положению 2006-го года (п. 1.3), решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций принимаются Советом депутатов городского округа. До принятия оспариваемого решения действовало Положение, закреплявшее те же нормы. Органы местного самоуправления руководствовались им в работе и не заявляли требований о нарушении законодательства. С учетом этого, представители считают, что права администрации оспариваемым решением не нарушены, так как решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений принимаются в порядке, установленном решением Совета депутатов.
Суд в силу ст. 252 ГПК РФ счел возможным рассмотрение дела в отсутствие прокурора, извещавшегося по месту нахождения, полагая неявку не препятствующей рассмотрению данного спора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия; принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия.
В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Краснознаменск Московской области администрация города может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и выступает их учредителем от имени городского округа. В соответствии с п. 1.2.4. и 1.2.5. Порядка собственником и учредителем муниципальных организаций является муниципальное образование в лице администрации города.
Согласно п. 2.10.1, п. 4.6 Порядка, решение о создании и ликвидации муниципальной организации принимает Совет депутатов (однако, согласно п. 2.15 Порядка должно быть отражено в постановлении администрации), что не соответствует требованиям федерального законодательства и условиям самого Порядка.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 7 федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6 утвержден "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области". Данный документ опубликован 8 апреля 2010 года в газете "Новости Краснознаменска" N 14 (77).
При рассмотрении данного спора, суд исходит из того, что право Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области на утверждение "Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области" заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, заявитель оспаривает решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6, которым утвержден не соответствующий закону "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области". Полномочия Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области в части принятия решений местного уровня не могут являться основанием для утверждения нормативных актов не соответствующих требованиям или ограничивающих права, установленные Федеральным законодательством РФ
Таким образом, право на принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений на территории городского округа Краснознаменск Московской области предоставлено заявителю и не может быть ограничено иными нормативными актами, имеющими меньшую юридическую силу, чем Федеральный закон РФ.
Как следует из действующего законодательства полномочиями на принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области обладает собственник имущества.
В судебном заседании лица, участвующие в деле не оспаривали, что администрация городского округа Краснознаменск Московской области является собственником муниципального имущества.
Однако, оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6, которым утвержден "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области" по сути устанавливает ограничение администрация городского округа Краснознаменск Московской области в части принятии решения в отношении распоряжения муниципальной собственностью, что не соответствует требованиям закона.
Доводы заинтересованного лица о том, что до принятия оспариваемого решения действовало Положение, закреплявшее те же нормы, поэтому права заявителя не нарушены, суд не может принять во внимание, так как спор заявлен в отношении конкретного решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6, имеющего силу самостоятельного нормативного акта.
В силу ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6, которым утвержден "Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области" подлежит признанию недействующим полностью со дня его принятия, как противоречащее федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 N 114/6 об утверждении "Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области" недействующим полностью со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.