Асиновский городской суд Томской области в составе:
Председательствующего - Марченко Н.М.,
с участием ст.помощника Асиновского городского прокурора - Ряпусовой Н.В.,
при секретаре - Сайфулиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Асиновского городского прокурора в интересах Лещева А.С. к Администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Асиновский городской прокурор в интересах Лещева А.С. обратился в суд с иском к Администрации Асиновского городского поселения о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, указав, что Лещев А.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. Его мать - Н. решением Асиновского городского суда Томской области от 17.04.2006 года лишена родительских прав. Отец О. - умер 25.06.2007 года, что подтверждается свидетельством о смерти.
Лещев А.С. проходил курс обучения в ПУ N24, находился на полном государственном обеспечении. 20.04.2009 года обратился в Администрацию с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, был поставлен на очередь. Закрепленного жилого помещения не имеет. В 2012 году вновь обратился в Администрацию по вопросу получения жилья, т.к. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди, однако, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Истец просит обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Лещеву А.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм.
В судебном заседании представитель процессуального истца - Ряпусова Н.В. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика предоставить Лещеву А.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, т.е. не менее 17 кв.м. В обоснование требований привела те же доводы, что в заявлении, дополнила, что на момент рассмотрения дела Лещев А.С. жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилого помещения в собственности не имеет.
Истец Лещев А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав, а отец умер в 2007 году. После того, как его мать лишили родительских прав, его направили в Новиковский детский дом, где он пробыл до 2008 года. С 2008 года по 2010 год он обучался в ПУ-24 г.Асино. В период обучения проживал у бабушки, по /адрес/. До настоящего времени он прописан у бабушки, собственного жилья не имеет. В период обучения он обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, его поставили на очередь. Не смотря на то, что с 2009 года он состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди, Администрацией Асиновского городского поселения жилое помещение ему до сих пор не предоставлено. Просит обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм.
Ответчик - представитель Администрации Асиновского городского поселения Родионов И.А. исковые требования Асиновского городского прокурора признает частично. Согласен с тем, что Лещев А.С. относится к детям, оставшимся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Лещев А.С. был поставлен на учет на основании заявления от 20.04.2009 года. Согласно постановлению Администрации Асиновского городского поселения N 160 от 26.05.2009 года истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, представитель считает необходимым отметить, что законодательство Российской Федерации, наделяя правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не наделяет аналогичным правом членов семьи таких лиц. Поэтому иск о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма истцу, должен содержать только требование о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 17 квадратных метров, как указано в Решении Совета Асиновского городского поселения от 08.02.2007 N 73 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма".
Кроме того, представитель ответчика считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено за счет средств бюджета Томской области. Данное утверждение основывает на том, что в соответствии с положениями закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению лиц данной категории осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Собственных денежных средств на приобретение жилья у Администрации поселения нет, свободного жилья в настоящее время не имеется. Предусмотренные законом обязанности исполняются Администрацией по мере поступления соответствующего финансирования из областного бюджета и могут быть исполнены и в отношении истца в случае получения субвенций на приобретение жилого помещения.
Кроме того, представитель указал, что согласится с иском прокурора в том случае, если в ходе судебного заседания будет установлена нуждаемость истца в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявленные к Администрации Асиновского городского поселения исковые требования подлежат удовлетворению.
Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Согласно ст.5 указанного Закона, Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
Частью 3 ст.3 данного Закона установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8июня2005года N91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
В судебном заседании установлено, что Лещев А.С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет и состоит в Администрации Асиновского городского поселения на учете, как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Асиновского городского суда Томской области от 17.04.2006 года о лишении родительских прав матери и отца истца - Н. и О.; свидетельством о смерти отца истца - О., умершего 20.06.2007 года, и ответчиком не оспаривались.
Лещеву С.А. согласно свидетельства об уровне квалификации, выданном 30.06.2010 года ОГОУ НПО "Профессиональное училище N24" по окончании обучения решением государственной аттестационной комиссии присвоена квалификация "слесарь по ремонту сельхоз.машин и оборудования 2 разряда, тракторист-машинист сельхоз.производства".
Лещев С.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ним жилья и собственного жилья не имеет, и в силу приведенных выше положений закона должен быть обеспечен жилой площадью вне очереди, однако в настоящее время жилье ему не предоставлено.
Постановлением Администрации Асиновского района Томской области N 160 от 26.05.2009 года, утвержден протокол заседания комиссии по учету и распределению жилья от 21.05.2009 года, и утвержден список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в т.ч. список, в котором указан Лещев С.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В уведомлении первого заместителя Главы Администрации Асиновского района от 22.05.2009 года указано, что согласно протокола заседания комиссии по учету и распределению жилья от 21.05.2009 года N8, Лещев С.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На 22.05.2009 года общая очередь Лещева С.А. - N706, а также Лещев С.А. включен в льготный список на получение жилья под порядковым номером N132, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Решением Совета Асиновского городского поселения N 73 от 08.02.2007 года, установлен размер учетной нормы площади жилого помещения на территории Асиновского городского поселения - 10 кв.метров. Жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по договорам социального найма исходя из норм предоставления: 17 кв.метров общей площади на одиноко проживающего.
Из паспорта Лещева С.А., выданного /дата/ территориальным отделением УФМС России по Томской области в городе Асино, следует, что он зарегистрирован в /адрес/.
Согласно Договора на безвозмездную передачу квартир в собственность граждан, квартира по /адрес/ передана в собственность К.. Общая площадь квартиры составляет -46,4 кв.м., жилая - 32,3 кв.м.
Из справки, выданной паспортным отделом МКУ "Управление городским жилищным фондом" /дата/, в квартире, расположенной по /адрес/ кроме Лещева А.С. зарегистрированы: К., /дата/ года рождения, бабушка, и Р., /дата/ года рождения, дядя.
В уведомлении, выданном Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области от 04.05.2009 года, указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах отдельного лица - Лещева А.С. на имеющиеся объекты недвижимого имущества.
Довод представителя Администрации Асиновского городского поселения об отсутствии соответствующего финансирования, о наличии иных граждан претендующих на получение жилья во внеочередном порядке, не может быть учтен при вынесении судебного решения, поскольку обязанность реализации права истца на внеочередное получение жилого помещения возложена на Администрацию Асиновского городского поселения.
Кроме этого, исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Предоставление жилых помещений вне очереди, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. На момент постановки Лещева А.С. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, он являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что жилое помещение за истцом не закреплялось, жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма Лещев А.С. не имеет. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований. Делая такой вывод, суд исходил из того, что истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи, с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах Лещева А.С. к Администрации Асиновского городского поселения - удовлетворить:
обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Лещеву А.С., /дата/ года рождения, уроженцу /иные данные/, жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, т.е. не менее 17кв.м., на территории г.Асино Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Асиновский городской суд.
Судья: /подписано/ Н.М. Марченко
На момент размещения не вступило в законную силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.