Решение Бакчарского районного суда Томской области от 28 мая 2012 г. по делу N 2-77/2012
(Извлечение)
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего - судьи Шатохина В.В., при секретаре Ясюкевич Е.И., с участием:
помощника прокурора прокуратуры Бакчарского района Давыденко А.П.,
истицы Руновой А.Е.,
представителя ответчика - Главы Бакчарского сельского поселения Приколота С.М.,
представителя третьего лица - администрации Бакчарского района Киселевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-77/2012 по иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Руновой А.Е. к администрации Бакчарского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах Руновой А.Е., обратился в суд с указанным иском к администрации Бакчарского сельского поселения, обосновывая свои требования следующим.
Рунова А.Е. (до перемены имени - З.), родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения 18-летнего возраста её родители были лишены родительских прав.
Постановлением администрации Бакчарского сельского поселения Рунова А.Е. включена в единый список граждан, нуждающихся в жилом помещении, с одновременным включением в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное жилое помещение.
В настоящее время Рунова А.Е. является студенткой Т.. В связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ребенка Рунова А.Е. находится в академическом отпуске. На период академического отпуска комната в общежитии Руновой А.Е. не предоставляется.
В настоящий момент Рунова А.Е. не имеет закрепленного за нею жилого помещения, а также жилого помещения в собственности и по договору социального найма, жильем не обеспечена, чем нарушаются её жилищные права.
Прокурор просит суд обязать ответчика предоставить Руновой А.Е. и её малолетней дочери Руновой А.Е. на территории с. Бакчар Бакчарского района Томской области во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 12 кв.м. общей площади на одного человека, пригодное для постоянного проживания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Томской области и администрация Бакчарского района Томской области.
В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области Давыденко А.П. иск подержал и пояснил, что у истицы Руновой А.Е. право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло с момента прекращения над ней опеки и пребывания в приёмной семье. Полагает, что в соответствии с положениями жилищного законодательства истице должно быть предоставлено жилое помещение с учётом состава её семьи, т.е. с учётом её малолетнего ребенка.
Истица Рунова А.Е. также поддержала иск прокурора, пояснив, что жилья в настоящее время у неё нет, общежитие по месту учёбы ей на период академического отпуска не предоставляется.
Представитель ответчика - Глава Бакчарского сельского поселения иск прокурора признал, за исключением требований о предоставлении жилой площади малолетнему ребенку истицы. Пояснил, что в соответствии с Законом Томской области N 188-ОЗ денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам выделяются из расчета на 1 человека, имеющего статус ребенка-сироты, но не на членов семей таких граждан. В случае, если будет выделена соответствующая субвенция, жилое помещение истице на основании решения суда будет предоставлено. Собственных средств для приобретения жилья истице в бюджете сельского поселения нет.
Представитель третьего лица - администрации Бакчарского района Киселева Л.С. возражала против иска, ссылаясь на то, что истица Рунова А.Е. обучается в учебном заведении по очной форме обучения, в связи с чем основания для предоставления ей жилого помещения ещё не наступили. Субвенции на приобретение жилья лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются из расчета на 1 человека, имеющего этот статус, но не на членов их семей.
Третье лицо - Администрация Томской области, будучи извещённой о месте и времени разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Представитель Администрации Томской области в направленном в суд отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований Руновой А.Е., полагая, что право на предоставление жилого помещения у Руновой А.Е. не наступило в связи с тем, что она обучается в Томском государственном университете по очной форме обучения, предполагаемый срок окончания обучения 31 августа 2016 года. Просил также рассмотреть дело без участия представителя Администрации Томской области.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что истица Рунова А.Е. (до перемены имени - З.), родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители решением Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Постановлением главы Администрации Бакчарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N 228 несовершеннолетняя З. была определена в детское государственное учреждение с полным государственным обеспечением. На основании постановления Главы Бакчарского района Томской области N 651 от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя З. передана в приёмную семью Р.
ДД.ММ.ГГГГ З. сменила фамилию на Рунову, отчество - на Евгеньевну, что подтверждается свидетельством о перемене имени.
Постановлением главы Бакчарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Рунова А.Е. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в единый список нуждающихся в жилом помещении в порядке очереди с одновременным включением в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ у истицы родилась дочь, Р.А..
В настоящее время истица обучается по очной форме обучения в Томском государственном университете, находится в академическом отпуске с 21 октября 2011 года по 01 сентября 2012 года, проживает в семье приемных родителей в с. Бакчар, где зарегистрирована по месту жительства. Собственником жилого помещения, в котором проживает истица, является её приемный родитель Р.
Как следует из сообщений ОГУП ТОЦТИ и Управления Росреестра по Томской области, истица Рунова А.Е. в собственности жилья не имеет.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 5 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" установлено, что предусмотренные этим Законом, а также Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
В соответствии со статьей 15 названного Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Статьей 1 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" установлено, что государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов Томской области. Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Названным Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ установлена Методика расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Согласно данной методике, объем субвенции в части расходов на приобретение жилых помещений на год по каждому поселению рассчитывается исходя из объемов ассигнований областного бюджета, предусмотренных на соответствующие цели в соответствующем финансовом году, пропорционально объему денежных средств, определенных по специальной формуле, исходя из численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, что истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в муниципальном образовании "Бакчарское сельское поселение", которое наделено государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому обязанность по обеспечению Руновой А.Е. жилым помещением должна быть возложена на администрацию Бакчарского сельского поселения.
Доводы представителя администрации Бакчарского района и представителя администрации Томской области о том, что право на предоставление жилого помещения у истицы не возникло в связи с её обучением в образовательном учреждении по очной форме обучения, суд отклоняет.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Руновой А.Е., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания пребывания в приемной семье и прекращения опеки (попечительства).
В то же время не подлежат удовлетворению исковые требования прокурора о внеочередном предоставлении жилой площади малолетней дочери истицы, поскольку дочь истицы не относится к категории лиц, на которых распространяются гарантии, установленные пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Правом на внеочередное предоставление жилого помещения по основаниям рассматриваемого иска дочь истицы не обладает.
Поскольку норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории Бакчарского сельского поселения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека, истице должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение в селе Бакчар общей площадью не менее 12 квадратных метров.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Руновой А.Е. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области предоставить Руновой А.Е. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в селе Бакчар Бакчарского района Томской области, пригодное для проживания, общей площадью не менее 12 квадратных метров.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 02 июня 2012 года
Копия верна, судья Бакчарского районного суда
Томской области Шатохин В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.