Судья Каргасокского районного суда Томской области Прилуцкая И.О.,
с участием представителя ООО "Кран-С" Халина В.С.,
рассмотрев в судебном заседании административный материал в отношении ООО "Кран-С", обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кран-С" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В процессе проведения плановой проверки ООО "Кран-С" были обнаружены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта " "данные изъяты"" регистрационный номер N, расположенного по адресу: "адрес":
1. Представленное "Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО "Кран-С" не соответствует действующим требованиям в области промышленной безопасности;
2. Не проведена экспертиза промышленной безопасности крану Кран "данные изъяты" регистрационный номер N, отработавшему нормативный срок службы;
3. Не разработан и не согласован с территориальным органом Ростехнадзора график аттестации руководителей и специалистов по промышленной безопасности;
4. Не заключен договор с аварийно-спасательными службами;
5. Не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
6. Не установлен порядок обучения и периодической проверки знаний у ответственных специалистов и обслуживающего персонала;
7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не обучен и не аттестован на знание "Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов";
8. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии не обучен и не аттестован на знание "Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов";
9. Крановщики автомобильных кранов не допущены к работе приказом по организации;
10. Не установлен порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы;
11. Письменно не согласована с органами Ростехнадзора численность службы надзора ООО "Кран-С".
Представитель Ростехнадзора в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Считает невозможным эксплуатацию опасного производственного объекта " "данные изъяты"" до выполнения обязательных требований промышленной безопасности, указанных в акте и предписании N от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ООО "Кран-С" Халин В.С. пояснил, что государственным инспектором Ростехнадзора по выявленным нарушениям обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта " "данные изъяты"" было выдано предписание, установлен срок для исправления нарушений. В настоящее время нарушения, указанные в акте проверки, ООО "Кран-С" устраняет. Просит приостановить деятельность Общества до устранения выявленных проверкой нарушений промышленной безопасности.
Выслушав представителя ООО "Кран-С", изучив материалы административного дела, суд установил следующее.
Понятие "промышленная безопасность опасных производственных объектов" содержится в абз. 1 ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О промышленной безопасности производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена административная ответственность.
Ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
На основании ст. 10 вышеуказанного Федерального закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О промышленной безопасности производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте.
Согласно п.п. 2, 4, 5 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9.3.21 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98, краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. Результаты обследования должны заноситься в паспорт крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Согласно п. п. "а", "в" п. 9.4.2 вышеназванных Правил руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. В этих целях должны быть: назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами; установлен требуемый настоящими Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний настоящих Правил у ответственных специалистов.
На основании п. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98, для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами госгортехнадзора. Для обеспечения содержания кранов в исправном состоянии владелец должен назначить инженерно-технического работника соответствующей квалификации после обучения и проверки знания им настоящих Правил экзаменационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения и подпись должны содержаться в паспорте крана. Эти сведения должны заноситься в паспорт до регистрации крана в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного специалиста.
В соответствии с п. 9.4.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98 повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться: а) периодически, не реже одного раза в 12 мес.; б) при переходе работника на другое место работы; в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора госгортехнадзора.
Согласно п. 9.4.23 вышеуказанных Правил допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) по организации.
В силу п. п. "а", "е" п. 9.5.13 вышеназванных Правил владелец крана или эксплуатирующая организация должны: разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты; определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение.
Согласно п. 19 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. В организации по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору может не создаваться аттестационная комиссия, при этом обеспечивается проведение аттестации (проверки знаний) специалистов организации в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Распоряжением и.о. зам руководителя Западно-Сибирского управления Ростехнадзора N от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ООО "Кран-С" на предмет состояния промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений.
Согласно акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности опасного производственного объекта:
1. Представленное "Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО "Кран-С" не соответствует действующим требованиям в области промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ 10.03.1999 N 263; Приказ Ростехнадзора N 575-пр от 04.09.2009 "Об утверждении регламента согласования "Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", порядка оформления "Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", порядка исполнения государственной функции по проверке организации производственного контроля на опасных производственных объектах и утверждении порядка представления сведений об организации и осуществлении производственного контроля Эксплуатирующими организациями");
2. Не проведена экспертиза промышленной безопасности крану Кран "данные изъяты" регистрационный номер N, отработавшему нормативный срок службы (ст. 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; п. 9.3.21 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98);
3. Не разработан и не согласован с территориальным органом Ростехнадзора график аттестации руководителей и специалистов по промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; п. 19 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37; п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением правительства РФ от 10.03.1999 N 263);
4. Не заключен договор с аварийно-спасательными службами (ст. 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ);
5. Не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; ст. 9.4.2 п. "а" Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999);
6. Не установлен порядок обучения и периодической проверки знаний у ответственных специалистов и обслуживающего персонала (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37; ст. 9.4.2 п. "в", ст. 9.4.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98).
7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не обучен и не аттестован на знание "Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов" (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37; п. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98).
8. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии не обучен и не аттестован на знание "Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов" (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37; ст. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98).
9. Крановщики автомобильных кранов не допущены к работе приказом по организации (ст. 9.4.23 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00).
10. Не установлен порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; ст. 9.5.13 п. "е" Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00).
11. Письменно не согласована с органами Ростехнадзора численность службы надзора ООО "Кран-С" (т. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00).
ООО "Кран-С" выдано предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, установлены сроки: по пунктам 6, 9, 10 - до ДД.ММ.ГГГГ; по пунктам 1, 3 - 5, 7, 8, 11 - до ДД.ММ.ГГГГ; по пункту 2 - до ДД.ММ.ГГГГ.
Санкция ч. 1 ст. 9 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ранее ООО "Кран-С" к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения не привлекалось, часть выявленных нарушений в настоящее время устранены, о чем свидетельствуют представленные представителями ООО "Кран-С" документы.
Однако, наличие вышеуказанных нарушений на опасном производственном объекте " "данные изъяты"" ООО "Кран-С" создает угрозу жизни и здоровью работников, эксплуатирующих опасный производственный объект, и иных граждан, а так их же имущества. Наиболее существенным нарушением требованием промышленной безопасности опасного производственного объекта судья считает не проведение экспертизы промышленной безопасности крана Кран "данные изъяты" рег. N, отработавшего нормативный срок службы (согласно предписания срок устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ). В связи с чем, судья находит, что наказание в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, и назначает наказание в виде административного приостановлении деятельности до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ, постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО "Кран-С" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9 КоАП РФ и назначить ООО "Кран-С" наказание в виде административного приостановлении деятельности производственного объекта " "данные изъяты"", регистрационный номер N, расположенный по адресу: "адрес" сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление исполнить немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.