Решение Кедровского городского суда Томской области от 12 января 2011 г.
(Извлечение)
Кедровский городской суд"адрес" в составе
судьи Бабьева А.В.,
при секретаре Диордий И.Н., Бондарь С.А.
с участием прокурора Супруненко Ю.Н., Маметова Т.К.
представителя ответчика - ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" юрисконсульта Гвоздева А.С.
представителя 3-го лица на стороне ответчика - Администрации"адрес" Шафутдиновой И.И., Янсон К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора"адрес" в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" (далее ЗАО "ВИГК", о признании незаконным бездействия ЗАО "ВИГК" по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов"адрес" и о понуждении к разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов"адрес",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор"адрес" обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "ВИГК" о признании незаконным бездействия ЗАО "ВИГК" по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов"адрес" и о понуждении к разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов"адрес", ссылаясь на то, что деятельность"адрес" филиала (далее КФ), ЗАО "ВИГК" в сфере создания санитарно-защитной зоны эксплуатируемого полигона твёрдых бытовых отходов"адрес" с целью недопущения вредных выбросов в атмосферный воздух и почву не соответствует требованиям законодательства.
В обоснование исковых требований прокурор указывает, что ответчик незаконно устранился от исполнения обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в"адрес". Просит обязать ЗАО "ВИГК" разработать проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в"адрес", и представить указанный проект санитарно-защитной зоны в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по"адрес" в"адрес" для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения, получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в"адрес".
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в соответствии с лицензией отДД.ММ.ГГГГ NN (70) ЗАО "ВИГК" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории"адрес" доДД.ММ.ГГГГ
Из приложения к лицензии следует, что класс опасности размещаемых отходов для окружающей среды установлен от 1 до 5 включительно. КФ ЗАО "ВИГК" по акту приёма-передачи земельного участка отДД.ММ.ГГГГ передан в аренду земельный участок для размещения бытовых отходов. Дополнительным соглашением, (п. 4), отДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, назначение земельного участка переименовано и указано, что участок выделяется "под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов".
Постановлением мэра"адрес" отДД.ММ.ГГГГN "О продлении договора аренды земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов", заключенного ранее с КФ ЗАО "ВИГК" пунктом 3.2. на арендатора возложена обязанность по выполнению экологических требований и мер по охране земли. Во исполнение п. 8.4 указанного договора, в связи с отсутствием заявлений одной из сторон о его расторжении, он действует на тех же условиях по настоящее время.
Кедровский филиал ЗАО "ВИГК" не имеет проекта санитарно-защитной зоны на санкционированный объект размещения твёрдых бытовых отходов.
Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в"адрес" является несоблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, т. к. негативно влияет на атмосферный воздух и почву территории вокруг данного объекта, что может повлечь возникновение инфекционных и других тяжёлых заболеваний среди неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования и иных граждан в нём прибывающих.
Представитель ответчика - юрисконсульт КФ ЗАО "ВИГК" Гвоздев А.С. исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что разработка такого проекта не требуется, в связи с тем, что объект, куда доставляются твердые бытовые отходы, не является полигоном. По классу опасности отходов санкционированная свалка не представляет опасности для населения и прилежащей территории, достаточно удалена от населенного пункта в связи с чем необходимости в устройстве санитарно - защитной зоне нет.
Представитель третьего лица - Администрации"адрес" полагает, что оснований для наложения обязанности на ЗАО "ВИГК" по разработке проекта санитарно-защитной зоны нет.
Выслушав стороны, допросив свидетелей и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с лицензией отДД.ММ.ГГГГ NN ЗАО "ВИГК" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории"адрес" доДД.ММ.ГГГГ, из приложения к лицензии следует, что класс опасности размещаемых отходов для окружающей среды установлен от 1 до 5 включительно.
Согласно договору аренды земельного участкаN отДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования"адрес" предоставила КФ ЗАО "ВИГК" земельный участок с кадастровым номеромN, находящийся по адресу:"адрес" общей площадью 13905 кв. м., в целях размещения полигона бытовых отходов. Указанный земельный участок передан в аренду КФ ЗАО "ВИГК" по акту приёма-передачи отДД.ММ.ГГГГ
Дополнительным соглашением (п. 4), отДД.ММ.ГГГГ к данному договору изменено наименование назначения земельного участка, указано: "под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов".
Постановлением мэра"адрес" отДД.ММ.ГГГГN "О продлении договора аренды земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов, заключенного ранее с КФ ЗАО "ВИГК" пунктом 3.2. на арендатора возложена обязанность по выполнению экологических требований и мер по охране земли. В связи с отсутствием заявлений сторон о его расторжении, указанный договор действует на тех же условиях до настоящего времени.
В соответствии с ч. ч. 2 ст. 52 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ), в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации" (далее Закон N 52-ФЗ), при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения должны устанавливаться их санитарно-защитные зоны.
Согласно ст. ст. 20, 21 предусматривающих принцип безопасности и безвредности для человека в местах его пребывания атмосферного воздуха и почв, и ч. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ч. 3 ст. 20 указанного Закона нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Пунктом 1.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГN (далее Санитарные правила), установлены требования, которые распространяются на эксплуатацию действующих объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Проектирование санитарно-защитных зон, согласно п. 3.1. Санитарных правил, осуществляется на всех этапах, в том числе при эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенных в Санитарных правилах.
Согласно справке территориального отдела Управления Роспотребнадзора по"адрес" в"адрес" полигон для размещения твёрдых бытовых отходов относится к 1 классу опасности с размером санитарно-защитной зоны 1000 метров.
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании"адрес" районного суда Главный санитарный врачЕ пояснила, что объект, предназначенный для размещения твердых бытовых отходов, используемый КФ ЗАО "ВИГК" в"адрес" является санкционированной свалкой и относится к первому классу опасности.
Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: - промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м (параграф 7 Санитарных правил), к которым относятся усовершенствованные свалки твёрдых бытовых отходов (ДД.ММ.ГГГГ Санитарных правил).
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ отДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 названного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу положений п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
В судебном заседании установлено, что КФ ЗАО "ВИГК" занимается деятельностью по сбору и размещению ТБО на санкционированной свалке, организованной им в соответствии с договором аренды земельного участка и является действующим предприятием, в связи с чем на нем лежит обязанность разработки санитарно - защитной зоны.
Разрешая вопрос об удовлетворении требования ответчиком положительного санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в"адрес", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отделения данного требования от требования о разработке проекта санитарно - защитной зоны, поскольку проект санитарно - защитной зоны является завершенным лишь после получения положительного санитарно-эпидемиологическое заключения. На этом основании указанное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора"адрес" в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "ВИГК" о признании незаконным бездействия ЗАО "ВИГК" по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов"адрес" и о понуждении к разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов"адрес", удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону бездействие ЗАО "ВИГК" в части неисполнения обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов в"адрес".
Обязать Закрытое акционерное общество "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" в срок доДД.ММ.ГГГГ разработать проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов в"адрес" и представить указанный проект санитарно - защитной зоны арендуемого земельного участка в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по"адрес" в"адрес" для выдачи на него санитарно - эпидемиологического заключения.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кедровский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.