Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Чириковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя истца Шулева А.А., представителя ответчика Ильмурадовой Ж.И. гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование требований указал, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, установившая, что территория 40 квартала 44 выдела Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества захламлена (загрязнена) бытовым мусором и отходами лесопиления 4-5 классов опасности.
Поскольку до настоящего времени нарушитель, виновный в загрязнении земель лесного фонда, не установлен, полагает, что обязанность по очистке лесов должна быть возложена на ответчика, в компетенции которого находится решение данного вопроса. Просит возложить на Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить санитарно-оздоровительные мероприятия в виде очистки лесов на территории 40 квартала 44 выдела Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества от захламления и загрязнения.
В судебном заседании представитель истца Шулев А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ильмурадова Ж.И. иск не признала, пояснила, что Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области является ненадлежащим ответчиком. Считала, что требование должно быть предъявлено к Администрации Верхнекетского района Томской области, т.к. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ", согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как устанавливаетч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Встатье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная вст. 58 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, которой установлено, что территория 40 квартала 44 выдела Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества захламлена (загрязнена) бытовым мусором и отходами лесопиления 4-5 классов опасности.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Учитывая данные конституционные положения, нормы федерального законодательства, суд считает, что несоблюдение требований санитарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурором заявлен обоснованно.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещает размещение (хранение и захоронение) отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Указанное положение закреплено также в пункте 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (в ред.Постановления Правительства РФ от 05.05.2011 N 343), согласно которому запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии с Федеральнымзаконом "Об отходах производства и потребления",Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды",Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 N227 утвержден Порядок обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов. Указанное положение не опубликовано, однако, в силу ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", имеет юридическую силу и обязательно к исполнению на территории Томской области.
Пункт 2 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - Порядок) дает определение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, которым является разрешенная органами местного самоуправления территория (существующая площадка) для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени, но не обустроенная и эксплуатируемая с отклонениями от действующих нормативных требований.
Захоронение твердых бытовых отходов на санкционированных объектах размещения отходов осуществляется при наличии документации: правил эксплуатации санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, разрешения на размещение отходов на объекте, утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов, лицензии на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды по обращению с отходами (п.7 Порядка).
Из письма руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области от 10.06.2011 N 3084/06 следует, что объекты размещения отходов на территории 40 квартала 44 выдела Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества в реестре объектов размещения отходов не значатся.
Поскольку данный участок под размещение отходов не предоставлялся, суд приходит к выводу, что выявленная свалка является несанкционированной.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 29.12.2010N 442-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по охране и защите лесов, в том числе обеспечение санитарной безопасности в лесах, на землях лесного фонда переданы субъекту Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "б" пункта 3 Правил санитарной безопасности в лесах, п. 4 Руководства санитарно-оздоровительные мероприятия обеспечиваются в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 14 Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 N 146, реализация указанных полномочий возложена на Департамент.
Из сообщения начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области N 1326 от 14.04.2011 следует, что несанкционированная свалка отходов производства и потребления на площади 3 га в окрестностях п. Белый Яр у автодороги "Белый Яр - Сайга" расположена на землях лесного фонда в 44 выделе 40 квартала Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества, находящихся в собственности Российской Федерации. Данный факт подтверждается представленными схемами расположения несанкционированной свалки (л.д. 10-18), подписанной уполномоченными лицами в области лесопользования - помощником лесничего Белоярского участкового лесничестваП., лесничим Верхнекетского лесничестваС.
Нахождение земель лесного фонда по адресу: Томская область, Верхнекетский район, Верхнекетское лесничество, общей площадью 43052010000 кв.м, в собственности Российской Федерации подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серии/________/, выданным 19.11.2008.
В соответствии с п.п. 66, 67 Руководства при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Согласно сведениям, содержащимся в письме начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 14.04.2011 N 1326, нарушение выявлено 02.09.2009, нарушитель, виновный в загрязнении земель лесного фонда, в течение длительного времени не обнаружен.
Учитывая факт расположения свалки на территории земель лесного фонда Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества, находящихся в собственности Российской Федерации, отсутствие в материалах дела сведений о лице, виновном в образовании данной свалки, суд приходит к выводу, что иск предъявлен к надлежащему лицу. При этом суд не может согласиться с позицией представителя ответчика о том, что обязанность по проведению санитарных мероприятий на данном участке должна быть возложена на орган местного самоуправления - Администрацию Верхнекетского поселения.
Пункт 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от/________/ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 21.04.2011N 69-ФЗ) регламентирует, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 и 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды, к ним относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Организация деятельности в области обращения с бытовыми отходами на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.
Поскольку нахождение несанкционированной свалки на землях Верхнекетского района не установлено, акт N 11/08 от 02.09.2009, схемы (л.д. 10-18), подтверждают нахождение несанкционированной свалки на землях лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, суд считает, что иск предъявлен к надлежащему ответчику.
Обращаясь с требованием к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, прокурор просит обязать ответчика обеспечить санитарно-оздоровительные мероприятия в виде очистки лесов на территории 40 квартала 44 выдела Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества от захламления и загрязнения в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Суд считает, что данное требование основано на законе.
Меры санитарной безопасности в лесах установлены ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в соответствии с п. 4 ч.1 которой в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно п. 8 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, работы по назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, издаваемых Федеральным агентством лесного хозяйства.
Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство).
Как устанавливает п. 7 данного Руководства, к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится очистка лесов от захламления и загрязнения.
Факт захламления земель на территории 40 квартала 44 выдела Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества ответчик не отрицал, подтверждается актом N 11/8 от 02.09.2009, а также данными фототаблицы (л.д.4-10).
Поскольку доказательств обеспечения мероприятий в виде очистки лесов на данной территории от захламления и загрязнения ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам, суд считает, что требования прокурора обоснованны. При этом отсутствие у ответчика денежных средств, необходимых для обеспечения финансирования санитарно-оздоровительных мероприятий, в силу п.3 ст.401 ГК РФ, не может являться основанием к отказу в иске.
В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ суд, принимая решение о понуждении организации совершить определенные действия, обязан установить срок, в течение которого они должны быть совершены.
Суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, учитывая, что представителем ответчика иной срок не предложен, доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона (п.9 ст. 333.36 НК РФ) прокурор освобожден.
Размер пошлины в силу п.п.3 п. 1 ст. 333.19 составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить санитарно-оздоровительные мероприятия в виде очистки лесов на территории 40 квартала 44 выдела Центрального урочища Белоярского участкового лесничества Верхнекетского лесничества от захламления и загрязнения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.