Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Н.А. Шороховецкой
при секретаре И.А.Пузякова
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя истца Карпачевой О.И. (действующей на основании ордера N 27 от 15.03.2012), представителя ответчика Колотовой А.Р. (действующей на основании доверенности N02-40/751 от 16.05.2011) гражданское дело N 2- 633/2012 по иску Лоскутова Д.В. к администрации Кировского района г.Томска об отмене решения об исключении из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Лоскутов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением об отмене решения об исключении из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование доводов указал, что решением жилищной комиссии администрации Кировского района г.Томска от 27.07.2010 он исключен из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения. Основанием явились нормы ч. 6 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", а также п.А ч.20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Томской области. Указанное решение незаконно и необоснованно, поскольку в 1999 он обратился в администрацию Кировского района г.Томска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принят на учет с даты подачи заявления, проживая составом семьи 3 человека в квартире, расположенной по адресу: /________/. Жилая площадь комнаты 18 кв.м. Таким образом, имеющаяся у его семьи обеспеченность жилой площадью и наличие статуса ветерана боевых действий позволило быть включенным в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время он проживает по адресу: /________/ в изолированной комнате площадью 19,3 ( /________/ доли в праве собственности на 6 -комнатную квартиру, общей площадью 90,70кв.м). Кроме того, он относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем исходя из 18 кв.м общей площади жилья, приходящегося на одного члена семьи. 12.09.2009 на основании решения мирового судьи брак между ним и Лоскутовой О.О. расторгнут. После расторжения брака с ним осталась проживать несовершеннолетняя дочь /________/ рождения. Таким образом, он проживает в жилом помещении вместе с дочерью и на каждого члена семьи приходится по 9,67 кв.м общей площади. Следовательно, на момент снятия с учета он являлся нуждающимся улучшении жилищных условий поскольку на него приходилось общей площади менее установленной нормы, определяющей уровень обеспеченности жильем. Просит суд признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии администрации Кировского района г.Томска от 27.07.2010 в части исключения его из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика восстановить его в списках очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на указанный учет.
Истец в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, но с участием представителя.
Представитель истца Карпачева О.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что истец в 1999 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На момент постановке на учет проживал с семьей, состоящей из трех человек в жилом помещении, расположенном по адресу: /________/ площадью 18 кв.м. После расторжения брака истец переехал в жилое помещение, расположенное по адресу: /________/ ( /________/ доли в праве собственности на 6 комнатную квартиру). Площадь комнаты составляет 19,33 кв.м, где Лоскутов Д.В. проживает совместно с дочерью. Кроме того, истец является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, исходя из 18 кв.м на одного члена семьи. Таким образом, на момент принятия решения ответчиком о снятии истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий основания, дающие право на получение жилого помещения не отпали. Кроме того, решение о снятии истца с учета должно приниматься администрацией Томской области.
Представитель ответчика Колотова А.Р. исковые требования не признала. Представила письменный отзыв, который поддержала. Суду пояснила, что 09.03.1999 Лоскутов Д.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи ФИО11. (жена), ФИО12.(сын). В основу данного решения была положена справка проверки жилищных условий от 09.03.1999, согласно которой семья истца занимала жилое помещение N /________/ общей площадью 18 кв.м. 16.06.2010 администрацией была получена выписка N /________/ из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой Лоскутов Д.В. с ноября 2007 является правообладателем /________/ доли в праве общей долевой собственности на шестикомнатную квартиру. Общая площадь доли, принадлежащей истцу составляет 19,33 кв.м, где он зарегистрирован с 08.08.2008. Решением Думы г.Томска от 13.12.2005 N27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан РФ, постоянно проживающих на территории г.Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10,0 кв.м общей площади на одного члена семьи. 15.11.2011 Лоскутов Д.В. зарегистрировал по своему местожительству дочь /________/ рождения. Таким образом, на момент снятия с очереди истца не был нуждающимся в улучшении жилищных условий и жилищная комиссия приняла правомерное решение об исключении Лоскутова Д.В. из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения.
Заслушав участников процесса, оценив доказательства, определив соответствии с ч.5 ст.167 ГК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 40,41 Конституции РФ право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и обязанностям человека и гражданина.
Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ст.1 ФЗ " О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со ст.1,2 Закона Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" право на получение субсидии на приобретение жилых помещений в собственность имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005.
Статья 52 ЖК РФ, предусматривает, чтожилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч.2 ст.6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп.1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с подп.3 п1 ст.16 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 ветеранами боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п.1 ст.3 настоящего ФЗ, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно п.1 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005.
В соответствии с подп.3 п.3 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" объем средств, предусмотренный в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан:.. ветеранов боевых действий.
Согласно ст.56 ч.1 п.2 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: ? утраты им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что истец 09.03.1999 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой N250 от 09.03.1999.
На момент постановки на учет истец состоял в браке с ФИО8 и вместе с ней, а также сыном ФИО9 был зарегистрирован и проживал по адресу: г /________/ в комнате общей площадью18 кв.м (справка о проверке жилищных условий).
Согласно справке от 09.03.1999 Лоскутов Д.В. в объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска на очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стоит с 09.03.1999 (состав семьи /________/.- жена, /________/сын, общая очередь -2403, очередь участников ДРА- 106, инвалидов ДРА-27). Сведений об использовании льгот на строительство (приобретение) жилья после получения статуса вынужденного переселенца в администрации нет.
Из свидетельства о расторжении брака I-OM N /________/ от /________/ следует, что брак между истцом и ФИО8 на основании решения и.о. мирового судьи судебного участка N2 Томского судебного района Томской области от 01.09.2009 прекращен, о чем 23.12.2009 составлена запись о расторжении брака /________/.
08.08.2008 истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: /________/, где совместно с ним зарегистрирована с 15.11.2011 дочь ФИО17. (свидетельство о рождении I-OM N /________/ от /________/, свидетельство N11423 о регистрации по месту жительства).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 19.11.2007 следует, что истец является собственником /________/ доли в праве общей долевой собственности на 6-комнатную квартиру, расположенную по адресу: /________/.
В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что истец утратил основания, дающие право на получение жилого помщения, поскольку общая площадь принадлежащей истцу доли составляет 19,3 кв.м. Исходит из следующего.
На момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 09.03.1999, действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985г. N59, которые предусматривали, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного облисполкомом (7 кв.м и менее) (ст. 7 п.а ).
На момент постановки на учет в соответсвии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985г. N 59, истец и его семья были зарегистрированы по адресу: /________/, площадь помещения составляла 18 кв. м, следовательно, на одного члена семьи приходилось 6 кв.м.
Данный факт представителем ответчика не оспаривался.
Таким образом, семья истца имела обеспеченность жилой площадью ниже учетной нормы, установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985 N 59.
После расторжения брака и переезда в жилое помещение, расположенное по адресу: /________/, площадью 19,33 кв.м.Учитывая, что истец проживает вдвоем с дочерью, следовательно, на одного члена семьи приходится 9, 67 кв.м.
Как следует из материалов дела, Лоскутов Д.В. является ветераном боевых действий в звании полковник и относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержи по обеспечению жильем, исходя из 18 кв.м общей площади жилья, приходящихся на одного члена семьи.
Таким образом, на момент снятия истца с учета, он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на него приходится общей площади менее установленной нормы, а именно 9,67 кв.м, определяющей уровень обеспеченности жильем. В связи с чем решение комиссии администрации Кировского района г.Томска от 27.07.2010 в части снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилого помещения было принято незаконно и подлежит отмене.
Доказательств обратного, в силу требований ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.
Кроме того, согласно ст.4,5 Закона Томской области от 06.06.2006 "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления муниципальных образований: формируют отдельную очередь из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона. Очередь формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При формировании очереди учитывается право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, ранее установленное жилищным законодательством, ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный Администрацией Томской области, списки граждан, указанных в статье 1настоящего Закона, а также иные сведения по запросам Администрации Томской области, предусмотренные действующим законодательством.
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляет Администрация Томской области.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемые в бюджеты субъектов РФ в установленном порядке.
В силу ст.3 Закона Томской области от 06.06.2006 "О форме и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" порядок предоставления в соответствии с настоящим законом социальной выплаты гражданам для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность определяется постановлением Администрации Томской области.
Следовательно, льгота по обеспечению жильем является федеральной, формирование очереди возложено на органы местного самоуправления муниципальных образований, а исполнение ее возложено на администрацию Томской области, соответственно, решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося должна принимать администрация Томской области.
Таким образом, принимая во внимание, что истец является ветераном боевых действий, проживает вместе с дочерью в жилом помещении общей площадью 19,33 кв.м, суд приходит к выводу, что оснований для исключения истца из льготной очереди не имелось. Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий установлена, так же как и его право на льготное обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Кировского района г.Томска от 27.07.2010 в части исключения Лоскутова Д.В. из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, законны и обоснованны, следовательно подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лоскутова Д.В. к администрации Кировского района г.Томска о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии об исключении из списка очередности граждан, состоящих на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке очередности граждан, состоящих в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии администрации Кировского района г.Томска N9 от 27.07.2010 об исключении Лоскутова Д.В. из списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.
Обязать администрацию Кировского района г.Томска восстановить Лоскутова Д.В. в списках очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет 09.03.1999.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись
ВЕРНО
Судья: Н.А.Шороховецкая
Секретарь: И.А.Пузякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.