Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Ольховской Е.В.
при секретаре Стариковой И.В.
с участием заявителя Новицкого В.М., представителя Администрации Колпашевского района Гришаева Д.В. (действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ)
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Новицкого В.М. об обжаловании бездействия Администрации Колпашевского района по исполнению решения комиссии Администрации района по учёту граждан, имеющих право на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выплаты единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещение в сумме "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ:
Новицкий В.М. обратился в Колпашевский городской суд Томской области с заявлением (с учётом уточнений) об обжаловании бездействия Администрации Колпашевского района по исполнению решения комиссии Администрации района по учёту граждан, имеющих право на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выплаты единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещение в сумме "данные изъяты" рублей.
В обосновании своих требований Новицкий В.М. указал, что он проходил военную службу в ВС СССР. В связи с распадом СССР на основании приказов вышестоящего командования его часть подлежала расформированию, а офицерский состав - увольнению. Он был уволен в запас по организационно-штатным мероприятиям.
На основании ст.4, п.п.3 п.6 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", в редакции от 22 января 1993 года, действующего на момент его увольнения, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении в запас и в отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 15 данного Закона, Администрацией Колпашевского района он был включен в список граждан-военнослужащих, имеющих право на получение жилья. Его неоднократные обращения в течение более 16 лет после увольнения с военной службы в органы местного самоуправления, к Главе муниципального образования для выполнения положений Закона РФ "О статусе военнослужащих" в плане обеспечения его жильем результата не давали. После многочисленных судебных разбирательств Решением Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (Дело N) было признано за ним право на обеспечение жильем как военнослужащего, уволенного в запас по льготным основаниям, и он был восстановлен в списках очередников. Им были поданы документы в Администрацию Колпашевского района, и он был уведомлен о том, что включен в список на получение жилищного сертификата в 2011 году. Но в декабре 2010 года вступил в силу Федеральный Закон N342-Ф3 от 08. 12.2010г. "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Данным Законом было отменено право военнослужащих на получение жилищного сертификата, а было установлено право на обеспечение жильем по выбору гражданина в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На региональном уровне был принят Закон Томской области N71-03 от 11. 05.2011г. "О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным Законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным Законом от 8 декабря 2010 года N342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", в котором были продублированы положения Федерального Закона "О статусе военнослужащих".
На основании писем Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ исх. N, от ДД.ММ.ГГГГ исх. NТП 05-23-1898/11 он информировал Администрацию района о форме выбора жилого помещения.
8 августа 2011 года был принят Закон Томской области N 163-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным Законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", положениями ст.1 которого Администрация Колпашевского района была наделена государственными полномочиями по обеспечению граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями.
Длительное время вопрос о рассмотрении и принятия каких-либо мер по исполнению вышеуказанных Законов не решался, он был вынужден обращаться в Администрацию Колпашевского района, прокуратуру г. Колпашево, в Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, в адрес Председателя Правительства РФ. Только после этого сложившаяся ситуация двинулась с мертвой точки. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N N Администрация района уведомила его о необходимости предоставления пакета документов. Им, в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих", окончательно было выбрано право на обеспечение жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Данные документы были переданы в Администрацию района и ДД.ММ.ГГГГ получены специалистом О.
Спустя более месяца, ДД.ММ.ГГГГ на состоявшемся заседании комиссии Администрации района по учету граждан, имеющих право на получение государственной поддержки (жилищных сертификатов) на строительство (приобретение) жилья за счет бюджетных средств было принято решение о предоставлении ему денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме "данные изъяты" (один миллион пятьдесят одна тысяча пятьдесят) рублей. В этот же день он письменно уведомил Главу Района о том, что данную сумму хотел бы потратить на строительство индивидуального жилого дома, и просил перечислить деньги на счет.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Колпашевского района N было утверждено "Положение о порядке перечисления гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Томской области органами местного самоуправления муниципального образования "Колпашевский район" за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих и Федеральным Законом от 8 декабря 2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Однако в ст.2 данного "Положения..." было указано, что "получатель единовременной денежной выплаты имеет право
использовать ее на приобретение (в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирного дома) жилого помещения". Позиция строительства в Положении рассматривается только как "долевое участие в многоквартирнике", вариантов строительства индивидуального жилого дома своими силами (т.е. лица, имеющего право на получение единовременной денежной выплаты), долевого строительства дома другого типа вообще нет. Таким образом, Администрация района в нарушение Федеральных Законов ограничила механизм реализации жилищных прав, т.к. исходя из смысла Федерального Закона, это может быть любое приобретение жилого помещения: договор купли-продажи, долевое участие в строительстве, долевое участие в строительстве многоквартирного дома, самостоятельное строительство частного индивидуального дома и т.п. Закон не конкретизирует и, соответственно, не ограничивает механизм реализации жилищных прав. Администрацией района было предложено участвовать только или в долевом строительстве, или приобрести готовое жилье. Но он, в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" письмом от ДД.ММ.ГГГГ вновь уведомил Администрацию района о том, что будет строить индивидуальный жилой дом своими силами и указал, чтобы денежная выплата была перечислена на счет.
В последствии он написал заявление в прокуратуру Томской области и прокуратуру г. Колпашево. Проведенной прокурорской проверкой "Положения..." было "... установлено наличие коррупциогенных факторов" и на незаконный правой акт прокуратурой г. Колпашево принесен протест.
Полагает, что решение комиссии Администрации района по учету граждан, имеющих право на получение государственной поддержки (жилищных сертификатов) на строительство (приобретение) жилья от ДД.ММ.ГГГГ о выделении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, должно быть выполнено в любом случае, без исключения каких-либо сложившихся обстоятельств.
В судебном заседании Новицкий В.М. поддержал доводы своего заявления в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Колпашевского района Гришаев Д.В., не согласившись с доводами заявителя в полном объеме пояснил, что нормами действующего федерального законодательства не предусмотрено предоставление единовременной денежной выплаты на строительство индивидуального жилого помещения. Кроме того, предоставление единовременной денежной выплаты носит строго целевой характер и направлено на обеспечение соответствующих категорий граждан жилыми помещениями. В тоже время предоставление единовременной денежной выплаты на строительство индивидуального жилого помещения не позволяет осуществлять контроль за целевым использованием гражданам средств единовременной денежной выплаты, что позволит гражданам использовать средства единовременной выплаты не по целевому назначению.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 3 ГПК РФ заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в установленном законом порядке.
В частности, гражданским процессуальным законодательством предусмотрена возможность лица, чьи права, свободы и законные интересы оспорены либо нарушены, обратиться в суд в порядке искового производства (ст. 131 - 136 ГПК РФ), либо в порядке особого производства (262 - 267 ГПК РФ), а также по правилам главы 25 ГПК РФ относительно производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления...
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, установленным гл.25 ГПК РФ, может быть оспорено бездействие, в том числе, органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований: при этом согласно положений ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" срок обращения в суд с жалобой составляет три месяца с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Решение о предоставлении Новицкому денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме "данные изъяты" (один миллион пятьдесят одна тысяча пятьдесят) рублей было принято ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Новицкий обратился в суд за защитой нарушенного права. Судом сделан вывод о том, что срок на обращение в суд с изложенными требованиями им не пропущен.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии со ст. 4, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О статусе военнослужащих" правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
На основании ч.1 ст. 15, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О статусе военнослужащих" Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
П.6 ст.15 названного закона устанавливает, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии со ст. 15 данного Закона, Администрацией Колпашевского района Новицкий был включен в список граждан-военнослужащих, имеющих право на получение жилья.
ст. 1, Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" внесены в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следующие изменения в статью 15:
а) абзац второй пункта 2 признать утратившим силу;
б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.";
В соответствии с вышеуказанными законами был принят Закон Томской области N71-03 от 11. 05.2011г. "О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным Законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным Законом от 8 декабря 2010 года N342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", в котором были продублированы положения Федерального Закона "О статусе военнослужащих".
8 августа 2011 года был принят Закон Томской области N 163-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным Законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", положениями ст.1 которого Администрация Колпашевского района была наделена государственными полномочиями по обеспечению граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями.
Пунктом 2 ст. 4 указанного Закона "Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны: 1) самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению переданных государственных полномочий в соответствии с Федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Томской области;...".
28.09.2011 года Администрация Колпашевского района направила Новицкому письмо N N с просьбой, в соответствии со ст.5 Закона Томской области от 11.05.2011 N 71-ОЗ (ред. от 07.11.2011) "О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" предоставить необходимые документы (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы заявителем были направлены в адрес Администрации Колпашевского района (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ Новицкий уведомил главу Колпашевского района о форме обеспечения жилым помещением - это предоставление единовременной денежной выплаты на его счет, пояснив, что желает потратить её на строительство индивидуального частного жилого дома (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по учету граждан, имеющих право на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья за счет бюджетных средств. Комиссия решила предоставить Новицкому денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в сумме "данные изъяты" рублей (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Колпашевского района N 1226 было утверждено "Положение о порядке перечисления гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Томской области органами местного самоуправления муниципального образования "Колпашевский район" за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих и Федеральным Законом от 8 декабря 2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Однако в ст.2 данного "Положения..." было указано, что "получатель единовременной денежной выплаты имеет право использовать ее на приобретение (в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирного дома) жилого помещения" (л.д.21-22).
На момент подачи заявления в суд, единовременная, установленная решением комиссии, выплата, Новицкому не была перечислена.
После принятия решения о выплате необходимых средств Новицкому и не исполнении решения, Новицкий обратился в Колпашевскую городскую прокуратуру. По результатам прокурорской проверки в адрес Администрации Колпашевского района был внесен протест на постановление Администрации Колпашевского района от 22.11.2011. N1226 "Об утверждении Положения о порядке перечисления гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Томской области органами местного самоуправления муниципального образования "Колпашевский район" за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом, от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (л.д.38-41).
Постановлением Администрации Колпашевского района от ДД.ММ.ГГГГ. N
Постановление Администрации Колпашевского района от ДД.ММ.ГГГГ. N было признано утратившим силу (л.д.37).
23.11.2011 года за N906 в адрес Новицкого Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области направил письмо с разъяснением, что во исполнение Федерального закона в текущем году разрабатывались и принимались нормативные правовые акты, как на федеральном, так и региональном уровнях. Нa территории Томской области приняты нормативные правовые акты.
Письмом Новицкому также разъяснено, что субвенции из федерального бюджета для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц поступили на территорию Томской области и направлены в органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в том числе в Администрацию Колпашевского района. Таким образом, созданы все необходимые предпосылки, как финансового, так и правового характера, для реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ (л.д.24).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Законом Томской области от 08.08.2011 N 163-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Томской области (ст.4). При этом, в целях реализации переданных государственных полномочий их исполнение осуществляется за счёт субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим законом (ст.5).
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Томской области от 11.05.2011 N 71-03 (в ред. от 07.11.2011) "О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" установлено, что по выбору гражданина, указанного в статье 2 настоящего Закона, выраженному в письменном виде, право на обеспечение его жилым помещением может быть реализовано путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Томской области.
Закон Томской области от 04.10.2002 N 74-03 (ред. от 08.11.2011) "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области" предусматривает возможность реализации права гражданина на индивидуальное жилищное строительство на предоставленном для этой цели земельном участке.
Утверждая Положение о порядке перечисления гражданам единовременной выплаты? (Постановление от 22.11.2011. N1226) Администрация Колпашевского района ограничила право Новицкого, имеющего право па получение единовременной денежной выплаты и желающего использовать данную выплату на цели приобретения или строительства жилого помещения, только путем покупки жилья или участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Порядок получения единовременной денежной выплаты для целей индивидуального жилищного строительства Положением не был урегулирован.
В дальнейшем данное Положение было признано утратившим силу, а иного Положения на момент рассмотрения дела не разработано. Стороны этого в суде не оспаривали. Решение о предоставлении единовременной выплаты Новицкому в момент рассмотрения дела не отменено, является действующим и должно быть выполнено.
Согласно п.п. "в" п. 3 Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и просчетов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, Администрация Колпашевского района, сужая права Новицкого, желающего использовать получаемые средства на цели строительства жилого помещения, возможностью использования выплаты только на долевое участие в строительстве, допускает нарушение, установленной в ст. 40 Конституции РФ, обязанности органов местного самоуправления по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище.
Ссылка представителя Администрации Колпашевского района об отсутствии порядка выплаты единовременной денежной выплаты на индивидуальное строительство не исключает возможности реализации права Новицкого на получение такой выплаты. Реализация предоставления военнослужащим законом прав не может быть поставлена в зависимость от добросовестности действий Администрации Колпашевского района, его должностных лиц по осуществлению правомочий, переданных им федеральным законом.
И, поскольку в настоящем судебном заседании установлено, что основания для предоставления заявителю единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей не отпали, Новицкий имеет право получить её.
В связи с чем, суд считает, требования Новицкого В.М. заявлены обосновано, им обжаловано бездействие Администрации Колпашевского района в части неисполнения решения комиссии Администрации района по учёту граждан, имеющих право на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выплаты единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещение в сумме "данные изъяты" рублей.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя необходимо возложить на Администрацию Колпашевского района в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу выплатить Новицкому В.М. денежную выплату на строительство индивидуального жилого помещения в сумме "данные изъяты" рублей.
Поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ (п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 254 - 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Новицкого В.М. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Колпашевского района в части неисполнения решения комиссии Администрации района по учёту граждан, имеющих право на получение государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Новицкого В.М. и возложении на Администрацию Колпашевского района в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу выплатить Новицкому В.М. денежную выплату на строительство индивидуального жилого помещения в сумме 1051050 "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Администрации Колпашевского района госпошлину в пользу Новицкого В.М. в размере "данные изъяты" рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд Томской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: Е.В.Ольховская
Мотивированный текст решения изготовлен: 10.02.2012 года
Судья: Е.В.Ольховская
Решение вступило в законную силу: "13" апреля 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.